Введение
1. Теоретический аспект исследования профессиональных ориентаций молодежи
1.1. Молодежь как социально-демографическая группа
1.2. Влияние института образования на формирование ориентаций студентов
2. Исследование профессиональной ориентации выпускников новосибирских вузов
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Результаты исследования профессиональной ориентации студенческой молодежи
Заключение
Список литературы
Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно – ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации.
Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируются ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т.д. Однако, это внешняя сторона, характерная, тем более, не для всей молодежи в целом.
Молодость – это всегда период становления жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей, и совершенно очевидно, что молодое поколение сегодняшних россиян в этом ничем не отличается от предыдущих поколений, только им намного труднее сделать свой выбор [13].
Результаты исследований последних лет дают основания полагать, что для молодежи характерен высокий уровень притязаний на образование [20]. Изменения мотивов поступления в вуз сводятся, во-первых, к тому, что высшее образование зачастую идентифицируется не со знаниями, уровнем квалификации, приобретаемыми в вузе, а только с получением диплома, во–вторых, к нарастающей прагматичности молодежи в выборе специальности, вуза (ориентированность не на свои способности, профессиональные интересы, а на перспективность, престижность той или иной специальности) [2, с. 208].
В последние годы все возрастающее число студентов сочетают учебу в вузе с оплачиваемой работой – в среднем около трети студентов [12, с. 32].
Исследование ценностных ориентаций, жизненных ориентиров студенческой молодежи представляется весьма актуальным, так как это завтрашний потенциал страны, и от того, какие профессиональные ориентации будут восприняты и сформированы у молодежи, во многом зависит перспектива развития России.
Цель данной работы – изучить профессиональную ориентацию молодежи на рынке труда.
Объект исследования – студенческая молодежь.
Предмет исследования – профессиональная ориентация молодежи на рынке труда.
Задачи:
- выявить вопросы ценностных ориентаций студенческой молодежи;
- изучить образование как ценность среди студенческой молодежи;
- проанализировать особенности профессиональных ориентаций.
1. Алексеенко Т.Ф., Рудакова И.А., Щербакова Л.И. Рельефы идентификационного пространства российского студенчества. – Новочеркасск, 2005
2. Арсентьева Н.М. Модели поведения молодежи в сфере образования и на рынке труда: механизм и факторы формирования / Н.М. Арсентьева, В.П. Бусыгин, И.И. Харченко // Регион: экономика, социология. – 2006. – № 1. – С. 126-140
3. Бекова Т.Б. Молодежь в системе высшего образования: выбор пути / Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». – СПб.: Скифия, 2000. – С.208
4. Биченко И.Г. К вопросу о ценностных ориентациях молодежи // Высшее образование для XXI века: Пятая международная научная конференция, МосГУ, 13-15 октября 2008 г.: доклады и материалы. Секция 6. Высшее образование и мировая культура. Вып.2. / отв. ред. Вл. А. Луков, Н. В. Захаров. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. – С. 22-25
5. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. – 2002. – №3. – С.78-83.
6. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С.56-63.
7. Грядунов М. В. Специфика современной социализации студенческой молодежи в аспекте обновленных ценностей. – Научные труды МГУПИ. Сборник статей, 2007
8. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. – 2003. – №4 – С. 99-106.
9. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982. – С. 11.
10. Зоркая Н. Ценности и установки российской молодежи / Н.Зоркая, Н.М.Дюк // Мониторинг обществ. мнения. – 2003. – №4 (66). – С.66-77.
11. Клюев А.В. Динамика качественных изменений в системе ценностных ориентаций и социальных установок учащейся молодежи / А.В.Клюев, И.С.Урсу, С.Ф.Анисимова // Личность. Культура. Общество. – 2010. – Т.12, вып. 2. – С.299-306.
12. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. – М.: Изд-во ЦСП, 2002. – С.32.
13. Липский И.А. Молодежь в системе социально-педагогических отношений / Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы Всероссийской научно-практической конференции 11-12 июля 2000 г. – Тамбов, 2000.
14. Лисаускене М.В. Поколение NEXT – прагматичные перфекционисты или романтики потребления // Социологические исследования. – 2006. – №4. – С.111-115.
15. Маслоу А. Самоактуализация. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 2002.
Всего 30 источников