Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования игры в процессе обучения
1.1 Определение и сущность игрового метода
1.2 Метод игровой ситуации как интерактивный метод
Глава 2. Анализ использования игровых методов в процессе обучения социологии
2.1 Использование метода метафорической деловой игры в преподавании социологии
2.2 Разработка алгоритма создания и проведения МДИ при изучении темы «Социология лидерства»
Заключение
Список литературы
Природу игры ученые-философы видят с разных позиций: одни говорят, что игра - продукт общества, так как она - элемент культуры, именно через игру происходит социализация личности как в детстве, так и в дальнейшей жизни. По мнению К. Гросс, игра представляет собой непреднамеренное самообучение (функциональное упражнение) организма, особенно необходимое человеку в раннем возрасте.
Этот принцип самообучения заложен в методологическую основу метода игровой ситуации. Знания не даются студентам в готовом виде. Учащийся должен сам осознать степень необходимости получения знания, определить область своего незнания, организовать и получить нужные ему знания.
Метод игры, составляющий основу МДИ, детально описан в отечественной литературе. Необходимо отметить интересные методологические разработки С. А. Шароновой, Н. Д. Сорокиной, В. Н. Петрова, Е. М. Куликова, Э. Ю. Майковой, М. В. Блохиной, Л. Г. Григорьева, использующих данный метод в преподавании социологии.
В их трудах дан методический инструментарий ролевых, деловых, командных и прочих игр. Однако в научно-методической литературе, касающейся преподавания социологии в вузе, вопросы сущности, разработки и проведении МДИ практически не освещены. Ввиду того что в МДИ задействован широкий спектр инструментов, ее использование в качестве метода требует от педагога навыка в проведении подобных игр. В то же время педагоги, использующие этот метод, знают, каким огромным эвристическим потенциалом он обладает. Хорошим дополнением к МДИ, но и одновременно самостоятельным методом является построение метафорической когнитивной карты.
Объектом данной работы является игровой метод.
Предметом данной работы являются особенности использования игровых методов в процессе обучения социологии.
Целью данного исследования является выявление особенностей использования игровых методов в процессе обучения социологии.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Определить сущность игрового метода
2 Охарактеризовать метод игровой ситуации как интерактивный метод
3 Рассмотреть использование метода метафорической деловой игры в преподавании социологии
4 Разработать алгоритм создания и проведения МДИ при изучении темы «Социология лидерства»
В работе использовались сравнительный и системный методы исследования, а также методы анализа, синтеза и абстракции.
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М. : Литера, 2010. 288 с.
2 Будаев Э. В., Чудинов А. П. Дискуссия о метафорах в современной зарубежной педагогике // Педагогическое образование. 2009. № 1. – С.33-37.
3 Зинкевич-евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2010. – 242 с.
4. Метафорическая деловая игра : практ. пособие для бизнес-тренера / под ред. Ж. Завьяловой. – СПб. : Речь, 2010. – 322 с.
5 Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии (круглый стол) // Социологические исследования. 2011. № 1. – С.13-14.
6 Майкова Э. Ю., Блохина М. В., Григорьев Л. Г. Проблемы активного обучения социологии // Социологические исследования. 2009. № 10. – С.53-56.
7 Петров В. Н., Куликов Е. М. Игровые формы семинарских занятий // Социологические исследования. 2010. № 6. – С.22-25.
8 Сорокина Н. Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социологические исследования. 2009. №8. – С.23-27.
9 Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации : монография. Екатеринбург, 2003. URL: // http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov–03a.htm.
10 Шаронова С. А. К вопросу об интерактивных методах в преподавании курса социологии // Социологические исследования. 2009. № 2. – С.14-16.
11 Шаронова С. А. Игровые ситуации в преподавании социологии. // Социологические исследования. 2013. №2. – С.24-26.