Введение
1 Опросный метод в PR и маркетинговых исследований: задачи и особенности использования
1.1 Понятие, цели и задачи в PR и маркетинговых исследований
1.2Виды опросных методов в PR и маркетинговых исследованиях и их особенности
2 Метод опроса в PR и маркетинговых исследованиях: на примере анкетного опроса потребителей услуг компании ПАО «МТС»
2.1 Организационно-структурная характеристика и PR и маркетинговая стратегия ПАО «МТС»
2.2 Оценка потребителями качества услуг компании ПАО «МТС»
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение Б Анкета социологического исследования «Оценка потребителями качества услуг компании ПАО «МТС
Актуальность темы работы. На современном этапе развития общества достаточно высокой является роль PR и маркетинга в деятельности любой организации. От правильности ведения PR и маркетинговой деятельности, в существенной мере зависят различные показатели эффективности деятельности компании – прибыльности, уровня продаж, рентабельности и др. Актуальность изучаемой темы определяется тем, в последние годы в связи с происходящими изменениями в социально-экономической сфере, переходу к рыночным отношениям, использование PR и маркетинговых исследований в деятельности организации становится важным условием ее функционирования, так как они позволяют выявить и оценить различные стороны ее деятельности и определить тенденции развития.
Без использования методов PR и маркетинговых исследований ни одна организация не сможет достоверно оценить свое положение на рынке, правильно ориентироваться в сложной рыночной ситуации, а также дать точный прогноз своего развития. PR и маркетинговые исследования являются одним из механизмов, позволяющих получить уникальную информацию о рынке и потребительских предпочтениях, без которых маркетинговая деятельность организации не имела бы значения.
В частности, для того, чтобы изучать потребительские предпочтения, определять уровень их удовлетворения с помощью выпускаемой продукции организации, в современной практике PR и маркетинговых исследований широко используются социологические опросные методы. Возможность использования метода опроса в PR и маркетинговых исследованиях открывает широкие возможности для изучения потребительских ожиданий и интересов, выявлять факторы, воздействующие на их формирование, отношение к продукции организации и многое другое. В этой связи, актуальной проблемой является определение роли и особенностей использования метода опроса в PR и маркетинговых исследованиях как части эффективной стратегии развития современной российской организации.
Степень разработанности проблемы. Научный интерес к изучение возможностей использования PR и маркетинговых исследований в управлении организацией, а также использования опросных методов при их реализации нашел свое отражение в работах многих зарубежных и отечественных исследователей.
Теоретические основы организации и осуществления PR и маркетинговых исследований представлены в трудах таких зарубежных ученых, как Аакер Д., Кумар В., Дэй Дж. [1], Р.Дж. Берн [2]. Ученые раскрывают сущность PR и маркетинговых исследований в деятельности организации, определяют возможности их использования, а также характеризуют основные этапы реализации PR и маркетинговых исследований. Среди российских исследователей, обращавшихся к изучению сущности PR и маркетинговых исследований в отечественных условиях развития социально-экономической сферы, можно отметить Е.П. Голубкова [3], О.Н. Жильцову [4], Д.В. Тюрина [5], которые выделяют теоретические основы организации и проведения PR и маркетинговых исследований.
В работах В.В. Щегловской [6], С.В. Тереховой, А.И. Зотовой [7] рассматриваются задачи и функции PR и маркетинговых исследований, которые должны быть достигнуты в результате осуществляемой в организации исследовательской работы, а также характеризуются основные этапы их проведения и особенности реализации.
Для проведения PR и маркетинговых исследований могут использоваться различные методы, имеющие свои преимущества и недостатки использования. Вследствие этого, выбор тех или иных методов осуществляется в соответствии с целями и задачами PR и маркетинговых исследований. Классификация основных методов, используемых в практике PR и маркетинговых исследований, представлена в работах таких ученых, как И.В. Малькова [8], Т.В. Евстигнеева [9].
