Актуальность работы.Конфликты являются естественной составляющей социального взаимодействия. Они затрагивают существенную часть духовной, политической и социально-экономической сферы общественной жизни.
Считается, что конфликт, как правило, носит отрицательный характер, так как в процессе его протекания, коммуникации наполняются широким спектром негативных эмоций, стрессов, переживаний, разочарований.Они препятствуют эффективной работе, взаимодействию, психологическому климату и групповой сплоченности, а также принятию решений. Но существует и обратная сторона медали - вступая в коммуникативный конфликт участники получают возможность высказаться, выразить своё мнение на ту или иную ситуацию, осуществить эмоциональную разрядку, проявить свои коммуникативные навыки в поиске альтернативы решений конфликтной ситуации.
Как показывает практика, коммуникации в конфликте требуют от обеих сторон специальных знаний, так как необходимо не только уметь не создавать конфликтных ситуаций, но и иметь навыкуспешного выхода из них с минимальными потерями и положительными эмоциями, как для себя, так и для оппонента.
Таким образом, в условиях коммуникативного конфликта представляется важным быть способным объективно анализировать свои действия и уважительно относиться к потребностям, стремлениям, интересам, целям и взглядам противоположной стороны.
Степень научной разработанности.Впервые о понимании социального конфликта заявил талантливый социолог Георг Зиммель. В своей известной работе «Социальный конфликт» он говорит о том, что процесс развития общества происходит на основе протекания социальных конфликтов, в тот момент, когдаустаревшие культурные формы изживают себя и им на смену приходят новые. [13]
Замечательный ученый Ральф Дарендорф создал уникальную теорию конфликтной модели общества. Он считает, что в обществе в любой момент может возникнуть социальный конфликт, во главе которого лежит конфликт интересов. Дарендорф считает конфликты неотъемлемым элементом общественной жизни, который, как источник инноваций, способствует непрерывному развитию общества, где основной задачей, является способность эффективного управления ими. [12]
Выдающийся социолог Льюис Козер выдвинул теорию позитивно-функционального конфликта, основной мыслью которой, является борьба за ценности,статус, власть и ресурсы, где цель противников заключается в нейтрализации оппонента и нанесении ему максимального вреда или вовсе его устранения. Согласно этой известной теории, социальное неравенствовызывает естественную общественную неудовлетворенность, часто приводящую к социальным конфликтам. Так же, Козер видит и позитивные функции конфликтов в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют социально-экономический прогресс. [11]
Общая теория конфликта принадлежит гениальному ученому Кеннету Боулдингу. В его понимании, конфликт - это ситуация, в которой оппоненты определённо понимаютпротивоположность своих точек зрения и в то же время стремятся опередить друг друга. В современном обществе конфликты неизбежны, поэтому важно контролировать и управлять ими. [15]
Так же, следует отметить таких современных социологов, как Толкотт Парсонс, Джордж Ландберг, Курт Левин, разделяющих общую позицию в отношении анализа социального феномена конфликта, который рассматривается как феномен, который несет в основном деструктивный, негативный и дисфункциональный характер.
Объект - коммуникативные конфликты.
Предмет-роль коммуникативных конфликтов в современном обществе.
Цель – изучить ролькоммуникативных конфликтов в современном обществе.
Задачи:
- изучить сущность и этапы развития коммуникативного конфликта;
- рассмотретьпричины возникновения коммуникативных конфликтов и способы их разрешения;
- определить уровень конфликтности в компании ООО «Строительный двор»;
- рассмотреть методы решения и профилактику коммуникативных конфликтов в компании ООО «Строительный двор».
Гипотеза исследования –роль коммуникативных конфликтов в современном обществе можно определить на основе выяснения последствий и направления его влияния на взаимоотношения людей.
Методологической основой исследования - является принцип объективности, принцип научного познания и достоверность изучаемых источников.
Методы исследования: непосредственныйанализ теоретического материала по теме исследования, а также вторичный анализ социальных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использоваться в дальнейшей разработке данной темы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, двух приложений.
1 Теоретические основы коммуникативных конфликтов
1.1 Сущность и этапы развития коммуникативного конфликта
Конфликты охватывают все сферы человеческой жизни, всю совокупность общественных отношений. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого являются отдельные лица, социальные группы и организации.
