Введение
1. Сущность и формы межбюджетных отношений
2. Особенности межбюджетных отношений в России на современном этапе
Заключение
Список литературы
Контрольная работа|Бюджетное право
Авторство: Znanie
Год: 2013 | Страниц: 18
Введение
1. Сущность и формы межбюджетных отношений
2. Особенности межбюджетных отношений в России на современном этапе
Заключение
Список литературы
Для большинства стран мира основные проблемы межбюджетных отношений связаны с поиском ответов на три главных вопроса: как распределить доходные источники между уровнями бюджетной системы; как разграничить расходные обязательства, и какие формы финансовой помощи, применительно к конкретным условиям функционирования национальной экономики, являются наиболее эффективными.
Проводимые в Российской Федерации радикальные преобразования в сфере рыночных отношений во многом потребовали и разработки новой бюджетно-налоговой политики. Построение децентрализованной модели федеративного государства с предоставлением максимальной самостоятельности региональным органам власти, муниципальным образованиям в решении социально-экономических задач на подведомственной им территории требует создания адекватного механизма межбюджетных отношений, отвечающего и общегосударственным интересам, и интересам публично-правовых образований Российской Федерации.
Объект исследования: межбюджетные отношения.
Предмет исследования: особенности межбюджетных отношений в России.
Цель исследования: выявить особенности межбюджетных отношений в России.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- понять сущность и формы межбюджетных отношений;
- рассмотреть особенности межбюджетных отношений в России на современном этапе.
Методы исследования: сбор, структурирование и анализ информации.
1. Сущность и формы межбюджетных отношений
В Бюджетном кодексе Российской Федерации зафиксировано определение межбюджетных отношений как взаимоотношений между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. В качестве сторон в этих отношениях выступают органы представительной и исполнительной власти. Причем характер взаимоотношений между указанными участниками не является равноправным .
Неравенство вытекает из свойств самой бюджетной системы, ее иерархичности, централизации и т. п. Финансовая помощь, выделяемая в виде дотаций, субсидий, субвенций, представляет собой изначально собственные средства «дарующего» бюджета. И это, безусловно, ставит сторону, принимающую помощь, в зависимое положение, хотя предоставление финансовой помощи вышестоящими бюджетами является не только правом, но и обязанностью. В большей мере зависимость предопределяется тем, что сроки, размеры, условия предоставления финансовой помощи в нормативно-правовых актах в полной мере «прописать» невозможно.
Более того, следует указать и на то, что межбюджетные отношения в большинстве случаев не являются однородными, часто характеризуются фактическим неравенством отдельных нижестоящих публично-правовых образований в межбюджетных отношениях с вышестоящими органами представительной и исполнительной власти. Так, например, в Бюджетном кодексе Российской Федерации провозглашен принцип равенства бюджетов субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом. Формально этот принцип реализуется, прежде всего, через единую систему федеральных, региональных и местных налогов, через единый порядок их уплаты. В условиях же огромной дифференциации в уровнях социально-экономического развития субъектов федерации такой подход к установлению равенства бюджетов субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом объективно ставит субъекты РФ с низким уровнем развития в зависимое положение от федерального центра.
В научной литературе выделяются разнообразные признаки межбюджетных отношений. В частности :
- четкое определение доходных и расходных полномочий и их закрепление за соответствующим уровнем власти;
- реализация бюджетных полномочий между федеральным центром, субъектами РФ, муниципальными образованиями в лице их уполномоченных органов;
- ответственность органов власти за организацию бюджетного процесса;
- системная организованность денежных потоков и связей между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов и грантов.
Ряд авторов к признакам межбюджетных отношений относят :
1. Бирюков А.Г. Межбюджетные отношения: проблемы и пути совершенствования // Инициативы XXI века. – 2010. – №2. – С. 11.
2. Иванов В.В. Теория и практика межбюджетных отношений. – СПб.: БАН, Нестор-История, 2010. – 228 с.
3. Измайлов Г.И. Проблема правового регулирования межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях // http://www.gramota.net/.
4. Кузнецова О. Межбюджетные отношения: параллели между Россией и Германией // Казанский федералист. – 2011. – №10. – С. 7-9.
5. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И., Петренко В.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 320 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!