Значительные возможности в практике PR и маркетинговых исследований имеют социологические опросные методы, позволяющие получить разностороннюю информацию о деятельности организации и представлений о ней потребителей. Так, опросные методы в PR и маркетинговых исследованиях, их виды и особенности использования, возможности и ограничения в различных сферах деятельности современных российских организаций рассматриваются О.Н. Фетюхиной и Л.В. Акопджанян [10], Е.В. Мельниченко [11], Д.Б. Эрендженовой, Э.В. Эрдниевой и Б.В. Ваилевым[12].
Таким образом, необходимо заключить, что в научной литературе достаточно широко освещаются особенности реализации PR и маркетинговых исследований, отражены возможности их использования в деятельности организации, представлены различные методы реализации данных исследований. Однако, большинство научных работ, посвященных изучению выделенных проблем, носят общетеоретический характер. Не до конца остаются раскрытыми вопросы использования конкретных методов, в частности, метода опроса при реализации PR и маркетинговых исследований современных организаций. Это определяет необходимость дальнейшего теоретического и практического изучения исследуемой проблемы.
Объект работы –PRимаркетинговые исследования.
Предмет работы – значение метода опроса в PR и маркетинговых исследованиях современной организации.
Цель работы – определить значение метода опроса в PR и маркетинговых исследованиях современной организации.
Задачи работы:
- определить понятие, цели и задачи в PR и маркетинговых исследований;
- охарактеризовать виды опросных методов в PR и маркетинговых исследованиях и их особенности;
- выделить организационно-структурную характеристику и PR и маркетинговую стратегию ПАО «МТС»;
- исследовать оценку потребителями качества услуг компании ПАО «МТС».
Гипотеза работы. Значение метода опроса в PR и маркетинговых исследованиях современной организации заключается в том, что на основе данных, полученных в результате исследования общественного мнения, компания может определить сильные и слабые стороны своей деятельности, определить потребительские ожидания и оценку компании, на основании чего разрабатывается стратегия развития компании в PR и маркетинговой деятельности.
Теоретическая основа работы. Теоретической основой работы послужили работы таких авторов, как В.Р. Моисеенко [13], Р. Масленников [14], А.Н. Сыркина, А.С. Шевченко [15], Г.А. Васильев [16], Е.Л. Ярмош[17] и т.д.
Методологическую базу работы составили системный и функциональный подходы.
В исследовании использовались такие методы, как опрос, обобщение и систематизирование полученной информации, анализ теоретических и эмпирических данных.
Эмпирической базой работы послужило исследование, проведенное в апреле 2020 года. Было опрошено 30 респондентов (по 15 представителей каждого пола), являющихся потребителями услуг компании. Все опрошенные старше 18 лет и проживают в г. Краснодаре.
Новизна работы. На основании теоретической и эмпирической информации были определены понятие, цели и задачи в PR и маркетинговых исследований; охарактеризованы виды опросных методов в PR и маркетинговых исследованиях и их особенности; выделена организационно-структурная характеристика и PR и маркетинговая стратегия ПАО «МТС»; исследована оценка потребителями качества услуг компании ПАО «МТС».
Практическая значимостьработы. Полученные теоретические и эмпирические данные могут быть использованы для дальнейшего изучения значения метода опроса в PR и маркетинговых исследованиях современной организации.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
1. Аакер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: https://altairbook.com/ books/361639404-marketingovye-issledovaniya.html (датаобращения 20.04.2020).
2. Берн Р.Дж. Эффективное использование результатов маркетинговых исследований. Как принимать и осуществлять на практике наиболее оптимальные решения [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: https://altairbook.com/books/315744018-effektivnoe-ispolzovanie-rezultatov-marketingovyh-issledovaniy-kak-prinimat-i-osushchestvlyat-na-praktike-naibolee-optimalnye-resheniya.html (дата обращения 20.04.2020).
3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс] // Socioline. URL: https://socioline.ru/pages/golubkov-ep-marketingovye-issledovaniya-teoriya-metodologiya-i-praktika (дата обращения 20.04.2020).
4. Жильцова О.Н. Маркетинговые исследования. М. : Издательство Юрайт, 2019. 315 с.
