Дипломная работа|Экономика

Диплом Государственный долг и его влияние на социально-экономическое развитие

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2014 | Страниц: 69

Цена: 2 900
Купить работу

Введение

1 Общетеоретические положения и организационно-правовые основы государственной долговой политики

1.1 Государственная долговая правовая политика как основа бюджетного реформирования в России

1.2 Причины возникновения государственного долга

1.3 Социально-экономические причины и правовые последствия государственного кредита и государственного долга

1.4 Зарубежный опыт правового регулирования государственного долга (на примере Канады) 

2 Актуальные вопросы и пути совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации

2.1 Управление государственным внешним долгом в современной России: подходы и тенденции развития

2.2 Актуальные проблемы осуществления внешнего государственного финансового контроля за состоянием и управлением государственным долгом субъекта Российской Федерации

2.3 Государственный и муниципальный долг: проблемы взаимодействия и правового регулирования

2.4 Проблемы нормативно-правового регулирования государственных гарантий в системе управления государственным долгом РФ

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Актуальность исследования. Проведение рыночных реформ в Российской Федерации по-новому поставило вопросы государственного регулирования хозяйства и источников финансирования государственной деятельности. Постепенно роль основного источника денежных средств государства, наряду с налоговыми поступлениями, стали занимать государственные заимствования (причем, не только внешние, но и внутренние), объем которых в условиях экономического спада, кризиса налоговой системы год от года становился все более ощутимым. Результатом этого стал практически неограниченный рост российского государственного долга и расходов бюджета по его обслуживанию.

Долговая политика – неотъемлемая часть экономической политики государства. В качестве рычага регулирования государственный долг обеспечивает воздействие на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость и другие социально-экономические процессы. С помощью государственных заимствований удается ослабить постоянные противоречия между величиной необходимых общих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению. Как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, государственные займы являются важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны. В то же время необоснованное наращивание государственного долга, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов имеют дестабилизирующее влияние на экономику страны.

В этой связи долг выступает в качестве объекта регулирования, что предполагает наличие взаимосвязанных бюджетных, финансовых, организационных и других процедур, т.е. системы управления государственным долгом. Посредством ее функционирования государство определяет механизм осуществления заимствований, соотношение между различными видами долговых заимствований, их оптимальные структуру и сроки, уровень доходности, способствует сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне, сокращению стоимости обслуживания государственного долга и т.д.

Политика в области управления долгом и механизм управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики государства, регионов, муниципальных образований и нормального функционирования бюджетного процесса. Вследствие этого возникает насущная теоретическая и практическая необходимость макроэкономического исследования экономической природы государственной задолженности, причин ее возникновения, социально-экономических последствий, а также определения ее места в механизме хозяйствования. Значимость вышеперечисленных проблем для целей эффективного государственного регулирования экономики предопределили актуальность темы и обусловили выбор ее в качестве темы выпускной квалификационной работы.

Объектом исследования является совокупность экономических, организационных и правовых отношений, возникающих в результате формирования дополнительных ресурсов государства, с целью разрешения противоречий между экономическими и социальными потребностями общества и бюджетными возможностями.

Предметом исследования выступает государственный долг, формирующийся в результате политики дефицитного финансирования в современной экономике, его экономическая и институциональная структура, механизм его регулирования.

Целью выпускной квалификационной работы является политико-экономическое исследование государственного долга как категории экономической теории и элемента хозяйственного механизма, определение направлений воздействия государственного долга на социально-экономические процессы и механизмов регулирования последнего.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Изучить понятие государственной долговой правовой политики как основы бюджетного реформирования в России;
  • Исследовать причины возникновения государственного долга;
  • Сформулировать социально-экономические причины и правовые последствия государственного кредита и государственного долга;
  • Проанализировать зарубежный опыт правового регулирования государственного долга (на примере Канады);
  • Осветить особенности управления государственным внешним долгом в современной России – исследовать подходы и тенденции развития;
  • Сформулировать актуальные проблемы осуществления внешнего государственного финансового контроля за состоянием и управлением государственным долгом субъекта Российской Федерации;
  • Изучить проблемы взаимодействия и правового регулирования государственного и муниципального долга;
  • Выявить проблемы нормативно-правового регулирования государственных гарантий в системе управления государственным долгом РФ.

