Введение
1. Особенности и проблемы социализации и ресоциализации личности в условиях трансформаций, происходящих в современном российском обществе
1.1. Факторы, агенты, уровни социализации личности
1. 2. Механизмы социализации
2. Основные проблемы социализации в трансформирующемся российском обществе
2.1. Основные проблемы социализации молодежи в трансформирующемся российском обществе
2. 2. Проблемы определения критериев оценки социализированности
2. 3. Негативное воздействие социального расслоения в современной России
Заключение
Литература
В настоящее время большую актуальность приобретают проблемы успешной социализации личности в трансформирующемся социокультурном пространстве. В обществе нарастают социальные противоречия, так как большинство его норм и институтов было направлено на трансляцию алгоритмов поведения в достаточно стабильной и прогнозируемой социальной среде. Сегодня российское общество сталкивается с новыми угрозами и вызовами, предъявляющими высокие требования к интеллектуальным и адаптивным способностям человека, а также к институтам, способствующим социализации личности. Одна из главных угроз – консервация отсталости в российском обществе – во многом обусловлена неэффективными процессами социализации личности. Социализация личности всегда была тесно связана с семьей и системой образования.
Цель настоящей работы является исследование специфики социализации личности в условиях формирующегося в современной России общества.
Гипотеза — проводящиеся непрерывные изменения в российском обществе оказывают негативное влияние на процессы социализации.
Объектом данного исследования является процесс социализации личности в современном российском обществе.
Предметом исследования выступает – личность россиянина и ее социализация.
Исходя из заявленной цели, задачи данной работы такие:
1. выявление особенностей и проблем социализации и ресоциализации личности в условиях трансформаций, происходящих в современном российском обществе;
2. выявление основных проблем социализации в трансформирующемся российском обществе.
Методологической базой данного исследования являются социологические теории Дж. Мида, теория "двойной структурации" Э. Гидденса.
В работе используются такие методы социологических исследований как системный и системно-деятельностный подходы, структурно-функциональный анализ, статистический анализ, методы наблюдения и сравнения.
1. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. N°8
2. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности//Психология самосознания.- Самара, 2003
3. Гудовский И. В. Социализация личности в образовательном процессе: маргинальный аспект: монография. - Красноярск, 2005;
4. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы. // Общественные науки и современность. – 2004. № 5,6.
5. Зубок Ю. А. Проблема риска в социологии молодежи. - М., 2003;
6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979.
7. Левинсон А. Г. Как изменились траектории мужской социализации // Куда пришла Россия. Итоги социетальной трансформации / под общ. ред. Т. Заславской. - М., 2003;
8. Лисовский В.Т. Социология молодежи. - СПб., 1996.
9. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. – М.: ИС РАН, 2007.
10. Образование в Российской Федерации: 2007: статистический ежегодник.- М., 2007.
11. Осипов Г.Н., Кузнецов В.Н. Социология и государственность. - М., 2006;
12. Петухов В. В. От монетизации льгот к национальным проектам // Социологические исследования. 2006. N°12.
13. Попов М. Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе. Монография. - М.-2006.;
14. Рябова М. Социализация личности и текст: методологический и социально-философский аспекты.- Саранск, 2003;
15. Силласте Г. Стратификация Российского общества - вызов времени. // Обозреватель -Observer. №12(143). 2001
16. Смелзер Н. Социология.- М., 1994.
17. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. - М., 2001.
18. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии.- М., 1969.