Курсовая работа|Социология

Курсовая Инновационные методики преподавания социологии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2013 | Страниц: 36

Введение

Теория и практика применения инновационных методик преподавания социологии

1.1 Характеристика процесса методики преподавания социологии на современном этапе

1.2 Формы и методы инновационного преподавания социологии

2 Экспериментальное исследование по выявлению готовности студентов к обучению с помощью инновационных методов преподавания социологии

2.1 Организация диагностики эмпирического исследования по выявлению готовности студентов к обучению с помощью инновационных методов преподавания социологии

2.2 Анализ диагностики эмпирического исследования по выявлению готовности студентов к обучению с помощью инновационных методов преподавания социологии

Заключение

Список использованной литературы

Методика преподавания - это научно-исследовательская, прикладная и учебная дисциплина, предназначенная для практики преподавания и обслуживающая ее. Методику преподавания можно разрабатывать только как изучение опыта преподавания и обучения, превращение его во всеобщее достояние. Для преподавателя же методика - это, во-первых, форма его самосознания как специалиста, особое измерение его профессионального мастерства. Методически вооруженный преподаватель - мастер своего дела, не вооруженный - с мастерством может разминуться.

Во-вторых, методика для преподавателя - это инструмент его психологически-педагогического воздействия на аудиторию, доходчивого раскрытия дисциплинарного содержания курса или спецкурса, который он преподает.

В-третьих, методика знакомит преподавателя с закономерностями преподавательско-учебного процесса, с новейшими техниками преподавания.

В-четвертых, методика для преподавателя - это особый элемент его профессионального образования. Тот, кого готовят к преподавательской деятельности, должен изучать методику преподавания своей дисциплины.

Наконец, в-пятых, методика для преподавателя - это сумма инструментальных знаний, которые он должен передать студентам как субъектам учебного процесса. Подразумевается, что студент тоже должен овладеть определенными методиками самообучения (организации самостоятельной работы, подготовки к семинарским занятиям, работы с научной литературой и т.п.). Конечно, эти методики в целом являются продуктом взаимодействия преподавателя и студента, но в большей степени зависят от авторства последнего как одного из каналов формирования и реализации духовно-творческого потенциала студента.

Актуальность исследования заключается в том, что подготовка специалистов нового типа по общественным дисциплинам предполагает знакомство будущих работников этой сферы с комплексом дисциплин философского, социально-психологического и педагогического профиля. В круг этих дисциплин входит и методика преподавания социологии, которая призвана раскрыть специфику приемов и методов преподавания, вооружить будущего педагога приемами и навыками педагогической деятельности в сфере избранной специальности.

Особое значение в этом контексте имеет методика преподавания социологии. Значимость этой дисциплины трудно переоценить, так как она подготавливает будущих специалистов для чтения общих курсов социологии, как в высших, так и в средне-специальных учебных заведениях, а также в общеобразовательных школах.

Социологическое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.

В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых За-коном «Об образовании», - ориентация на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации. Социология формируют предпосылки для самоопределения во всей системе общественных отношений. К таким предпосылкам относятся достаточно полные знания обо всех сферах жизни общества. Самореализация невозможна без представления о возможностях, которые существуют в различных областях и видах человеческой деятельности. Необходимые для этого знания дает обществоведческое образование.

Будущий педагог должен помнить, что помимо образовательной функции он выполняет и воспитательную. Каждое занятие предполагает формирование определенных гражданских позиций, усвоение определенной системы ценностей.

Проблема исследования заключается в том, что инновационные методы преподавания социологии выражаются в перемене целей и принципов высшего образования и обучения, в переходе на методики (активные, творческие, индивидуализированные), учитывающие профиль вуза, интересы и пожелания студентов, направленные на приобретение не только знаний, но и умений и навыков, соединение теории и практики; в изменении взаимодействия в учебном процессе преподавателей и обучаемых, что можно проследить на схеме соотношения понятий субъекта и объекта учебного процесса в высшей школе. Все это предусматривает готовность преподавателей и студентов вузов к таким изменениям и наличие необходимого инструментария для достижения новых методов обучения, а также особенностей коммуникации между преподавателем и студентом, а преподавателями в определенных условиях их взаимодействия.

Степень научной разработанности проблемы инноваций в преподавании социологии разработана не достаточно, хотя налицо определенный прогресс и в исследовательской, и в образовательной социологической сфере.

Объект исследования: методика преподавания социологии в вузах.

Предмет исследования: инновационный процесс преподавания социологии в вузах.

Целью исследования является изучение инновационных методик преподавания социологии в высших учебных заведениях разного типа, а также обоснование теоретических подходов и методических рекомендаций их использования.

Достижение поставленной цели предопределило решение следующих

задач:

­ охарактеризовать специфику преподавания социологии в вузе на современном этапе;

­ изложить инновационные формы и методы преподавания социологии в вузе;

­ организовать эмпирическое исследование по выявлению готовности студентов к обучению с помощью инновационных методов преподавания социологии;

­ проанализировать результаты диагностики эмпирического исследования по выявлению готовности принятия инновационных форм обучения среди студентов.

Гипотеза исследования: организация педагогической инновационной учебной деятельности студентов вуза будет успешной в том случае, если инновационная методическая деятельность будет осуществляться через внедрение современных эффективных форм, методов и средств организации педагогического процесса.

Теоретическую основу исследования составили труды Цой Л.Н., Дудченко В.С., Мануйлова В.Ф., Юдиной Е.Н., Будаева Э.В., Шароновой С.А. и др.

Методологическая основа исследования основана на статьях Титаренко Л.Г. «Методические аспекты совершенствования преподавания социологии с учетом зарубежного опыта», Маликовой Н.Р. «О некоторых инновационных методах преподавания социологии», Шароновой С.А. «Игровые ситуации в преподавании социологии».

Методы исследования: анализ, диагностика, наблюдение, эксперимент, качественный анализ результатов диагностических методик.

Эмпирическая база исследования. В экспериментальном исследовании принимало участие 10 студентов КубГТУ города Краснодара.

Научная новизна заключается в том, что инновационные методики преподавания социологии в данном исследовании рассмотрены с учетом мнений студентов.

Практическая значимость исследования: теоретические сведения, а так же результаты экспериментальной части работы, могут быть использованы социальными педагогами в их профессиональной деятельности.

Этапы исследования:

Первый этап – теоретический анализ проблемы, отбор и проведение диагностических методик.

Второй этап – итоговая обработка и систематизация результатов экспериментальной работы, формулировка выводов.

Работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.

1. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с.

2. Будаев, Э.В., Чудинов, А.П. Дискуссия о метафорах в современной зарубежной педаго¬гике // Педагогическое образование. - 2007. - № 1. – С. 35.

3. Будаев, Э.В., Чудинов, А.П. Метафора в педагогическом дискурсе : современные зару¬бежные исследования // Политическая лингвистика. - 2007. - № 1. С. 21.

4. Волков, Ю. Г. Социология : лекции и задачи : учебник / Ю. Г. Волков. – М. : Гардарики, 2003. – 316 с.

5. Долгоруков, А. М. Практикум по общей социологии : учеб. пособие для вузов / М. Долгоруков ; под ред. Н. И. Лапина. – М. : Высш. шк., 2006. – 296 с.

6. Дудченко, В.С. Основы инновационной методологии. - М.: Институт социологии РАН, 1996. – 340 с.

7. Дьяченко, В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах / В. К. Дьяченко. – М. : Нар. образование, 2004. – 349 с. : ил.

8. Елсуков, А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе : учеб. пособие / А. Н. Елсуков. – Минск : ТетраСистемс, 2003. – 240 с.

9. Загвязинский, В. И. Теория обучения : современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2009 – 205 с..

10. Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии (круглый стол) // Социологические исследования. - 2011. - № 1.- С. 32.

11. Инновационные технологии в образовании / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. / Сост. Земцов Д.И. -М.: МАКС Пресс, 2011. - 141 c.

12. Константиновский, Д. Л. Совершенствование социологического образования : аналитический доклад / Д. Л. Константиновский, А. А. Овсянников, Н. Е. Покровский. – М. : Логос, 2008. – 84 с.

13. Крухмалев, А.Е., Орлов, Л.А., Варбузов, А.В. Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии («Круглый стол») // Социс. - 2009. - № 10. - С. 125-133.

14. Кудряшов, Ю.П. Информационные технологии – важный ресурс развития //Высшее образование в России. – 2009. - № 5. – С. 45-49.

15. Майкова, Э.Ю. Проблемы активного обучения со¬циологии // Социологические исследования. - 2009. - № 10. – С. 38.

16. Майкова, Э.Ю., Блохина, Григорьев, Проблемы активного обучения со¬циологии // Социологические исследования. - 2009. - № 10. – С. 38.

17. Маликова, Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс. - 2002. - № 2. - С. 120-123.

18. Мануйлов, В.Ф., Федоров, И.В., Благовещенская, М.М. Современные наукоемкие технологии в инженерном образовании // Инновации в высшей технической школе России: Современные технологии в инженерном образовании. МАДИ (ГТУ). - М.: Академия, 2002. – 347 с.

19. Методика преподавания социологии : метод. рекомендации по дисциплине «Социология» / Владим. гос. ун-т; сост.: Т. А. Баннова, В. М. Жильцова, И. А. Новиков, В. С. Щитко. – Владимир: изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. – 52 с.

20. Павленок, П. Д. Социология : учеб. пособие / Л. И. Савинов, Г. Т. Журавлев, П. Д. Павленок .- 3-е изд. - М. : ИТК «Дашков и К», 2013. - 734 с. ISBN 978-5-394-01971-5

21. Педагогические технологии : учеб. пособ. для студ. пед. спец. / общ. ред. В. С. Кукушкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МарТ, 2004. – 334 с. : ил.

22. Петров, В.Н., Куликов, Е.М. Игровые формы семинарских занятий // Социологиче¬ские исследования. - 2010. - № 6. – С.41.

23. Петров, В.Н., Куликов, Е.М. Игровые формы семинарских занятий // Социологиче¬ские исследования. - 2010. - № 6. – С.41.

24. Попков, В. А. Дидактика высшей школы : уч. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. 033400 – Педагогика / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Academia, 2004. – 189 с. : ил.

25. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методология воспитания / ред. В. А. Сластёнин. – 3-е изд., испр. – М. : Academia, 2004. – 335 с.

26. Сорокина, Н. Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социологические исследования. - 2005. - №8. С. 31.

27. Социология. / П.С. Позубенков, Н.Н. Сологуб, Д.Н. Порфирьев .- Пенза : РИО ПГСХА, 2013. – 141 с.

28. Социология. Основы общей теории : учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М. : Изд-во НОРМА, 2002. – 369 с.

29. Титаренко, Л.Г. «Методические аспекты совершенствования преподавания социологии с учетом зарубежного опыта». - 2002. - № 8. – С. 28.

30. Хуторский, А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов / А. В. Хуторский. – СПб. : Питер, 2001. – 536 с.

31. Цой, Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая.- М.: Академия, 2001. - 541 с.

32. Шаронова, С.А Игровые ситуации в преподавании социологии. // Социологические исследования. - 2008. - №2. – С.19.

33. Шаронова, С.А. К вопросу об интерактивных методах в преподавании курса социологии // Социологические исследования. - 2009. - № 2. – С. 28.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское