Введение
1. Понятие и сущность национального достояния РФ
2. Понятие и сущность национальных интересов РФ
3. Проблемы конституционного обеспечения национального достояния и национальных интересов
4. Анализ и содержание национальной безопасности
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования заключается в том, что такие понятия, как «национальное достояние» и «национальные интересы» не имеют нормативно-правового определения, но повсеместно используются в правовом поле и политическом дискурсе современной России.
Подходя к анализу этих терминов, можно предположить, что вектор действия рассматриваемых терминов имеет прямо противоположное направление.
Так, «национальное достояние» представляется неким внутренним, внутрироссийским явлением. Действительно, опираясь на точки зрения ученых и практиков, становится ясно, что под «национальным достоянием» можно понимать языки Российской Федерации, недра, природные богатства, полезные ископаемые, даже казну.
Термин «национальные интересы» направлен во внешнюю среду, в область международной политики и отношений. Этот термин часто относится к национальной безопасности, к интересам России как страны на международной арене, в сфере договорных отношений с другими странами, в аспектах политического и военного сотрудничества.
И здесь оба рассматриваемых термина подчеркивают значение третьего, а именно «национальной безопасности». Последняя означает целостность и нерушимость нашей страны, ее политической и военной безопасности, постоянства границ и трансграничного режима, и, конечно, ее суверенитета.
Особенно актуальными становятся эти термины в современности. Конфликты с бывшими советскими республиками, участником которых вынуждена становится Россия, неспокойная внешнеполитическая обстановка, введение санкций, а также беспрецедентная пандемия как никогда обостряют внимание ученых и правоведов на данные правовые конструкции.
Все рассматриваемые термины исходят из Конституции Российской Федерации. Но, как отмечают специалисты, отсутствие чёткого определения (дефиниции) порождает проблемы в толковании права, а также в правоприменении. Нам представляется, что данные термины можно было бы расширить с помощью принятия специальных федеральных законов, которые точно установили бы как содержание рассматриваемых понятий, так и их правовое и политическое содержание. Рассмотрению данных проблем и посвящена настоящая работа.
Цель исследования – рассмотреть правовую сущность и содержание национального достояния и национальных интересов Российской Федерации
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность национального достояния РФ.
2. Рассмотреть понятие и сущность национальных интересов РФ.
3. Изучить проблемы конституционного обеспечения национального достояния и национальных интересов.
4. Проанализировать содержание понятия национальной безопасности.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О безопасности" // Российская газета, N 295, 29.12.2010.
3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
4. Андреев Ю.Н. О казне как категории частного (гражданского) и публичного (финансового) права // Налоги. 2012. N 3. С. 29 - 35.
5. Беляев В.П., Чапчиков С.Ю. Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 9. С. 31 - 41.
6. Бородач М.В. Национальное достояние как публичная собственность особого рода: доктринальные, аксиологические и праксиологические основания юридической конструкции // Российский юридический журнал. 2018. N 6. С. 130 - 138.
7. Григорьев А.Г. Правовая характеристика законных интересов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 3. С. 3 - 7.
8. Комарова Н.Н. Конституция Российской Федерации и национальные интересы: современный взгляд и тенденции развития // Вестник ЧелГУ. 2018. №22. С. 9-14.
9. Комягин Д.Л. Государственная казна как национальное достояние: понятие, учет и контроль (правовой аспект) // Реформы и право. 2016. N 1. С. 20 - 26.
10. Кудашкин В.В. Правовые основы военно-технического сотрудничества: в 3 т. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 1: Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами". 1120 с.
11. Кудинов В.В. К вопросу об использовании международного опыта охраны государственной границы в целях противодействия угрозам безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере // Военно-юридический журнал. 2015. N 1. С. 8 - 12.
12. Мечетный Б.С. О некоторых тенденциях развития конституционно-правовых положений о природных ресурсах в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 7. С. 14.
13. Подберезкин А.И. Долгосрочное прогнозирование развития международной обстановки: аналитический доклад / Рук. авт. коллектива А.И. Подберезкин; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России, ЦВПИ. М.: МГИМО-Университет, 2016. — 743 с.
14. Поддубный А.О., Удычак Ф.Н. К вопросу о понятии "национальная безопасность" // Российская юстиция. 2019. N 6. С. 6 - 7.
15. Петухова Е.П. Национальное достояние как разновидность конституционно-правового режима природных ресурсов // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. N 1. С. 80 - 82.
16. Саурин А.А. К вопросу о понятии "публичная собственность" // Юридический мир. 2013. N 2. С. 55.
17. Саурин А.А. Право собственности в Российской Федерации: конституционно- правовые пределы реализации и ограничения. - М.: Статут, 2014. - 351 с.
18. Территория в публичном праве: монография / Алебастрова И.А., Исаев И.А., Нарутто С.В., Шугрина Е.С. - М.: Норма, Инфра-М, 2013. - 320 c.