Введение
1 Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности
1.1 Цели, задачи и содержание воспитательного процесса
1.2 Взаимосвязь обучения и воспитания
2 Эмпирическое исследование значимых факторов по сферам воспитательной деятельности студентов
2.1Диагностика уровня воспитанности студентов
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Учебные формы воспитательной работы
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Оценочные баллы к методике № 1 - «Тест на оценку уровня конфликтности личности»
Приложение Б
Бланк опросника к методике № 2 - опросник Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов»
Приложение В
Анкета методики № 3
Актуальность исследования. Студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества, отличаясь высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях России, собственным отношением к различным сторонам общественной жизни страны, собственными социальными ориентациями, и в недалеком будущем выступят определяющей силой социально-политического, экономического и культурного развития России. По данным исследований в России на 10 тыс. населения приходится 520 студентов. Этот показатель, рассматриваемый всеми международными организациями как уровень образованности любой нации, один из самых высоких в мире.
За последние годы совместными усилиями руководителей всех уровней, ученых, специалистов, практиков предприняты серьезные шаги по восстановлению некогда утраченной системы воспитания в вузе:
В современных социально-экономических условиях более эффективные результаты в области воспитания студентов могут быть получены при равноценном сочетании внеучебной и учебной формы воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления. Немаловажно активное использование профессионально-корпоративных возможностей (традиций кафедры, факультета, вуза, отрасли, примеров жизни и деятельности референтных личностей - авторитетных учёных, педагогов, специалистов) для формирования чувства корпоративности, сопричастности студентов к лучшим традициям отрасли, вуза, факультета, кафедры.
Особое значение в этом контексте имеет методика преподавания социологии. Значимость этой дисциплины трудно переоценить, так как она подготавливает будущих специалистов для чтения общих курсов социологии, как в высших, так и в средне-специальных учебных заведениях, а также в общеобразовательных школах.
Социологическое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими воспитательными средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.
Каждое занятие по социологии предполагает формирование определенных гражданских позиций, усвоение определенной системы ценностей.
Проблема исследования заключается в том, что инновационные методы воспитания и преподавания социологии выражаются в перемене целей и принципов высшего образования и обучения, в переходе на методики (активные, творческие, индивидуализированные), учитывающие профиль вуза, интересы и пожелания студентов, направленные на приобретение не только знаний, но и умений и навыков, соединение теории и практики; в изменении взаимодействия в учебном процессе преподавателей и обучаемых, что можно проследить на схеме соотношения понятий субъекта и объекта учебного процесса в высшей школе. Все это предусматривает готовность преподавателей и студентов вузов к таким изменениям и наличие необходимого инструментария для достижения новых методов воспитания и обучения, а также особенностей коммуникации между преподавателем и студентом, а преподавателями в определенных условиях их взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы воспитания в преподавании социологии разработана не достаточно, хотя налицо определенный прогресс и в исследовательской, и в образовательной социологической сфере.
Объект исследования: воспитательный процесс во время преподавании социологии.
Предмет исследования: факторы, влияющие на воспитание студентов.
Целью исследования является изучение воспитательных методик на занятиях по социологии в высших учебных заведениях разного типа, а также обоснование теоретических подходов и методических рекомендаций их использования.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих
задач:
изложение воспитательных форм и способов в преподавании социологии;
проведение эмпирического исследования по выявлению готовности принятия инновационных форм обучения среди студентов.
Гипотеза исследования: определение наиболее значимых факторов по сферам воспитательной деятельности позволит в дальнейшем оптимизировать и повысить ее эффективность.
Теоретическую основу исследования составили труды Губанова Н.И [7], Дудченко В.С. [8], Кашубы Э.А. [9], Волкова Ю. Г.[13], Руденко Р. И. [27], Хуторского А. В. [28] и др.
Методологическая база исследования основана на статьях Петрова А. «Воспитание студенческой молодежи в вузах мегаполиса. Обсуждаем проблему», Шаламовой Л. «Организация воспитания в вузе», Шароновой С.А. «К вопросу об интерактивных методах в преподавании курса социологии».
Методы исследования: наблюдение, опрос, количественный и качественный анализ результатов диагностических методик.
Эмпирическая база исследования. В экспериментальном исследовании принимало участие 10 студентов вуза КубГТУ.
Научная новизна заключается в том, что воспитательная работа в преподавании социологии в данном исследовании рассмотрена с учетом мнений студентов.
