1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
3. ТИПЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
ЗАДАНИЕ 1
В чем вы видите причину усиления религии во всем мире, и в том числе в нашей стране. Может ли религия оказать действительную помощь в преодолении бездуховности?
ЗАДАНИЕ 2
Крупнейший философ XX века Эрих Фромм писал: «Этика и религия тесно связаны, между ними имеются определенные пересечения» (Психоанализ и религия //Сумерки богов. М., 1990. 143 с.).
Раскройте содержание этого верного теоретического положения на примере одной из мировых религий:
христианства,
ислама,
буддизма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
Религия (от лат religo – связывать, привязывать, заплетать) – это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его «Я».
Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не всякая вера религиозна. Вера – это признание какой-либо информации достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Вера может быть религиозной и светской. Человек верит, светски принимая информацию по своей воле иногда сомневаясь или критикуя ее. Религиозная же вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры религиозной являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае рассматривается как тяжкий грех. Вера означает признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств .
Религиозную веру следует отличать от суеверий-предрассудков и заблуждений, зародившихся еще в язычестве, но возникающих и развивающихся и в современности.
Религиозная вера отличается от светской еще и тем, что непременно связана с культом и поклонением, почитанием божеств при помощи конкретно устанавливаемых действ-ритуалов.
Изучая сущность религии, мы исходим из факта ее существования. Данный факт не могут отрицать даже самые крайние противники религии. Широкое распространение различных верований, глубокое влияние, как на отдельных лиц, так и на человеческие общества заставляет нас задуматься об их происхождении.
Необходимо отметить, что в данном случае речь не идет о какой-либо конфессии, но о причинах возникновения религии вообще.
Религия – далеко не новое явление. Она существовала у всех без исключения древних народов – не только у тех, чья история и быт сравнительно хорошо исследованы (египтяне, ассирийцы, персы, римляне, греки, германцы, славяне), но и у сравнительно недавно открытых (африканские народности).
Всеобщее распространение религии известно с глубокой древности.
В ответ на утверждение об изначальности религии в человечестве и о сверхъестественном ее происхождении отрицательная критика представила много различных вариантов так называемого естественного происхождения идеи Бога. Сущность всех этих теорий можно выразить афоризмом Фейербаха: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога».
Натуралистическая (от лат. natura – природа) гипотеза, высказанная еще в I веке до Р. Х. римским поэтом и философом Лукрецием, утверждает, что идея Бога и религия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы («Страх создал первых богов»), непонимания их, незнания законов природы.
Это психологическое объяснение не учитывает того, что страх скорее вызывает стремление избежать, скрыться от данного явления, а не олицетворять его и обращаться к нему с мольбой. Человек многого боялся, но тем не менее обоготворял не все предметы страха: хищников, стихии, своих врагов-людей и т. п., а лишь некоторые из них и часто вовсе безобидные (камень, дерево и т. п.).