Введение
1 Семейные отношения, их типы
2 Становление личности ребенка
3 Особенности межличностных отношений в семье
4 Влияния межличностных отношений в семье на развитие личности ребенка
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Для любого человека семья является не просто средой, в которой складываются условия его физического, интеллектуального, психологического и эмоционального развития, но, прежде всего, это источник межличностных доверительных отношений между всеми его членами.
Традиционно семья является главным институтом воспитания. Все, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье ребенок получает определенные знания, он учится любви, поддержке, взаимопониманию, доброте, учиться преодолевать трудности и многое другое. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней происходит формирование личности ребенка.
Взаимоотношения в семье играют значительную роль на формирование его личности. Особенность межличностных отношений напрямую зависит от тех обстоятельств, в которых семья формируется, живёт и функционирует, от уровня образования и культуры членов семьи, материального положения, традиций и ценностей, которых они придерживаются и на которые ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях, от места жительства, социальной принадлежности семьи, нравственных убеждений супругов и т.д.
Межличностные отношения в семье оказывают большое влияние на мировоззрение ребенка. Общаясь со своими сверстниками он использует тот стиль общения, к которому он привык, он действует так, как считает правильным, он выбирает ту группу общения, в которой он чувствует себя комфортно.
Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. Сочинения великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо – дают представления об их отношени к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.
Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» он показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.
Конечно, существуют семьи с разным семейным укладом, стилем воспитания, преодолением стрессовых, и выходом из конфликтных ситуаций. Однако все дети начинают общаться вне семьи в том же стиле, как они привыкли к общению в семье. Именно семья подталкивает ребенка на общение в той или иной группе. Поэтому проблема влияния отношений в семье на становление личности ребенка очень актуальна.
Объект исследования – семейные отношения.
Предмет исследования – влияние отношений в семье на развитие личности ребенка.
Цель исследования – изучить, как влияют отношения в семье на развитие личности ребенка.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить понятие семьи, типы семейных отношений.
2. Рассмотреть этапы становления личности.
3. Определить особенности межличностных отношений в семье, и их влияние на становление личности ребенка
4. Провести диагностику межличностных отношений в семье , выявить их роль в развитии личности ребенка.
Гипотеза исследования – гармоничные отношения в семье способствуют конструктивному развитию личности ребенка, тревожные, нефункциональные отношения в семье деструктивно влияют на процесс формирования личности ребенка.
Методы исследования:
− изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
− наблюдение;
− тестирование;
− анализ полученных данных.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в г. Краснодаре, в период с 5 ноября - 20 ноября 2013 г. В нем приняло 10 семей г. Краснодара.
Новизна курсовой работы состоит в теоретическом анализе особенностей воспитания детей в семье, в выявлении факторов, обусловливающих позитивные и негативные взаимоотношения детей с родителями, проведении социологического исследования, в результате которого получены данные о взаимоотношениях детей, и их родителей, а также, о психологическом климате в этих семьях.
Практическая значимость исследования – проблема конструктивного развития личности ребенка представляет практический интерес, как для современных семей, так и для науки.
1 Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии.3-е международное издание. М.: Санкт-Петербург • Москва • Харьков • Минск, 2010 — 346 с.;
2 Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Е. Г.Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2009 — 171 с.;
3 Андреева Т. В.Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.;
4 Шнейдер Л.Б. Семейная психология. 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008.— 768 с.;
5 Подольский А. И..Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. 2-е изд. — М: ЧеРо, 2010, — 524 с.;
6 Теории развития личности [Электронный ресурс]:[сайт] http://www.psy-files.ru (дата обращения: 09.11.2013);
7 Периодизация развития личности по Э.Эриксону [Электронный ресурс]:[сайт] http://med-books.info (дата обращения: 07.11.2013);
8 Факторы формирования личности [Электронный ресурс]:[сайт] http://www.psy-files.ru (дата обращения: 09.11.2013);
9 Ефимкина Р. П. Психология развития. Методические указания. Ново¬сибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2009. — 54 с.;
10 Антонов А.И. Дети /А.И.Антонов [текст] - М.:, 2009. — 255с.;
11 Проективные рисуночные методики "Рисунок семьи" и "Кинетический рисунок семьи".[Электронный ресурс]:[сайт] http://test-metod.ru (дата обращения: 06.11.2013);
12 Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин. [Электронный ресурс]:[сайт] http://test-metod.ru (дата обращения: 06.11.2013).