Практическая значимость исследования: теоретические сведения, а так же результаты экспериментальной части работы, могут быть использованы социальными педагогами в их профессиональной деятельности.
Работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
1 Воспитание студенческой молодежи в вузах мегаполиса. Обсуждаем проблему. А. Петров, ректор, профессор А. Ховрин, доцент «МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского Л. Шаламова, канд. социол. н. Высшее образование в России, 2010. - № 3. - С.4-8.
2 Педагогика высшей школы / под ред. Егорова В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Новосибирск: САФБД, 2008. 260 с.
3 Фролов С.С. Социология. М.: ИНФРА, М, 2009. 431 с.
4 Социология. Общий курс. Тощенко Ж.Т. - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей: Юрайт, М, 2009. 317 с,
5 Социология: Наука об обществе. Учебное пособие/ Под ред. В.П.Андрущенко. Киев - Харьков.2009. 124 с.
6 Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.
7 Губанов Н.И., Дош Н.Н., Бросалина М.К. Особенности современной воспитательной работы в вузе и роль учебного процесса в её выполнении//Организация учебно-методической и воспитательной работы в вузе. Тюмень, 2011. 174 с.
8 Губанов Н.И., Гордеев Ю.В. Об идеологии общества и воспитании студентов//Славянские истоки словесности и культуры в Западной Сибири. Тюмень, 2010. 371 с.
9 Кашуба Э.А., Дроздова Т.Г., Рычкова О.А. Некоторые методологические аспекты лекционного курса//Организация учебно-методической и воспитательной работы в вузе. Тюмень, 2010. 203 с.
10 Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2011. 288 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
11 Большой Энциклопедический словарь: электронный ресурс. 2000. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/292174 (дата обращения: 10.12.2013).
12 Грачёв Г., Мельник И. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. / Г. Грачев, И. Мельник. М.: МГУ, 2009. 328 с.
13 Волков Ю. Г. Социология : лекции и задачи : учебник / Ю. Г. Волков. М. : Гардарики, 2008. 316 с.
14 Волохова Е. А. Дидактика : конспект лекций / Е. А. Волохова, И. В. Юкина. Ростов-н/Д : Феникс, 2010. 282 с.
15 Долгоруков А. М. Практикум по общей социологии : учеб. пособие для вузов / М. Долгоруков ; под ред. Н. И. Лапина. М. : Высш. шк., 2011. 296 с.
16 Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. М.: Институт социологии РАН, 2009. 340 с.
17 Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах / В. К. Дьяченко. М. : Нар. образование, 2010. 349 с. : ил.
18 Елсуков А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе : учеб. пособие / А. Н. Елсуков. Минск : ТетраСистемс, 2011. 240 с.
19 Загвязинский В. И. Теория обучения : современная интерпритация : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2010. 261 с.
20 Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии (круглый стол) // Социологические исследования. – 2009. - № 1.- С. 32.
21 Константиновский Д. Л. Совершенствование социологического образования: аналитический доклад / Д. Л. Константиновский, А. А. Овсянников, Н. Е. Покровский. М.: Логос, 2010. 84 с.
22 Кукушкин В. С. Дидактика (теория обучения) : уч. пособ. для студ. пед. спец. вузов / В. С. Кукушкин. М.: Ростов-н/Д : МарТ, 2009. 366 с.
23 Овсянников В. Г. Методика и методология разработки курса «Социология для вузов разного профиля» / В. Г. Овсянников, Е. В. Семиделова. СПб., 2008.
24 Педагогические технологии : учеб. пособ. для студ. пед. спец. / общ. ред. В. С. Кукушкина. – 2-е изд., испр. и доп. М. : МарТ, 2010. 334 с. : ил.
25 Петров В.Н., Куликов Е.М. Игровые формы семинарских занятий // Социологиче¬ские исследования. - 2010. - № 6. – С.41.
26 Попков В. А. Дидактика высшей школы : уч. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. 033400 – Педагогика / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – 2-е изд., испр. и доп. М. : Academia, 2011. 189 с. : ил.
27 Руденко Р. И. Практикум по социологии: учебное пособие для вузов / Р. И. Руденко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 359 с.
28 Хуторский А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов / А. В. Хуторский. СПб. : Питер, 2011. 536 с.
29 Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. М.: Академия, 2009. 541 с.
30 Шаронова С.А Игровые ситуации в преподавании социологии. // Социологические исследования. - 2009. - №2. – С.19.
31 Шаронова С.А. К вопросу об интерактивных методах в преподавании курса социологии // Социологические исследования. - 2008. - № 2. – С. 28.