Теоретической основой исследования послужили фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам социально-экономической роли государства, природы государственного долга и управления им.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем государственного долга посвящены работы зарубежных экономистов. В частности, работа Стрика Дж. «Государственные финансы Канады (пер. с англ.)» в систематической форме выявила связь между развитием экономики и государственными расходами Канады. Значительное внимание было уделено и теоретическим аспектам управления государственным долгом.

В российской экономической мысли проблемы государственной задолженности были поставлены в работах В.В. Лаврова «Труды ученых-экономистов: Финансы и кредит в СССР», В.М. Родионовой «Финансы» и др. В современной отечественной экономической литературе тема государственного долга и бюджетных дефицитов активно не исследовалась. Бюджетный дефицит трактовался как явление экономик буржуазных стран. Считалось, что советская экономическая модель с ее плановым характером развития не может иметь проблем, связанных с порожденным бюджетными дефицитами государственным долгом.

В последние годы исследования на данном направлении активизировались. Общие основы разрабатываются в трудах Анисимова А., Антропова Д., Балацкого Е., Свистунова В., Барыкина Е.А., Брайчевой Т.В., Головачева Д.Л., Данилова Ю.А., Коробовой А.П., Козырина А.Н., Лудиновой Ю.В., Хакамады И. и др.

Однако, несмотря на наличие значительного числа публикаций зарубежных авторов, на возросшее количество монографий и статей российских ученых, проблема государственного долга и его регулирования до сих пор остается недостаточно разработанной. В литературе до настоящего времени неоднозначно трактуется экономическое содержание категории «государственный долг»; преобладает преимущественно финансово-технический, а не политико-экономический анализ проблем государственной задолженности; недостаточно освещены вопросы внутреннего государственного долга и его влияния на экономику и решение социальных проблем, а также особенности его управления на разных уровнях вертикали власти.

В качестве методологической базы дипломной работы использовались общенаучные принципы познания экономических явлений: диалектический, системный, конкретно-исторический, функциональный, научного анализа и обобщения изучаемых процессов и другие принципы, позволяющие рассмотреть изучаемые процессы в развитии, выявить противоречия и предложить пути их разрешения.

В целом исследование носит теоретико-методологический, политико-экономический характер. Его теоретическая значимость заключается в развитии и углублении методологических основ исследования экономических и институциональных аспектов теории государственного долга, в раскрытии его сущности как экономической категории, определении места государственного долга в хозяйственном механизме и в системе экономической политики государства, в обобщении направлений воздействия государственного долга на социально-экономические процессы.

В условиях наличия многообразных, иногда диаметрально противоположных взглядов на проблему, существования в научной литературе нечетких и не совпадающих по смыслу определений предлагаемое исследование облегчает теоретическое изучение экономической политики государства и государственного долга как инструмента регулирования экономики. Полученные теоретические результаты способствуют научному обоснованию направлений совершенствования экономической политики в рамках достижения, стабилизационных целей посредством использования государственного долга, выработке стратегии управления государственным долгом, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, глоссария и списка использованной литературы.

1 Общетеоретические положения и организационно-правовые основы государственной долговой политики 1.1 Государственная долговая правовая политика как основа бюджетного реформирования в России Современный этап развития российской экономики настоятельно требует серьезного осмысления как разрабатываемых целей и задач, так и тщательного анализа полученных результатов. Согласно положениям экономической теории для достижения качественного роста экономики любой страны необходимо, чтобы в основу принимаемых стратегических и тактических решений публичных органов власти была положена взвешенная и хорошо продуманная финансовая (экономическая) политика. Аналогичное значение несет для бюджетного реформирования финансово-правовая политика. Являясь одним из самостоятельных направлений правовой политики России, она имеет не только важное ориентирующее значение для развития финансового права, но и влияет на эффективность функционирования финансов и экономики страны, реализацию задач социального развития, укрепление государства и его безопасности. В этой связи финансово-правовая политика приобретает особое назначение и для достижения целей, обозначенных в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации . Говоря о роли финансово-правовой политики, не будет преувеличением сказать, что она распространяется и охватывает своим воздействием практически все области жизнедеятельности общества и государства, что в конечном итоге отражается на интересах каждого человека, на возможностях реализации его конкретных прав. Особенно это касается такого важнейшего вида финансовой правовой политики, как бюджетная, а в ее рамках – государственной долговой (госкредитной) политики. Согласно вышеназванной Концепции бюджетного реформирования именно государственной долговой политике отведена одна из ведущих ролей в повышении эффективности государственного управления и реструктуризации бюджетного сектора. Ведь, как известно, формирование бюджетной политики в области управления госдолгом выступает составной частью системы управления государственными финансовыми ресурсами. Как показали августовский кризис 2008 г. в России, а также практика экономического реформирования в других странах (Бразилия, Аргентина и др.), госдолг при непродуманной долговой политике является источником экономических и политических рисков. Это определяет тесную взаимосвязь задачи управления госдолгом с вопросами обеспечения экономической безопасности государства или региона, осуществляющего заимствования . Вместе с тем, некоторые количественные стандарты и экономические нормативы, установленные действующим российским законодательством и регулирующие, в частности, такие показатели, как объем госдолга, платежи по его обслуживанию и проч., не позволяют полностью избежать долговых рисков, достоверно выявлять и прогнозировать нарастание кризисных тенденций в экономике. Все изложенное определяет высокую степень значимости вопросов, касающихся как государственной долговой правовой политики, так и всей финансово-правовой политики в целом . При общем осознании важности названных задач, в том числе, связанных с выработкой конкретных мероприятий по повышению эффективности правовой политики в сфере госдолга, определение термина «государственно-долговая правовая политика», также, как и «финансово-правовая политика» отсутствует .

Нормативные правовые акты

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.» // Российская газета. 2010. 17 декабря.
  3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О Счетной палате Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.02.2011. № 7. Ст. 903.
  5. Постановление Правительства РФ от 4 марта 1997 г. за N 245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» // СПС Гарант.
  6. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 (ред. от 06.04.2011) «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (вместе с «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах», «Планом мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах») // СПС КонсультантПлюс.
  7. Проведение аудита эффективности использования государственных средств (вместе с «Порядком действий в процессе организации и проведения аудита эффективности») (утв. Решением Коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 09.06.2009 N 31К (668)) // СПС КонсультантПлюс.
  8. Закон Санкт-Петербурга от 13 июля 2011 г. № 455-85 «О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 25.07.2011. № 26.
  9. Закон Владимирской области от 30 ноября 2011 г. № 341 «О Счетной палате Владимирской области» // Владимирские ведомости. 17.12.2011. № 283.

