Введение
1. История строительства Казанского кафедрального собора
2. Церковь Рождества Богородицы
3. Конкурс проектов нового собора
4. Строительство ансамбля Казанского собора
5. Внутренняя отделка собора
6. Современное состояние собора
Заключение
Список использованной литературы
Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик Петербурга, как невозможно и изучение отечественной архитектуры: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII- XIX веках. К таким памятникам относится Казанский собор, построенный в 1801-1811 годах по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. Этот замечательный памятник русской архитектуры сыграл большую роль в формировании центральной части города.
История Казанского собора представляет особый интерес. Его главной святыней должна была стать "чудотворная" икона Казанской богоматери, считавшаяся покровительницей дома Романовых. Икона находилась в церкви Рождества богородицы, построенной в 1730-х годах на Невском проспекте по проекту архитектора М. Г. Земцова (Церковь стояла впереди нынешнего Казанского собора, вдоль Невского проспекта).
К концу XVIII века в церковно-правительственных кругах возникло решение о необходимости постройки нового храма, который своим внешним видом соответствовал бы значению "чудотворной". Казанский собор был задуман как главный храм столицы. И ему отводилась роль "общенациональной святыни", способствующей благоденствию царствующего дома.
Однако роль Казанского собора в жизни столицы и всего государства оказалась значительно сложнее и многостороннее.
Высоко ценили Казанский собор современники. Они с гордостью отмечали, что это великолепное здание построено русскими художниками из материалов, добытых и изготовленных в России. Это были голоса ревнителей национальной культуры, утверждавшие великие возможности русских талантов. Тогда подобное мнение имело большое значение, так как в официальных кругах и среди именитых заказчиков еще во многих случаях предпочтение отдавалось иностранным мастерам. Казанский собор с его высокими художественными достоинствами явился ярким свидетельством того, что в России воспитаны кадры художников, не уступающие по своей подготовке и способностям иноземцам.
"Храмом искусства" называли собор. В таком условном определении были правда и глубокий смысл: на первый план выступало значение собора как памятника художественной культуры.
1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 2010.
2. Аплаксин А.П. Казанский собор. СПб., 1911.
3. Басова М.В. О первоначальном живописном убранстве Казанского собора в Санкт-Петербурге // Русское церковное искусство Нового Времени. М., 2004.
4. Берташ А., Талалай М. Г. Библейские сюжеты в камне и бронзе. Петербургское городское убранство. СПб., 2005.
5. Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб, 2010.
6. Путятин И.Е. Раннехристианские и древнеримские образы в архитектуре Казанского собора // Андрей Никифорович Воронихин. СПб., 2010.