Введение
1 Теоретические основы изучения целей и инструментов маркетинга
1.1 Понятие инструментов маркетинга и их цели
1.2 Сущность и классификация современных инструментов маркетинга, используемых в сети интернет
2 Интернет-реклама как инструмент маркетинга: опыт социологического исследования
2.1 Предпочтительные виды рекламы в интернете для российских пользователей
2.2 Отношение жителей г. Краснодара к рекламе в интернете
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение Б Анкета социологического исследования «Отношение жителей г. Краснодара к рекламе в интернете»
Актуальность темы работы. В условиях современного общества интернет становится неотъемлемой частью жизни любого человека, который используется с различными целями – поиск информации, отдых, общение, саморазвитие. Отдельно следует отметить возможность совершения покупок через интернет, создание брендов компаний, что определяет важность интернета как инструмента маркетинга на современном этапе.
Появление нового типа коммуникационной среды, связанное с возникновением глобальной компьютерной сети, стало фактором развития нового типа рынка с большим количеством потенциальных потребителей, что существенно расширило возможности традиционного маркетинга. Сегодня интернет рассматривается многими организациями как эффективный инструмент, позволяющий выйти на новый уровень развития бизнеса, который предоставляет новые конкурентные преимущества в глобальной социально-экономической системе. За небольшой период времени, в течение которого интернет проник в сферу маркетинга, был создан широкий арсенал разнообразных инструментов и технологий интернет-маркетинга, которые позволили осуществлять бизнес-процессы в пространстве сети глобальных маркетинговых коммуникаций.
В настоящее время интернет как инструмент маркетинга осуществляет различные функции маркетинговых коммуникаций, включая возможности заключения сделок, продажи товаров, совершение платежей и др. Это придает ему черты всемирного электронного рынка, охватывающего различные группы потребителей.
Таким образом, возникновение и быстрое развитие интернета как инструмента маркетинга, формирование сферы электронного бизнеса, стало основанием для развития нового направления в современной концепции маркетинга, который сегодня связан с интернет-технологиями. Интернет выступает как важная часть в организации рекламной и маркетинговой деятельности, которая растет в связи с возможностью новых подходов к организации маркетинговых коммуникаций между потребителями и поставщиками товаров и услуг. Все это, таким образом, определяет актуальность изучения возможностей использования интернета как инструмента маркетинга.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе уделяется значительное внимание проблемам, связанным с изучением особенностей маркетинговой деятельности, а также определению возможностей использования интернета в современных маркетинговых коммуникациях.
Современные подходы к пониманию интернета как инструмента маркетинга, а также возможности осуществления маркетинговых коммуникаций в интернете представлены в работах таких зарубежных исследователей, как Р. Уилсон [1], Дж. Дейтон [2], Р. Киани [3], Т. Новак, Д. Хоффман [4] и др. В их трудах значительное внимание уделяется различным аспектам изучения интернет-маркетинга, среди которых, в первую очередь, планирование стратегии интернет-маркетинга, возможности использования интернет-технологий в осуществлении маркетинговых коммуникаций, особенности организации маркетинговой кампании в пространстве глобальной сети. Также значительное внимание в данных работах уделяется перспективам воздействия интернета как инструмента маркетинга на развитие социально-экономической сферы.
В отечественной науке значительный вклад в понимание содержания возможностей интернета как инструмента маркетинга внести труды A.B. Панько, A.A. Романова [5], Е.А. Петрик [6], И.В. Успенского [7], В. Холомогорова [8] и др. Учеными уделяется внимание техническим особенностям интернета в маркетинговых коммуникациях, определяются возможности для развития интернет-маркетинга. Кроме этого, ученые уделяют особое внимание изучению вопросов, связных с использованием инструментов интернет-маркетинга в деятельности современных организаций, в условиях глобализации социально-экономической сферы, развития электронной коммерции. Наконец, осуществляется типология инструментов и технологий интернет-маркетинга, определяются возможности их использования в различных сферах осуществления маркетинговых коммуникаций.
В осовремененных исследованиях также характеризуются различные стороны использования интернета как инструмента маркетинга. Так, возможности интернета как средства маркетинговой коммуникации, характеристика основных интернет-технологий маркетинга, направления и перспективы их использования отражены в работах таких ученых, как К.А. Лабунец [9], И.В. Теренина [10], А.В. Корякин, К.А. Ларцев [11].
В целом, можно заключить, что в научной литературе существует большое количество работ, направленных на характеристику особенностей интернета как инструмента маркетинга, определению возможностей использования интернет-технологий для повышения продаж товаров и услуг, проведения электронных рекламных кампаний, реорганизации традиционных маркетинговых структур предприятий под воздействием новых инструментов и технологий, развития маркетинговой деятельности в сфере глобальной сети. Однако, мало освещенными остаются вопросы, связанные с проблемами адаптации современных предприятий к новым условиям осуществления маркетинга с помощью интернета, а также возможностей использования различных интернет-технологий как инструмента воздействия на потребительские предпочтения. Это определяет потребность дальнейшего изучения темы исследования.
Объект работы - инструменты маркетинга.
Предмет работы -интернет-реклама как инструмент маркетинга.
Цель работы - изучить возможности использования интернет-рекламы как инструмента маркетинга.
Задачи работы:
-рассмотретьинструменты маркетинга и их цели;
-выделитьосновные инструменты маркетинговых коммуникаций в Интернете;
- рассмотретьпредпочтительные виды рекламы в интернете для российских пользователей;
- исследовать отношение жителей г. Краснодара к рекламе в интернете.
Гипотеза работы.Реклама, навязываемая в интернете, может оказывать негативное воздействие, но тем не менее значительная часть потребителей совершает покупки благодаря интернет-рекламе.
Теоретическая основа работы. Теоретической основой работы послужили работы таких авторов, как Ф.И. Шарков [12], У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти [13], Г. Даулинг [14], Г.Л. Багиева [15], Е.Н. Голубкова [16] и т.д.
Методологическую базу работы составили системный и функциональный подходы.
В исследовании использовались такие методы, как опрос, обобщение и систематизирование полученной информации, анализ теоретических и эмпирических данных.
Эмпирической базой работы послужило исследование, проведенное с помощью анкетного опроса в мае 2020 года. Было опрошено 30 респондентов (по 15 представителей каждого пола) в возрасте от 18 до 50 лет. Все респонденты проживают в г. Краснодаре.
Новизнаработы. На основании теоретической и эмпирической информации былирассмотрены маркетинговые коммуникации и их цели; выделены основные инструменты маркетинговых коммуникаций в Интернете; рассмотрены предпочтительные виды рекламы в интернете для российских пользователей; исследовано отношение жителей г. Краснодара к рекламе в интернете.
Практическая значимостьработы. Полученные теоретические и эмпирические данные могут быть использованы для дальнейшего изучения возможностей использования интернета как инструмента маркетинга.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных
1. Уилсон Р. Планирование стратегии Интернет-маркетинга [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: https://altairbook.com/ books/1490202-planirovanie-strategii-internet-marketinga.html (датаобращения 20.05.2020).
2. Дейтон Дж. Правление маркетингом с помощью теста потребительского капитала [Электронный ресурс] // Harvard Business Review. URL: https://hbr.org/1996/07/manage-marketing-by-the-customer-equity-test (дата обращения 20.05.2020).
3. Киани Р. Маркетинговые возможности в цифровом мире [Электронный ресурс] // Deepdyve. URL: https://www.deepdyve.com/lp/ emerald-publishing/marketing-opportunities-in-the-digital-world-NiIAmNhlhc (датаобращения 20.05.2020).
4. Новак Т., Хоффман Д. Маркетинг в гипермедиа и компьютерных средах: концептуальные основы [Электронный ресурс] // Journal of Marketing. URL: https://www.jstor.org/stable/1251841?seq=1 (дата обращения 20.05.2020).
5. Романов A.A., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации [Электронный ресурс] // Studmed. URL: https://www.studmed.ru/romanov-aa-panko-av-marketingovye-kommunikacii_d9922d2c4bf.html (дата обращения 20.05.2020).
6. Петрик Е.А. интернет-маркетинг [Электронный ресурс] // Образовательные ресурсы интернета. URL: https://may.alleng.org/d/mark/ mark009.htm (дата обращения 20.05.2020).
7. Успенский И.В. интернет-маркетинг [Электронный ресурс] // Административно-управленческий портал. URL: http://www.aup.ru/books/ m80/ (дата обращения 20.05.2020).
8. Холмогоров В. Интернет-маркетинг [Электронный ресурс] // Studmed. URL: https://www.studmed.ru/holmogorov-v-internet-marketing_ af138561840.html (дата обращения 20.05.2020).
9. Лабунец К.А. Интернет как инструмент маркетинга // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 6. С. 220-231.
10. Теренина И.В. Интернет-маркетинг как современный инструмент бизнеса // Научный альманах. 2015. № 9. С, 311-315.
11. Корякин А.В. Ларцев К.А. Интернет в маркетинговой деятельности организации // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 4. С. 153-156.
12. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес» Култышева О.М., Цыкина А.И. [Электронный ресурс] // Образовательные ресурсы интернета. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-marketingovyh-kommunikatsiyah (дата обращения: 20.05.2020).
13. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: https://altairbook.com/books/494793701-reklama-principy-i-praktika.html (дата обращения 20.05.2020).
14. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление, оценка эффективности [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: https://altairbook.com/books/1422863-reputaciya-firmy-sozdanie-upravlenie-i-ocenka-effektivnosti.html (дата обращения 20.05.2020).
15. Багиева Г.Л. Маркетинг [Электронный ресурс] // Образовательные ресурсы интернета. URL: https://may.alleng.org/d/mark/mark048.htm (дата обращения 20.05.2020).
16. Особенности маркетинговых интернет-коммуникаций и их классификация. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». Каптюхин Р.В.Маркетинг [Электронный ресурс] // Образовательные ресурсы интернета. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-marketingovyh-internet-kommunikatsiy-i-ih-klassifikatsiya (дата обращения 20.05.2020).
17. Панкрухин А.П. Маркетинг [Электронный ресурс] // Образовательные ресурсы Интернета. URL: https://may.alleng.org/d/mark/ mark001.htm (дата обращения 20.05.2020).
18. Цветкова Н.В. Современные подходы к комплексу маркетинговых коммуникаций на предприятиях сферы услуг [Электронный ресурс] // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-kompleksu-marketingovyh-kommunikatsiy-na-predpriyatiyah-sfery-uslug (дата обращения 20.05.2020).
19. Коммуникационный инструментарий современного маркетинга в сети интернет. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации». Шурчкова Ю. В. [Электронный ресурс] // Образовательные ресурсы интернета. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsionnyy-instrumentariy-sovremennogomarketinga-v-seti-internet (дата обращения 20.05.2020).
20. Малхорта Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. М. : Вильямс, 2016. 1184 с.
21. Генералова Д.Д., Мамонтова Е.В. Интернет-маркетинг: понятие и актуальность // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 9. С. 58-60.
22. Аниссимов А.Ю., Краснов А.С. E-mail маркетинг: преимущества и недостатки // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. Уфа : ООО «Агентство международных исследований», 2017. С. 44-46.
23. Будаев А.Х. Инструменты интернет-маркетинга как основа эффективной деятельности компании // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5. С. 157-162.