Научная литература

  1. Анисимов А. Государственный долг России. М., 2010. – 699 с.
  2. Антропов Д. Внешний долг – угроза национальной безопасности // Обозреватель. 2012. N 3-4. С. 96.
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 308 с.
  4. Балацкий Е., Свистунов В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки // МЭ и МО. 2011. № 2. С. 44.
  5. Баринов Э.А., Хмыз О.В. Рынки: валютные и ценных бумаг. М.: Экзамен, 2011. – 533 с.
  6. Барыкин Е.А. Аудит эффективности в механизме государственного финансового контроля // СПС КонсультантПлюс
  7. Богданова А.В. Актуальные проблемы осуществления внешнего государственного финансового контроля за состоянием и управлением государственным долгом субъекта Российской Федерации // Финансовое право. 2012. N 6. С. 44.
  8. Брайчева Т.В. Государственные финансы России. СПб.: Питер, 2012. – 455 с.
  9. Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. М.: Городец-Издат, 2011. – 690 с.
  10. Вавилов Ю.А. Государственный долг. М.: Перспектива, 2010. – 544 с.
  11. Вавилов А.П. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. М., 2011. – 823 с.
  12. Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. М., 2009. – 312 с.
  13. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку // Дис. д-ра юрид. наук в виде научного доклада, выполняющего также функции автореферата. М., 2008. С. 134.
  14. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. М.: ГУ ВШЭ, 2012. – 129 с.
  15. Козырин А.Н. Государственный долг Канады: проблемы правового регулирования // Финансовое право. 2011. № 2. С. 9.
  16. Коробова А.П. О формах и средствах реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 4. С. 12.
  17. Кожевников С.Н. Государственная власть и правовая политика // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 2. В 2 т. М.: Юрист, 2012. Т. 1. – 454 с.
  18. Козырин А.Н. Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов: Научно-практический комментарий статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Реформы и право. 2011. № 4. С. 23 - 32.
  19. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы. 2012. № 10. С. 8 - 13.
  20. Крохина Ю.А. Государственный кредит и государственный долг: политические причины и правовые последствия // Финансовое право. № 2. 2013. С. 9.
  21. Лаврова А.М. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы // Финансы. 2014. № 3. С. 9 - 14.
  22. Лудинова Ю.В. Государственные гарантии в системе управления государственным долгом Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2004. С. 10.
  23. Лудинова Ю.В. Проблемы нормативно-правового регулирования государственных гарантий в системе управления государственным долгом РФ // Банковское право. 2014. № 1. С. 80.
  24. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2013. – 993 с.
  25. Покачалова Е.В. Государственная долговая правовая политика как основа бюджетного реформирования в России // Финансовое право. 2009. № 7. С. 8.
  26. Саунин А.Н. О методике выбора критериев оценки эффективности бюджетных расходов // Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Москвы. N 1 (25). С. 101.
  27. Синева Е.Н. Совершенствование финансового контроля в соответствии с задачами бюджетной реформы // Финансы и кредит. 2007. № 5. С. 40 - 43.
  28. Стрик Дж. Государственные финансы Канады (пер. с англ.). М.: Экономика, 2010. – 503 с.
  29. Труды ученых-экономистов: Финансы и кредит в СССР / Под ред. В.В. Лаврова. М.: Финансы и статистика, 1977. – 688 с.
  30. Финансы / Под ред. В.М Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993. – 689 с.
  31. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 698 с.
  32. Хакамада И. Государственный долг: структура и управление // Вопросы экономики. 2007. № 4. С. 67-79.
  33. Цареградская Ю.К. Управление государственным внешним долгом в современной России: подходы и тенденции развития // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 3. С. 9.
  34. Шохин С.О., Махмутова Э.Х. Управление государственным долгом // Финансы. 2012. № 12. С. 27.

Электронные ресурсы

  1. Заключение Счетной палаты РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за 2011 г. // URL: http://www.ach.gov.ru/ ru/expert/ follow-up/?id=897 (последнее посещение – 10 октября 2012 г.).
  2. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг. // URL: <http://dfto.ru/www/ images/defin/down/ global/2011-08-24/ Dolgovaya_politika_ na_sayt_SSHA.pdf>
  3. Официальный сайт Европейского банка реконструкции и развития в Интернете по адресу: http: ebrd.org/english/Public/general/index.htm.
  4. Российские реформы в цифрах и фактах // URL: http://kaivg.narod.ru (последнее посещение – 5 октября 2012 г.).
  5. Российское финансовое агентство получит все государственные накопления, включая Пенсионный фонд // URL: <http://marker.ru/news/2678>
  6. http://lois.justice.gc.ca/fr/F-11/45405.html.
  7. http:// laws.justice.gc.ca.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Экономика
2011 год 22 стр.
Диплом Эффективность использования земельных ресурсов
Telesammit
Дипломная работа Экономика
2015 год 107 стр.
Диплом Обеспечение экономической безопасности предприятия
diplomstud
Дипломная работа Экономика
2013 год 98 стр.
Диплом Рентабельность и резервы ее повышения на предприятии
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское