Курсовая работа|Социология

Курсовая Организация воспитательного процесса в преподавании социологии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2013 | Страниц: 46

Введение

1 Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности

1.1 Цели, задачи и содержание воспитательного процесса

1.2 Взаимосвязь обучения и воспитания

2 Эмпирическое исследование значимых факторов по сферам воспитательной деятельности студентов

2.1Диагностика уровня воспитанности студентов

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

2.3 Учебные формы воспитательной работы

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Оценочные баллы к методике № 1 - «Тест на оценку уровня конфликтности личности»

Приложение Б

Бланк опросника к методике № 2 - опросник Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов»

Приложение В

Анкета методики № 3

Актуальность исследования. Студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества, отличаясь высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях России, собственным отношением к различным сторонам общественной жизни страны, собственными социальными ориентациями, и в недалеком будущем выступят определяющей силой социально-политического, экономического и культурного развития России. По данным исследований в России на 10 тыс. населения приходится 520 студентов. Этот показатель, рассматриваемый всеми международными организациями как уровень образованности любой нации, один из самых высоких в мире.

За последние годы совместными усилиями руководителей всех уровней, ученых, специалистов, практиков предприняты серьезные шаги по восстановлению некогда утраченной системы воспитания в вузе:

В современных социально-экономических условиях более эффективные результаты в области воспитания студентов могут быть получены при равноценном сочетании внеучебной и учебной формы воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления. Немаловажно активное использование профессионально-корпоративных возможностей (традиций кафедры, факультета, вуза, отрасли, примеров жизни и деятельности референтных личностей - авторитетных учёных, педагогов, специалистов) для формирования чувства корпоративности, сопричастности студентов к лучшим традициям отрасли, вуза, факультета, кафедры.

Особое значение в этом контексте имеет методика преподавания социологии. Значимость этой дисциплины трудно переоценить, так как она подготавливает будущих специалистов для чтения общих курсов социологии, как в высших, так и в средне-специальных учебных заведениях, а также в общеобразовательных школах.

Социологическое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими воспитательными средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.

Каждое занятие по социологии предполагает формирование определенных гражданских позиций, усвоение определенной системы ценностей.

Проблема исследования заключается в том, что инновационные методы воспитания и преподавания социологии выражаются в перемене целей и принципов высшего образования и обучения, в переходе на методики (активные, творческие, индивидуализированные), учитывающие профиль вуза, интересы и пожелания студентов, направленные на приобретение не только знаний, но и умений и навыков, соединение теории и практики; в изменении взаимодействия в учебном процессе преподавателей и обучаемых, что можно проследить на схеме соотношения понятий субъекта и объекта учебного процесса в высшей школе. Все это предусматривает готовность преподавателей и студентов вузов к таким изменениям и наличие необходимого инструментария для достижения новых методов воспитания и обучения, а также особенностей коммуникации между преподавателем и студентом, а преподавателями в определенных условиях их взаимодействия.

Степень научной разработанности проблемы воспитания в преподавании социологии разработана не достаточно, хотя налицо определенный прогресс и в исследовательской, и в образовательной социологической сфере.

Объект исследования: воспитательный процесс во время преподавании социологии.

Предмет исследования: факторы, влияющие на воспитание студентов.

Целью исследования является изучение воспитательных методик на занятиях по социологии в высших учебных заведениях разного типа, а также обоснование теоретических подходов и методических рекомендаций их использования.

Достижение поставленной цели предопределило решение следующих

задач:

­ изложение воспитательных форм и способов в преподавании социологии;

­ проведение эмпирического исследования по выявлению готовности принятия инновационных форм обучения среди студентов.

Гипотеза исследования: определение наиболее значимых факторов по сферам воспитательной деятельности позволит в дальнейшем оптимизировать и повысить ее эффективность.

Теоретическую основу исследования составили труды Губанова Н.И [7], Дудченко В.С. [8], Кашубы Э.А. [9], Волкова Ю. Г.[13], Руденко Р. И. [27], Хуторского А. В. [28] и др.

Методологическая база исследования основана на статьях Петрова А. «Воспитание студенческой молодежи в вузах мегаполиса. Обсуждаем проблему», Шаламовой Л. «Организация воспитания в вузе», Шароновой С.А. «К вопросу об интерактивных методах в преподавании курса социологии».

Методы исследования: наблюдение, опрос, количественный и качественный анализ результатов диагностических методик.

Эмпирическая база исследования. В экспериментальном исследовании принимало участие 10 студентов вуза КубГТУ.

Научная новизна заключается в том, что воспитательная работа в преподавании социологии в данном исследовании рассмотрена с учетом мнений студентов.

Практическая значимость исследования: теоретические сведения, а так же результаты экспериментальной части работы, могут быть использованы социальными педагогами в их профессиональной деятельности.

Работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

1 Воспитание студенческой молодежи в вузах мегаполиса. Обсуждаем проблему. А. Петров, ректор, профессор А. Ховрин, доцент «МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского Л. Шаламова, канд. социол. н. Высшее образование в России, 2010. - № 3. - С.4-8.

2 Педагогика высшей школы / под ред. Егорова В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Новосибирск: САФБД, 2008. 260 с.

3 Фролов С.С. Социология. М.: ИНФРА, М, 2009. 431 с.

4 Социология. Общий курс. Тощенко Ж.Т. - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей: Юрайт, М, 2009. 317 с,

5 Социология: Наука об обществе. Учебное пособие/ Под ред. В.П.Андрущенко. Киев - Харьков.2009. 124 с.

6 Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.

7 Губанов Н.И., Дош Н.Н., Бросалина М.К. Особенности современной воспитательной работы в вузе и роль учебного процесса в её выполнении//Организация учебно-методической и воспитательной работы в вузе. Тюмень, 2011. 174 с.

8 Губанов Н.И., Гордеев Ю.В. Об идеологии общества и воспитании студентов//Славянские истоки словесности и культуры в Западной Сибири. Тюмень, 2010. 371 с.

9 Кашуба Э.А., Дроздова Т.Г., Рычкова О.А. Некоторые методологические аспекты лекционного курса//Организация учебно-методической и воспитательной работы в вузе. Тюмень, 2010. 203 с.

10 Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2011. 288 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

11 Большой Энциклопедический словарь: электронный ресурс. 2000. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/292174 (дата обращения: 10.12.2013).

12 Грачёв Г., Мельник И. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. / Г. Грачев, И. Мельник. М.: МГУ, 2009. 328 с.

13 Волков Ю. Г. Социология : лекции и задачи : учебник / Ю. Г. Волков. М. : Гардарики, 2008. 316 с.

14 Волохова Е. А. Дидактика : конспект лекций / Е. А. Волохова, И. В. Юкина. Ростов-н/Д : Феникс, 2010. 282 с.

15 Долгоруков А. М. Практикум по общей социологии : учеб. пособие для вузов / М. Долгоруков ; под ред. Н. И. Лапина. М. : Высш. шк., 2011. 296 с.

16 Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. М.: Институт социологии РАН, 2009. 340 с.

17 Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах / В. К. Дьяченко. М. : Нар. образование, 2010. 349 с. : ил.

18 Елсуков А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе : учеб. пособие / А. Н. Елсуков. Минск : ТетраСистемс, 2011. 240 с.

19 Загвязинский В. И. Теория обучения : современная интерпритация : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2010. 261 с.

20 Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии (круглый стол) // Социологические исследования. – 2009. - № 1.- С. 32.

21 Константиновский Д. Л. Совершенствование социологического образования: аналитический доклад / Д. Л. Константиновский, А. А. Овсянников, Н. Е. Покровский. М.: Логос, 2010. 84 с.

22 Кукушкин В. С. Дидактика (теория обучения) : уч. пособ. для студ. пед. спец. вузов / В. С. Кукушкин. М.: Ростов-н/Д : МарТ, 2009. 366 с.

23 Овсянников В. Г. Методика и методология разработки курса «Социология для вузов разного профиля» / В. Г. Овсянников, Е. В. Семиделова. СПб., 2008.

24 Педагогические технологии : учеб. пособ. для студ. пед. спец. / общ. ред. В. С. Кукушкина. – 2-е изд., испр. и доп. М. : МарТ, 2010. 334 с. : ил.

25 Петров В.Н., Куликов Е.М. Игровые формы семинарских занятий // Социологиче¬ские исследования. - 2010. - № 6. – С.41.

26 Попков В. А. Дидактика высшей школы : уч. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. 033400 – Педагогика / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – 2-е изд., испр. и доп. М. : Academia, 2011. 189 с. : ил.

27 Руденко Р. И. Практикум по социологии: учебное пособие для вузов / Р. И. Руденко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 359 с.

28 Хуторский А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов / А. В. Хуторский. СПб. : Питер, 2011. 536 с.

29 Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. М.: Академия, 2009. 541 с.

30 Шаронова С.А Игровые ситуации в преподавании социологии. // Социологические исследования. - 2009. - №2. – С.19.

31 Шаронова С.А. К вопросу об интерактивных методах в преподавании курса социологии // Социологические исследования. - 2008. - № 2. – С. 28.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское