Введение
Теория и практика применения инновационных методик преподавания социологии
1.1 Характеристика процесса методики преподавания социологии на современном этапе
1.2 Формы и методы инновационного преподавания социологии
2 Экспериментальное исследование по выявлению готовности студентов к обучению с помощью инновационных методов преподавания социологии
2.1 Организация диагностики эмпирического исследования по выявлению готовности студентов к обучению с помощью инновационных методов преподавания социологии
2.2 Анализ диагностики эмпирического исследования по выявлению готовности студентов к обучению с помощью инновационных методов преподавания социологии
Заключение
Список использованной литературы
Методика преподавания - это научно-исследовательская, прикладная и учебная дисциплина, предназначенная для практики преподавания и обслуживающая ее. Методику преподавания можно разрабатывать только как изучение опыта преподавания и обучения, превращение его во всеобщее достояние. Для преподавателя же методика - это, во-первых, форма его самосознания как специалиста, особое измерение его профессионального мастерства. Методически вооруженный преподаватель - мастер своего дела, не вооруженный - с мастерством может разминуться.
Во-вторых, методика для преподавателя - это инструмент его психологически-педагогического воздействия на аудиторию, доходчивого раскрытия дисциплинарного содержания курса или спецкурса, который он преподает.
В-третьих, методика знакомит преподавателя с закономерностями преподавательско-учебного процесса, с новейшими техниками преподавания.
В-четвертых, методика для преподавателя - это особый элемент его профессионального образования. Тот, кого готовят к преподавательской деятельности, должен изучать методику преподавания своей дисциплины.
Наконец, в-пятых, методика для преподавателя - это сумма инструментальных знаний, которые он должен передать студентам как субъектам учебного процесса. Подразумевается, что студент тоже должен овладеть определенными методиками самообучения (организации самостоятельной работы, подготовки к семинарским занятиям, работы с научной литературой и т.п.). Конечно, эти методики в целом являются продуктом взаимодействия преподавателя и студента, но в большей степени зависят от авторства последнего как одного из каналов формирования и реализации духовно-творческого потенциала студента.
Актуальность исследования заключается в том, что подготовка специалистов нового типа по общественным дисциплинам предполагает знакомство будущих работников этой сферы с комплексом дисциплин философского, социально-психологического и педагогического профиля. В круг этих дисциплин входит и методика преподавания социологии, которая призвана раскрыть специфику приемов и методов преподавания, вооружить будущего педагога приемами и навыками педагогической деятельности в сфере избранной специальности.
Особое значение в этом контексте имеет методика преподавания социологии. Значимость этой дисциплины трудно переоценить, так как она подготавливает будущих специалистов для чтения общих курсов социологии, как в высших, так и в средне-специальных учебных заведениях, а также в общеобразовательных школах.
Социологическое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.
В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых За-коном «Об образовании», - ориентация на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации. Социология формируют предпосылки для самоопределения во всей системе общественных отношений. К таким предпосылкам относятся достаточно полные знания обо всех сферах жизни общества. Самореализация невозможна без представления о возможностях, которые существуют в различных областях и видах человеческой деятельности. Необходимые для этого знания дает обществоведческое образование.
Будущий педагог должен помнить, что помимо образовательной функции он выполняет и воспитательную. Каждое занятие предполагает формирование определенных гражданских позиций, усвоение определенной системы ценностей.
Проблема исследования заключается в том, что инновационные методы преподавания социологии выражаются в перемене целей и принципов высшего образования и обучения, в переходе на методики (активные, творческие, индивидуализированные), учитывающие профиль вуза, интересы и пожелания студентов, направленные на приобретение не только знаний, но и умений и навыков, соединение теории и практики; в изменении взаимодействия в учебном процессе преподавателей и обучаемых, что можно проследить на схеме соотношения понятий субъекта и объекта учебного процесса в высшей школе. Все это предусматривает готовность преподавателей и студентов вузов к таким изменениям и наличие необходимого инструментария для достижения новых методов обучения, а также особенностей коммуникации между преподавателем и студентом, а преподавателями в определенных условиях их взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы инноваций в преподавании социологии разработана не достаточно, хотя налицо определенный прогресс и в исследовательской, и в образовательной социологической сфере.
Объект исследования: методика преподавания социологии в вузах.
Предмет исследования: инновационный процесс преподавания социологии в вузах.
Целью исследования является изучение инновационных методик преподавания социологии в высших учебных заведениях разного типа, а также обоснование теоретических подходов и методических рекомендаций их использования.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих
задач:
охарактеризовать специфику преподавания социологии в вузе на современном этапе;
изложить инновационные формы и методы преподавания социологии в вузе;
организовать эмпирическое исследование по выявлению готовности студентов к обучению с помощью инновационных методов преподавания социологии;
проанализировать результаты диагностики эмпирического исследования по выявлению готовности принятия инновационных форм обучения среди студентов.
Гипотеза исследования: организация педагогической инновационной учебной деятельности студентов вуза будет успешной в том случае, если инновационная методическая деятельность будет осуществляться через внедрение современных эффективных форм, методов и средств организации педагогического процесса.
Теоретическую основу исследования составили труды Цой Л.Н., Дудченко В.С., Мануйлова В.Ф., Юдиной Е.Н., Будаева Э.В., Шароновой С.А. и др.
Методологическая основа исследования основана на статьях Титаренко Л.Г. «Методические аспекты совершенствования преподавания социологии с учетом зарубежного опыта», Маликовой Н.Р. «О некоторых инновационных методах преподавания социологии», Шароновой С.А. «Игровые ситуации в преподавании социологии».
Методы исследования: анализ, диагностика, наблюдение, эксперимент, качественный анализ результатов диагностических методик.
Эмпирическая база исследования. В экспериментальном исследовании принимало участие 10 студентов КубГТУ города Краснодара.
Научная новизна заключается в том, что инновационные методики преподавания социологии в данном исследовании рассмотрены с учетом мнений студентов.
Практическая значимость исследования: теоретические сведения, а так же результаты экспериментальной части работы, могут быть использованы социальными педагогами в их профессиональной деятельности.
Этапы исследования:
Первый этап – теоретический анализ проблемы, отбор и проведение диагностических методик.
Второй этап – итоговая обработка и систематизация результатов экспериментальной работы, формулировка выводов.
Работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
1. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с.
2. Будаев, Э.В., Чудинов, А.П. Дискуссия о метафорах в современной зарубежной педаго¬гике // Педагогическое образование. - 2007. - № 1. – С. 35.
3. Будаев, Э.В., Чудинов, А.П. Метафора в педагогическом дискурсе : современные зару¬бежные исследования // Политическая лингвистика. - 2007. - № 1. С. 21.
4. Волков, Ю. Г. Социология : лекции и задачи : учебник / Ю. Г. Волков. – М. : Гардарики, 2003. – 316 с.
5. Долгоруков, А. М. Практикум по общей социологии : учеб. пособие для вузов / М. Долгоруков ; под ред. Н. И. Лапина. – М. : Высш. шк., 2006. – 296 с.
6. Дудченко, В.С. Основы инновационной методологии. - М.: Институт социологии РАН, 1996. – 340 с.
7. Дьяченко, В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах / В. К. Дьяченко. – М. : Нар. образование, 2004. – 349 с. : ил.
8. Елсуков, А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе : учеб. пособие / А. Н. Елсуков. – Минск : ТетраСистемс, 2003. – 240 с.
9. Загвязинский, В. И. Теория обучения : современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2009 – 205 с..
10. Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии (круглый стол) // Социологические исследования. - 2011. - № 1.- С. 32.
11. Инновационные технологии в образовании / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. / Сост. Земцов Д.И. -М.: МАКС Пресс, 2011. - 141 c.
12. Константиновский, Д. Л. Совершенствование социологического образования : аналитический доклад / Д. Л. Константиновский, А. А. Овсянников, Н. Е. Покровский. – М. : Логос, 2008. – 84 с.
13. Крухмалев, А.Е., Орлов, Л.А., Варбузов, А.В. Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии («Круглый стол») // Социс. - 2009. - № 10. - С. 125-133.
14. Кудряшов, Ю.П. Информационные технологии – важный ресурс развития //Высшее образование в России. – 2009. - № 5. – С. 45-49.
15. Майкова, Э.Ю. Проблемы активного обучения со¬циологии // Социологические исследования. - 2009. - № 10. – С. 38.
16. Майкова, Э.Ю., Блохина, Григорьев, Проблемы активного обучения со¬циологии // Социологические исследования. - 2009. - № 10. – С. 38.
17. Маликова, Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс. - 2002. - № 2. - С. 120-123.
18. Мануйлов, В.Ф., Федоров, И.В., Благовещенская, М.М. Современные наукоемкие технологии в инженерном образовании // Инновации в высшей технической школе России: Современные технологии в инженерном образовании. МАДИ (ГТУ). - М.: Академия, 2002. – 347 с.
19. Методика преподавания социологии : метод. рекомендации по дисциплине «Социология» / Владим. гос. ун-т; сост.: Т. А. Баннова, В. М. Жильцова, И. А. Новиков, В. С. Щитко. – Владимир: изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. – 52 с.
20. Павленок, П. Д. Социология : учеб. пособие / Л. И. Савинов, Г. Т. Журавлев, П. Д. Павленок .- 3-е изд. - М. : ИТК «Дашков и К», 2013. - 734 с. ISBN 978-5-394-01971-5
21. Педагогические технологии : учеб. пособ. для студ. пед. спец. / общ. ред. В. С. Кукушкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МарТ, 2004. – 334 с. : ил.
22. Петров, В.Н., Куликов, Е.М. Игровые формы семинарских занятий // Социологиче¬ские исследования. - 2010. - № 6. – С.41.
23. Петров, В.Н., Куликов, Е.М. Игровые формы семинарских занятий // Социологиче¬ские исследования. - 2010. - № 6. – С.41.
24. Попков, В. А. Дидактика высшей школы : уч. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. 033400 – Педагогика / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Academia, 2004. – 189 с. : ил.
25. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методология воспитания / ред. В. А. Сластёнин. – 3-е изд., испр. – М. : Academia, 2004. – 335 с.
26. Сорокина, Н. Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социологические исследования. - 2005. - №8. С. 31.
27. Социология. / П.С. Позубенков, Н.Н. Сологуб, Д.Н. Порфирьев .- Пенза : РИО ПГСХА, 2013. – 141 с.
28. Социология. Основы общей теории : учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : Изд-во НОРМА, 2002. – 369 с.
29. Титаренко, Л.Г. «Методические аспекты совершенствования преподавания социологии с учетом зарубежного опыта». - 2002. - № 8. – С. 28.
30. Хуторский, А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов / А. В. Хуторский. – СПб. : Питер, 2001. – 536 с.
31. Цой, Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая.- М.: Академия, 2001. - 541 с.
32. Шаронова, С.А Игровые ситуации в преподавании социологии. // Социологические исследования. - 2008. - №2. – С.19.
33. Шаронова, С.А. К вопросу об интерактивных методах в преподавании курса социологии // Социологические исследования. - 2009. - № 2. – С. 28.