Введение
1 Сочетание традиционных и инновационных методов преподавания социологии на современном этапе
1.1 Обусловленность применения новых подходов в преподавании социологических дисциплин
1.2 Задачи применения новых методов преподавания социологии
2 Специфика использования инновационных методов обучения в современных Вузах
2.1 Общая характеристика инновационного процесса в обучении
2.2 Анализ учебных заданий как метода и средства обучения
3 Исторический путь реализации традиций и инноваций в преподавании современной теоретической социологии
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность исследования. Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. Преобразование постиндустриального общества в глобальное информационное, основанное не только на знаниях, но и на компетентности специалистов, значительно актуализировало проблему инновационных подходов к организации образовательных процессов. В результате чего к системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия, что обусловило актуальность выбранной темы.
Для достижения поставленной цели в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 − 2015 годы особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики[1]. Ведущее место в такой системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся в системе высшего образования, которые в будущем будут непосредственно причастны к формированию и обеспечению реализации инвестиционной и инновационной политики.
Степень научной разработанности темы. В современной научной литературе, посвященной проблемам управления инновационными процессами в сфере образовательной деятельности, отмечается сложность и многоаспектность данного процесса. Особое внимание сосредоточено на том, что инновационный подход к обучению студентов должен быть системным и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке будущих специалистов, при этом должны быть пересмотрены теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки преподавателей, разработке новых технологий и методов обучения. Обозначенную проблематику активно изучают отечественные и зарубежные исследователи, такие как Дж. Мартин, Л. Свенсон, И. Лернер, М. Скаткин, В. Беспалько, В. Сластенин, О. Пехота, С. Сысоева и др. Однако большинство исследований направлено на общеобразовательные учебные заведения, а высшая школа незаслуженно остается без внимания отечественных ученых. И работ, которые посвящены рассмотрению особенностей и отличительных черт инновационных методов обучения студентов, а также выявлению преимуществ и перспектив использования различных инновационных форм обучения, не так много.
Объектом работы является инновационные методы преподавания социологии.
Предметом работы является исследование основных форм и методов, используемые в обучении студентов по предмету социология.
Цель работы: разработать методы совершенствования методики преподавания социологии в вузах. Для достижения поставленной цели, разработаны следующие задачи исследования:
− изучение практической и теоретической значимости обусловленности применения новых подходов в преподавании социологических дисциплин;
− рассмотреть основные приемы применения новых методов преподавания социологии;
− определить общие характеристики инновационного процесса в обучении;
− определить меры по совершенствованию методики преподавания и пути реализации традиций и инноваций в преподавании современной теоретической социологии.
Гипотезой исследования успешное развитие социологического мышления возможно в том случае, если будет использован комплексный подход к определению специфики социологического мышления как психолого-педагопиеской категории, разработана теоретически обоснованная процедура диагностики его развития.
Теоретическую базу исследования составили многочисленные психолого-педагогические, философские и социологические источники.
Методологическую базу исследования использованы концепция культурно-исторического происхождения высших психических функций Л С Выготского, теория социального мышления К.А. Абульхановой-Славской, концепция личностно-ориентированного подхода в обучении (Якиманская И С., Алексеев Н А, Зеер Э.Ф.).
Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т.д.[4] Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию[5]. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т.д.
Эмпирическая база исследования составили официальные статистические данные, а также информация сети Интернет, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики.
Научная новизна работы заключается в изучении литературы, где предлагается авторская трактовка понятия "социологическое мышление", его функций и места в системе категорий, описывающих процессы социального познания.
Практическая значимость поведенного исследования заключается в том, что предложенный комплекс методов и приемов развития социологического мышления позволяет без увеличения объема учебного времени более эффективно выполнять не только познавательную, но и развивающую функцию социологии как учебного предмета, основные теоретические положения и экспериментальные данные могут быть использованы при разработке социологических курсов и спецкурсов для школы и вуза
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2010. – 341с.
2. Долинер Л. И. Информационные и коммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. -пед. ун-та, 2010. – 237с.
3. Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: Курс лекций. М., 2011. – 371с.
4. Маликова Н. Р. Инновации социологического образования: адаптация к динамике социальных изменений / Неожиданная современность: меняющиеся реалии XXI века. Мир-Россия-Урал. Т. 1. Екатеринбург, 2010. – 365с.
5. Социология образования перед новыми проблемами. М.: Омск, 2011. – 361с.
6. Социология: Основы общей теории / Под ред. А.Ю. Мягкова. М., 2010. – 348с.
7. Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука Красноярья. − 2012. − №4. − С. 103 − 113.
8. Банникова Л.Н., Боронина Л.Н. Проблемы и перспективы кафедры социологии в техническом вузе // Социс. – 2000. – № 8. – С. 123-126.
9. Бурлуцкая М.Г. Какому социологическому анализу мы учим студентов // Социс. – 2010. – № 8. – С. 126-132.
10. Выборнова В.В., Варбузов А.В., Орлрва Л.А. Инновационные методики в преподавании социологии // Социс. – 2011. – № 3. – С. 123-126.
11. Головенко И.А. Преподавание социологии: историческая справка и вариант курса // Социс. – 2010. – № 8. – С. 38-47.
12. Гущина Е.Н. Преподавание социологии в университете // Социс. – 2005. – № 1. – С. 115-118.
13. Добреньков В.И. Социологическое образование и социологическое сообщество // Социс. – 2008. – № 4. – С. 113-116.
14. Константиновский Д.Л., Овсянников А.А., Покровский Н.Е. Программы национального фонда подготовки кадров и обновление социологического образования в России // Социологический журнал. – 2009. – № 3-4. – С. 138-142.
15. Кашлачева Т. С. Обеспечение качества высшего образования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 4. – С. 45 – 49.
16. Кудряшов Ю. Информационные технологии – важный ресурс развития //Высшее образование в России. – 2010. − № 5. – С. 45-49.
17. Маликова Н. Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социол. исслед. 2012. № 2. – С. 19 – 21.
18. Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс. – 2012. – № 2. – С. 120-123.
19. Морозова Е.И. Социология и маркетинг // Социс. – 2012. – № 7. – С. 92-94.
20. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. − 2010. − №6. − С.182 − 188.
21. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. − 2012. − №2. − С. 201 − 206.
22. Сорокина Н. Д. Об инновационных методах в преподавании социологических наук // Социол. исслед. 2011. № 8. – С.С. 48 – 51.
23. Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. − 2012. − №1. − С. 76 − 84.
24. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2010. № 1.
25. Крухмалев А.Е., Орлова Л.А., Варбузов А.В. Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии («Круглый стол») // Социс. – 2011. – № 10. – С. 125-133.
26. Овсянников В.Г., М.Ф. Шурупова Социологическое образование в России: проблемы и перспективы // Социс. – 2013. – № 11. – С. 28-38.
27. Титаренко Л.Г. Методические аспекты совершенствования преподавания социологии с учетом зарубежного опыта // Социс. – 2012. – № 8. – С. 132-137.