Сущность конфликтного взаимодействия заключается в противостоянии сторон, то есть действиях, направленных друг против друга. Иначе говоря, коммуникативный конфликт - это открытая конфронтация, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которых являются несовместимые потребности, интересы и ценности. [14, с. 1-2]
Проблема конфликта, так или иначе, присутствует в работах многих ученых-социологов. Здравомыслов А.Г. считает, что в социологии можно выделить две большие группы теорий в зависимости от того, какое место в них занимает проблема социального конфликта. Такое разделение теорий, как отмечает сам автор, является довольно условным и главным образом отражает контраст между двумя направлениями: функционализмом и социологией конфликта. [25, с. 4-5]
Социальная теория впервые проявила интерес к конфликтам в середине ХIХ и начале ХХ веков. Огромный ряда авторов, являются основателями «теорий конфликта», такие как Герберт Спенсер, Карл Маркс, Георг Зиммель и другие. В своих работах, исследуя общество, они говорят о его «конфликтной» структуре. По их мнению, конфликты в обществе неизбежны, нет бесконфликтного общества. Они видят общество как систему, в которой постоянно происходят различные изменения. [1, с. 2-3]
Эмиль Дюркгейм и Талкотт Парсонс подошли к изучению конфликтов с иной стороны. Они искали не причины конфликтов, а механизмы, которые способствуют стабильности и защищают общество от конфликтов. В конце 50-х годов Ральф Дарендорф обосновал новую теорию социальных конфликтов, которая получила название «конфликтная модель общества». Он отражает влияние идей Карла Маркса на классовую поляризацию, борьбу и разрешение классового конфликта революционным путем. По словам Дарендорфа, ни одно общество не может существовать без конфликтов, и главной причиной их возникновения является перераспределение власти. [4, с. 1-2]
Труды Льюиса Козера заложили основы современной западной социологии конфликта. Он обосновал положительную роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем. Социолог утверждал, что не может быть социальных групп без конфликтных отношений. В этой теории конфликт рассматривается как борьба за ценности и социальный статус, власть и недостаток материальных и духовных благ. Козер считает, что адекватное разрешение конфликтов повышает гибкость и устойчивость социальной системы к конфликтам такого рода. Таким образом, конфликт рассматривается здесь как средство адаптации социальной системы к инновациям. Преимущество теоретической схемы, предложенной Козером, заключается в широком освещении проблемы конфликта. Он рассматривает такие явления как: причины конфликтов, серьезность конфликтов, их продолжительность, конфликтные функции и т. д. Оценивая существующие социологические подходы к проблеме конфликта, следует отметить, что в социологии существуют прямо противоположные точки зрения на социальные конфликты и их роль в социальном развитии. Таким образом, с одной стороны, есть теории, которые полностью отрицают конструктивную роль конфликта, с другой стороны, есть теории, которые провозглашают ведущую конструктивную стабилизирующую роль в обществе. Причины конфликта включают борьбу за власть, социальное и экономическое неравенство, психологические и психофизиологические факторы. Важным этапом в развитии конфликта, по мнению многих авторов, является осознание участниками конфликта конфликтной ситуации. Социологи, особенно представители функционализма, уделяют большое внимание нормам и ценностям. Противоречие между ними и действиями может служить основой для конфликта, в то же время указывается, что нормы являются «регуляторами» конфликта, и именно с их помощью конфликт «разрешается» или передается другие менее острые формы взаимодействия.[7, с. 6-7]
Структура социального конфликта состоит из таких элементов, как:
- объект - конкретная причина столкновения;
- двух или нескольких конфликтующих субъектов;
- инцидент - причина для начала открытой конфронтации. [10, с. 1-2]
Стадии развития коммуникативного конфликта:
- Переход конфликта из скрытого состояния в открытое противостояние. Пока борьба ограничена ресурсами и носит локальный характер, происходит, так сказать, первое испытание на прочность. На этом этапе все еще существуют реальные возможности положить конец открытой борьбе и разрешить конфликт другими методами.
- Дальнейшая эскалация противостояния. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся новые ресурсы. Практически все возможности найти компромисс были упущены. Конфликт становится все более неуправляемым.
- Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с использованием всех возможных сил и средств. Конфликтующие стороны, похоже, отбрасывают истинные причины и цели конфликта. Основная задача противостояния - нанести максимальный урон противнику.
Продолжительность и интенсивность конфликта зависит от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, доступных методов и механизмов для нахождения консенсуса.
Завершение конфликта - конфликтующие стороны изменяют восприятие своих возможностей. Оппоненты осуществляют переоценку ценностей из-за новых отношений, возникших между ними, а также расстановки сил и осознания реальной ситуации, а именно неспособности достичь желаемых целей или успеха. Ровно с этого момента начинается процесс разрешения конфликта. [23, с. 2-3]
Конфликты играют решающую роль в жизни человека, семьи, общества, государства, человечества в целом, и каждому человеку необходимы знания о том, как предотвращать и разрешать конфликты. Так как, коммуникативные конфликты возникают абсолютно везде и могут подстерегать каждого из нас где угодно, необходимо уметь распознавать заранее наличие конфликтных ситуации, чтобы заблаговременно и эффективно их нейтрализовывать.
1. Антонова М.А. Научная классификация конфликтов С. 2-3 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-klassifikatsiya-konfliktov (дата обращения: 12.07.2015).
2. Архимук А. Н., Липницкий А. В. Трудности общения и коммуникативные барьеры, технологии развития эффективности коммуникации в конфликтах правоохранительной деятельности С. 4-5 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-obscheniya-i-kommunikativnye-bariery-tehnologii-razvitiya-effektivnoy-kommunikatsii-v-konfliktah-pravoohranitelnoy (дата обращения: 03.08.2015).
3. Болохонцева Н. М. К вопросу о возможностях поведения коммуникантов в ситуациях коммуникативного конфликта С. 1-2 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vozmozhnyh-strategiyah-povedeniya-kommunikantov-v-situatsiyah-kommunikativ nogo-konflikta (дата обращения: 19.07.2015).
4. Бутенко Н. А. Социальное неравенство и социальные конфликты: основные теоретические подходы к исследованию проблемы С. 1-2 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-neravenstvo-i-sotsialnye-konflikty-osnovnye-teoreticheskie-podhody-k-issledovaniyu-problemy (дата обращения: 19.02.2017).
5. Вербицкая О. М. Конфликтное коммуникативное взаимодействие в парадигме лингвокультурологии С. 3-4 // [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/konfliktnoe-kommunikativnoe-vzaimodeystvie-v-paradigme-lingvokulturologii (дата обращения: 16.11.2015).
6. Габдулхакова Л. К. Управление конфликтами в организации С. 3-5 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konfliktami-v-organizatsii-1 (дата обращения: 14.10.2017).
7. Дудник С. И., Осипов И. Д. Проблема конфликта в историко-философском измерении с. 6-7 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-konflikta-v-istoriko-filosofskom-izmerenii (дата обращения: 22.08.2018).
8. Исмаилова Э.Р. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения С. 1-2 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-v-organizatsii-prichiny-ih-vozniknoveni ya-i-sposoby-razresheniya (дата обращения: 03.06.2019).
9. Исраилова З.Р., Магомедова Х.А. Проблемы конфликта в организации и пути их решения С. 1-2 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ problemy-konflikta-v-organizatsii-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 07.09.2016).
10. Карцева К. Г., Каткова В. А., Тупикова В. А. Конфликт интересов на государственной службе как социальный конфликт С. 1-2 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-interesov-na-gosudarstvennoy-sluzhbe-kak-sotsialnyy-konflikt (дата обращения: 27.05.2019).
11. Колмогоров Е.В. Становление и развитие понятия «социальная напряженность» в социологической научной мысли // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-ponyatiya-sotsialnaya-napryazhennost-v-sotsiologicheskoy-nauchnoy-mysli (дата обращения: 11.08.2017).
12. Кольба А.И. После 2009: современные тенденции управления социальными конфликтами в контексте теории Р. Дарендорфа // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posle-2009-sovre mennye-tendentsii-upravleniya-sotsialnymi-konfliktami-v-kontekste-teorii-r-daren dorfa (дата обращения: 24.12.2015).
13. Кузнецова В.А. Г. Зиммель и З. Фрейд об истоках зарождения конфликта // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/g- zimmel-i-z-freyd-ob-istokah-zarozhdeniya-konflikta(дата обращения: 12.03.2016)
14. Масмурова З. Р. Конфликт как когнитивно-коммуникативное пространство С. 1-2 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-kak-kognitivno-kommunikativnoe-prostranstvo (дата обращения: 27.09.2015).
15. Монастырская Н.И. Концепт «конфликтогенность»: определение дефиниций // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kontsept-konfliktogennost-opredelenie-definitsiy (дата обращения: 29.11.2015).
16. ООО «Строительный двор» Анализ конфликтных ситуаций в компании // [Электронный ресурс] URL: https://www.sdvor.com/about/.
17. Пушина М. П. Коммуникативный конфликт в жанре интернет-комментария С. 2-3 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnyy-konflikt-v-zhanre-internet-kommentariya (дата обращения: 23.05.2018).
18. Раренко А.А. Управление конфликтами в организации с. 9-10 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konflik tami-v-organizatsii-7 (дата обращения: 28.03.2018).
19. Резникова О.С., Карабаш Э.Р. Управление конфликтами в организации С. 3-4 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konfliktami-v-organizatsii-6 (дата обращения: 19.01.2017).
20. Рыжов О.А., Ларченков В.В. Управление социальным конфликтом С. 3-4 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-sotsialnym-konfliktom (дата обращения: 01.08.2015).
21. Саппа Н. Н. Межличностные конфликты в курсантской среде и их преодоление С. 1-2 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/mezhlichnostnye-konflikty-v-kursantskoy-srede-i-ih-preodolenie (дата обращения: 12.05.2016).
22. Слепцова М.А. Способы разрешения конфликтов в организации С. 2-3 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-razresheniya-konfliktov-v-organizatsii (дата обращения: 14.02.2015).
23.Фёдоров А.В. Конфликт интересов как юридический конфликт С. 2-3 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-interesov-kak-yuridicheskiy-konflikt (дата обращения: 20.04.2018).
23-24. Черкасова А.А., Сулягина Ю. О. Характеристика трудового конфликта как особой разновидности социального конфликта С. 3-4 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-trudovogo-konflikta-kak-osoboy-raznovidnosti-sotsialnogo-konflikta (дата обращения: 26. 04.2019).
25. Черкасская Г. В. Систематизация конфликтов в социально-экономических системах в контексте теории управления социальными конфликтами С. 4-5 // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistematizatsiya-konfliktov-v-sotsialno-ekonomi cheskih-sistemah-v-kontekste-teorii-upravleniya-sotsialnymi-konfliktami (дата обращения: 24.08.2017).