5. Тюрин Д.В. Маркетинговые исследования. М. : Издательство Юрайт, 2019. 342 с.
6. Щегловская В.В. Маркетинговые исследования и их роль в формировании маркетинговой стратегии предприятия // Научные достижения и открытия современной молодежи. Пенза : ИП Гуляев Г.Ю., 2019. С. 203-205.
7. Терехова С.В., Зотова А.И. Маркетинговое исследование как ключевой аспект работы предприятий // Новое поколение. 2017. № 14. С. 342-347.
8. Малькова И.В. Инновационные методы маркетинговых исследований // Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии. М. : Издательство «Перо», 2017. С. 134-140.
9. Евстигнеева Т.В. Маркетинговые исследования: планирование и организация. Ульяновск :УлГТУ, 2015. 318 с.
10. Фетюхина О.Н., Акопджанян Л.В. Метод анкетирования в маркетинговых исследованиях фирм // Sciencetime. 2016. № 2. С. 582-587.
11. Мельниченко Е.В. Преимущества и ограничения маркетинговых исследований: сравнительный анализ онлайн и оффлайн методов // Перспективы развития науки в современном мире. Уфа : ООО «Дендра», 2018. С. 205-210.
12. Эрендженова Д.Б., Эрдниева Э.В., Ваилев Б.В. Методы и этапы проведения маркетинговых исследований // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8. С. 1061-1064.
13. Моисеенко В.Р. Маркетинговые исследования // ModernScience. 2019. № 12-3. С. 74-76.
14. Масленников Р. 101 совет по PR [Электронный ресурс] // Электронная библиотека TheLib. URL: https://thelib.ru/books/ roman_maslennikov/101_sovet_po_pr.html (датаобращения 20.04.2020).
15. Сыркина А.Н., Шевченко А.С. Особенности маркетинговых исследований в связях с общественностью // Петербургская школа PR: от теории к практике. СПб. : СПбГЭУ, 2018. С. 85-90.
16. Васильев Г.А. Рекламный маркетинг [Электронный ресурс] // Studmed. URL: https://www.studmed.ru/vasilev-gl-polyakova-va-reklamnyy-marketing_ab18bc56d0a.html (дата обращения 20.04.2020).
17. Ярмош Е.Л. Процесс маркетинговых исследований как основа успешной деятельности организации // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 48. С. 49-54.
18. Данилова К.В. Сравнительный анализ инструментов маркетинга: PR и реклама // Менеджмент и маркетинг в различных сферах деятельности. Уфа : УГАТУ, 2017. С. 117-122.
19. Карасев А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. М. : Издательство Юрайт, 2019. 315 с.
20. Дулина Н.В., Звоновский В.Б., Токарев В.В. Рынок социологических и маркетинговых исследований в России: состояние, динамика, прогноз // Социологические исследования. 2017. № 12. С. 110-123.
21. Лужнова Н.В., Дергунова М.И., Мельникова А.В. Опрос как метод маркетинговых исследований // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 588-591.
22. Токмакова М.А., Зарецкий Р.К., Казаков Ю.Н., Тронина И.А. Улучшение методов опросов при маркетинговых исследованиях // Проблемы идентификации, качества и конкурентоспособности потребительских товаров. Курск : ЗАО «Университетская книга», 2018. С. 373-375.
23. PR-деятельность: актуальные направления исследований // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2016. № 1. С. 81-85.
24. Божук С.Г., Краснов А.С. Развитие методов маркетинговых исследований поведения потребителей в виртуальной среде // Практический маркетинг. 2016. № 12. С. 11-16.
25. Воинкова М.С. Маркетинговые исследования поведения потребителей // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 9. С. 97-99.
26. В России за полгода выросло число сотовых абонентов [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/ technology/articles/2019/09/11/811031-viroslo-chislo-abonentov (датаобращения 20.04.2020).
27. Ярина Н.А., Куликова Е.С. Маркетинговая стратегия МТС // Молодежь и наука. 2016. № 10. С. 49-53.