Введение
1 Общетеоретические положения и организационно-правовые основы государственной долговой политики
1.1 Государственная долговая правовая политика как основа бюджетного реформирования в России
1.2 Причины возникновения государственного долга
1.3 Социально-экономические причины и правовые последствия государственного кредита и государственного долга
1.4 Зарубежный опыт правового регулирования государственного долга (на примере Канады)
2 Актуальные вопросы и пути совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации
2.1 Управление государственным внешним долгом в современной России: подходы и тенденции развития
2.2 Актуальные проблемы осуществления внешнего государственного финансового контроля за состоянием и управлением государственным долгом субъекта Российской Федерации
2.3 Государственный и муниципальный долг: проблемы взаимодействия и правового регулирования
2.4 Проблемы нормативно-правового регулирования государственных гарантий в системе управления государственным долгом РФ
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Актуальность исследования. Проведение рыночных реформ в Российской Федерации по-новому поставило вопросы государственного регулирования хозяйства и источников финансирования государственной деятельности. Постепенно роль основного источника денежных средств государства, наряду с налоговыми поступлениями, стали занимать государственные заимствования (причем, не только внешние, но и внутренние), объем которых в условиях экономического спада, кризиса налоговой системы год от года становился все более ощутимым. Результатом этого стал практически неограниченный рост российского государственного долга и расходов бюджета по его обслуживанию.
Долговая политика – неотъемлемая часть экономической политики государства. В качестве рычага регулирования государственный долг обеспечивает воздействие на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость и другие социально-экономические процессы. С помощью государственных заимствований удается ослабить постоянные противоречия между величиной необходимых общих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению. Как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, государственные займы являются важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны. В то же время необоснованное наращивание государственного долга, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов имеют дестабилизирующее влияние на экономику страны.
В этой связи долг выступает в качестве объекта регулирования, что предполагает наличие взаимосвязанных бюджетных, финансовых, организационных и других процедур, т.е. системы управления государственным долгом. Посредством ее функционирования государство определяет механизм осуществления заимствований, соотношение между различными видами долговых заимствований, их оптимальные структуру и сроки, уровень доходности, способствует сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне, сокращению стоимости обслуживания государственного долга и т.д.
Политика в области управления долгом и механизм управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики государства, регионов, муниципальных образований и нормального функционирования бюджетного процесса. Вследствие этого возникает насущная теоретическая и практическая необходимость макроэкономического исследования экономической природы государственной задолженности, причин ее возникновения, социально-экономических последствий, а также определения ее места в механизме хозяйствования. Значимость вышеперечисленных проблем для целей эффективного государственного регулирования экономики предопределили актуальность темы и обусловили выбор ее в качестве темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является совокупность экономических, организационных и правовых отношений, возникающих в результате формирования дополнительных ресурсов государства, с целью разрешения противоречий между экономическими и социальными потребностями общества и бюджетными возможностями.
Предметом исследования выступает государственный долг, формирующийся в результате политики дефицитного финансирования в современной экономике, его экономическая и институциональная структура, механизм его регулирования.
Целью выпускной квалификационной работы является политико-экономическое исследование государственного долга как категории экономической теории и элемента хозяйственного механизма, определение направлений воздействия государственного долга на социально-экономические процессы и механизмов регулирования последнего.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Изучить понятие государственной долговой правовой политики как основы бюджетного реформирования в России;
- Исследовать причины возникновения государственного долга;
- Сформулировать социально-экономические причины и правовые последствия государственного кредита и государственного долга;
- Проанализировать зарубежный опыт правового регулирования государственного долга (на примере Канады);
- Осветить особенности управления государственным внешним долгом в современной России – исследовать подходы и тенденции развития;
- Сформулировать актуальные проблемы осуществления внешнего государственного финансового контроля за состоянием и управлением государственным долгом субъекта Российской Федерации;
- Изучить проблемы взаимодействия и правового регулирования государственного и муниципального долга;
- Выявить проблемы нормативно-правового регулирования государственных гарантий в системе управления государственным долгом РФ.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам социально-экономической роли государства, природы государственного долга и управления им.
Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем государственного долга посвящены работы зарубежных экономистов. В частности, работа Стрика Дж. «Государственные финансы Канады (пер. с англ.)» в систематической форме выявила связь между развитием экономики и государственными расходами Канады. Значительное внимание было уделено и теоретическим аспектам управления государственным долгом.
В российской экономической мысли проблемы государственной задолженности были поставлены в работах В.В. Лаврова «Труды ученых-экономистов: Финансы и кредит в СССР», В.М. Родионовой «Финансы» и др. В современной отечественной экономической литературе тема государственного долга и бюджетных дефицитов активно не исследовалась. Бюджетный дефицит трактовался как явление экономик буржуазных стран. Считалось, что советская экономическая модель с ее плановым характером развития не может иметь проблем, связанных с порожденным бюджетными дефицитами государственным долгом.
В последние годы исследования на данном направлении активизировались. Общие основы разрабатываются в трудах Анисимова А., Антропова Д., Балацкого Е., Свистунова В., Барыкина Е.А., Брайчевой Т.В., Головачева Д.Л., Данилова Ю.А., Коробовой А.П., Козырина А.Н., Лудиновой Ю.В., Хакамады И. и др.
Однако, несмотря на наличие значительного числа публикаций зарубежных авторов, на возросшее количество монографий и статей российских ученых, проблема государственного долга и его регулирования до сих пор остается недостаточно разработанной. В литературе до настоящего времени неоднозначно трактуется экономическое содержание категории «государственный долг»; преобладает преимущественно финансово-технический, а не политико-экономический анализ проблем государственной задолженности; недостаточно освещены вопросы внутреннего государственного долга и его влияния на экономику и решение социальных проблем, а также особенности его управления на разных уровнях вертикали власти.
В качестве методологической базы дипломной работы использовались общенаучные принципы познания экономических явлений: диалектический, системный, конкретно-исторический, функциональный, научного анализа и обобщения изучаемых процессов и другие принципы, позволяющие рассмотреть изучаемые процессы в развитии, выявить противоречия и предложить пути их разрешения.
В целом исследование носит теоретико-методологический, политико-экономический характер. Его теоретическая значимость заключается в развитии и углублении методологических основ исследования экономических и институциональных аспектов теории государственного долга, в раскрытии его сущности как экономической категории, определении места государственного долга в хозяйственном механизме и в системе экономической политики государства, в обобщении направлений воздействия государственного долга на социально-экономические процессы.
В условиях наличия многообразных, иногда диаметрально противоположных взглядов на проблему, существования в научной литературе нечетких и не совпадающих по смыслу определений предлагаемое исследование облегчает теоретическое изучение экономической политики государства и государственного долга как инструмента регулирования экономики. Полученные теоретические результаты способствуют научному обоснованию направлений совершенствования экономической политики в рамках достижения, стабилизационных целей посредством использования государственного долга, выработке стратегии управления государственным долгом, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, глоссария и списка использованной литературы.
1 Общетеоретические положения и организационно-правовые основы государственной долговой политики
1.1 Государственная долговая правовая политика как основа бюджетного реформирования в России
Современный этап развития российской экономики настоятельно требует серьезного осмысления как разрабатываемых целей и задач, так и тщательного анализа полученных результатов. Согласно положениям экономической теории для достижения качественного роста экономики любой страны необходимо, чтобы в основу принимаемых стратегических и тактических решений публичных органов власти была положена взвешенная и хорошо продуманная финансовая (экономическая) политика. Аналогичное значение несет для бюджетного реформирования финансово-правовая политика. Являясь одним из самостоятельных направлений правовой политики России, она имеет не только важное ориентирующее значение для развития финансового права, но и влияет на эффективность функционирования финансов и экономики страны, реализацию задач социального развития, укрепление государства и его безопасности. В этой связи финансово-правовая политика приобретает особое назначение и для достижения целей, обозначенных в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации .
Говоря о роли финансово-правовой политики, не будет преувеличением сказать, что она распространяется и охватывает своим воздействием практически все области жизнедеятельности общества и государства, что в конечном итоге отражается на интересах каждого человека, на возможностях реализации его конкретных прав. Особенно это касается такого важнейшего вида финансовой правовой политики, как бюджетная, а в ее рамках – государственной долговой (госкредитной) политики. Согласно вышеназванной Концепции бюджетного реформирования именно государственной долговой политике отведена одна из ведущих ролей в повышении эффективности государственного управления и реструктуризации бюджетного сектора. Ведь, как известно, формирование бюджетной политики в области управления госдолгом выступает составной частью системы управления государственными финансовыми ресурсами. Как показали августовский кризис 2008 г. в России, а также практика экономического реформирования в других странах (Бразилия, Аргентина и др.), госдолг при непродуманной долговой политике является источником экономических и политических рисков. Это определяет тесную взаимосвязь задачи управления госдолгом с вопросами обеспечения экономической безопасности государства или региона, осуществляющего заимствования .
Вместе с тем, некоторые количественные стандарты и экономические нормативы, установленные действующим российским законодательством и регулирующие, в частности, такие показатели, как объем госдолга, платежи по его обслуживанию и проч., не позволяют полностью избежать долговых рисков, достоверно выявлять и прогнозировать нарастание кризисных тенденций в экономике. Все изложенное определяет высокую степень значимости вопросов, касающихся как государственной долговой правовой политики, так и всей финансово-правовой политики в целом . При общем осознании важности названных задач, в том числе, связанных с выработкой конкретных мероприятий по повышению эффективности правовой политики в сфере госдолга, определение термина «государственно-долговая правовая политика», также, как и «финансово-правовая политика» отсутствует .