Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования заемного капитала
1.1 Сущность и классификация заемного капитала
1.2 Методы оценки использования заемного капитала
Глава 2. Оценка использования заемного капитала ОАО "Маслянинский лесхоз"
2.1 Финансово - экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ эффективности использования заемного капитала предприятием
Глава 3 Совершенствование политики управления заемным капиталом ОАО "Маслянинский лесхоз"
3.1 Рекомендации по повышению эффективности использования заемного капитала предприятия
3.2 Повышение эффективности использования заемного капитала
Заключение
Список литературы
Приложения
Заемные средства способствуют повышению эффективности производства и реализации, увеличению рентабельности собственных средств. Предприятие привлекает заемный капитал через государственные структуры и частные финансовые институты, которыми в настоящее время выступают кредитные организации, пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании. В последнее время появляются новые инструменты привлечения заемного капитала на финансовом рынке.
Целью курсовой работы является анализ эффективности использования заемного капитала на предприятии.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты использования заемного капитала;
2) дать оценку использования заемного капитала ОАО "Маслянинский лесхоз";
3) рассмотреть совершенствование политики управления заемным капиталом ОАО "Маслянинский лесхоз".
Предметом исследования является процесс использования заемного капитала.
Объектом исследования является ОАО «Маслянинский лесхоз».
Методами исследования в курсовой работе являются горизонтальный, вертикальный и коэффициентный анализы баланса. Методической основой исследования послужили работы российских и зарубежных ученых, посвященные вопросам управления финансами организаций, оценке и анализу финансово-хозяйственной деятельности и заемного капитала.
Анализируется отчетность предприятия ОАО «Маслянинский лесхоз» за 2009 -2010 гг.
Глава 1.Теоретические аспекты использования заемного капитала
1.1 Сущность и классификация заемного капитала
Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах.
В состав заемных средств входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др.
Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами.
Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность использования заемных средств.
Структура заемного капитала неоднородна. Для финансов имеет принципиальное значение срок, на который привлекаются ресурсы. Наиболее выгодными для предприятия являются долгосрочные займы и кредиты, к которым в российской практике относятся обязательства со сроком погашения свыше 1 года.
Заемный капитал может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла.
Целью управления формированием заемного капитала предприятия является определение его наиболее рационального источника заимствования, способствующего повышению стоимости собственного капитала предприятия.
К заемным источникам средств относятся кредиты банков, займы других организаций, займы физических лиц-учредителей фирмы. Кредиты и займы покрывают дополнительную потребность предприятия в средствах.
Заемные средства с хозяйственной точки зрения являются источником имущества (актива), а с юридической – долгом предприятия. Они включают: долгосрочные обязательства – непогашенные суммы заемных средств, подлежащие погашению в соответствии с договорами более чем через 12 мес. после отчетной даты; краткосрочные обязательства, отражаемые в разделе V баланса - суммы кредиторской задолженности, подлежащей погашению в течение 12 мес. после отчетной даты. Заемные финансовые ресурсы это банковские кредиты и займы; кредиты, займы, ссуды в денежной форме, предоставляемые небанковскими учреждениями; государственные кредиты и займы, в том числе прямые и в форме налогового инвестиционного кредита; финансовые средства, привлекаемые за счет эмиссии облигаций.
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. / И. Т. Балабанов. – М. Финансы и статистика, 2009. – 124 с.
2. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы: курс лекций. / В.Г. Белолипецкий; под ред. И.П.Мерзлякова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 224 с.
3. Бланк И. А. Управление формированием капитала / И. А. Бланк. – К. : «Ника-Центр», 2010. – 186 с.
4. Бородина Е.И. Финансы предприятий: учебное пособие / Е. И. Бородина. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 341 с.
5. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент: полный курс: В 2-Х т./ Пер. с англ. / Ю. Бригхем, Л. Гапенски; под ред. В.В. Ковалева. – СПб.: Экономическая школа, 2010. – 275 с.
6. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособ. – 2-е изд./ Л. В. Донцова., Н. А. Никифорова. – М.: "Дело и сервис", 2008. – 336 с.
7. Камышов П.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: составление и анализ. Издание второе, исправленное и дополненное./ П.И. Камышов, А.П. Камышов. – М.: Омега-Л, 2007. – 381с
8. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: учебно-справочное пособие / А.Г. Каратуев. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. – 257 с.
9. Керимов В.Э. Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» / В.Э. Керимов, О.А. Роженецкий // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. – № 4. – С. 4-5.
10. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 612 с.
11. Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом./ В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 245 с.
12. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях. / Е.П. Козлова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 394 с.
13. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для ВУЗов / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова; под ред. проф. Н.П.Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 471 с.
14. Моляков Д.С., Докучаев М.В., Большаков С.В. Актуальные проблемы финансов предприятий. / Д.С. Моляков, М.В.Докучаев, С.В. Большаков // Финансы. 2008. – № 4. – С.6-8.
15. Незамайкин В.Н. Финансы организаций: менеджмент и анализ: учебное посо¬бие. – 2- е изд., перераб. и доп. / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 375 с.
16. Павлова Л.Н. Финансы предприятий : учебник для вузов. / Л.Н. Павлова. М.: Финансы; ЮНИТИ, 2008. – 457 с.
17. Парамонов А.В. Учёт и анализ предпринимательского капитала./ А.В. Парамонов // Аудит и финансовый анализ. 2003. – № 1. – С. 13-14.
18. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия / Б.В. Прыкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 360 с.
19. Рыжих Р.Н. Управление предприятием и рынок. / Р.Н. Рыжих. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 358 с.
20. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебник / И.В Сергеев. – М.: 2009. – 128 с.
21. Фомин П.А. Оценка эффективности использования финансов предприятий в условиях рыночной экономики [Электронный ресурс] / П.А. Фомин, В.В. Хохлов. Режим доступа: http://publish.cis2000.ru/.
22. Финансы предприятий: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2007. – 245 с.
23. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: учебно-практическое пособие. / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – М.: Инфра-М., 2009. – 345 с.
24. Экономический анализ: учебник для вузов / Под. ред. Л. Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 213 с.