Введение
1. Теоретико–методологические основы исследования методов преподавания.
1.1 Концептуальные подходы к преподаванию и обучению социологии.
1.2 Методология, виды, формы и специфика преподавания предметов, в частности социологии.
2. Современные модели преподавания
2.1 . Поиск практических решений проблем преподавания. Практические примеры.
2.2. Теория инновационного преподавания социологии.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Рисунок 1 – Формы организации обучения
Приложение Б. Таблица 2 – Основные виды принципов обучения социологии.
Актуальность исследования.
Социология – фундаментальная наука, родившаяся одной из последних под флагом Огюста Конта приблизительно в 1845 г. Сейчас предмет активно развивается и пользуется огромным спросом в экономическом секторе жизни, также при политических анализах и консультациях – это практическое применение.
Многие социологи как опытные, так и вчерашние выпускники слабо представляют себе верные логические операции с людьми для добывания верных социологических данных, не говоря уже об обработке, истолковании, выводах и работоспособных консультациях (решениях). Одна из основных причин данной ситуации – слабовыраженное теоретическое преподавание практического предмета. Кроме того, отсутствия достаточного объёма знаний и опыта в сопутствующих предметах (например: теория систем и психология. Не глубокий количественный и качественный опыт описываемой науки нужно компенсировать альтернативными и вспомогательными науками. Если даже говорить в целом, исключая существующую научную динамику социологии, методы преподавания, которые сейчас актуальны в большинстве университетов – были разработаны ещё в 18 веке, а может быть и раньше. Это несколько устарело по всевозможным меркам по многим на то органичным причинам.
Социология стремительно используется и дилетантами, которые описывают общественные процессы гражданского общества в многочисленных журнальных публикациях, газетах, рекламе, аналитических колонках – это вносит массу заблуждений в и без того сложный и полностью не изученный предмет. Искать корень проблем нужно на этапе обучения, которое срочно нужно реформировать. Старое и хорошее – это, конечно хорошо, но новое и временно плохое – несравненно лучше.
Степень научной разработанности проблемы. В современных социологических школах, также в исследовании проблем обучения социологии можно выделить следующие направления: изучение подходов обучения (А.И. Ермолова [18]); теория организаций и теория систем (С.В. Рогожин [31]); Институциональная социология (М. Вебер [24]); Методы социологических исследований (Добреньков В.И., Кравченко А.И. [19])
Объект. Методика преподавания социологии, слабые места преподавания, а также теоретические и практические аспекты данного вопроса.
Предмет. Новый подход к преподаванию социологии.
Цель работы: структурно изложить методы преподавания социологии и предложить действенный метод обучения и преподавания.
Задачи:
– Рассмотреть концептуальные подходы преподавания социологии, узловые проблемы, связанные с этой работой, методология и специфика преподавания и инновации решения.
– Охарактеризовать рассматриваемые задачи практическими иллюстрациями в виде рисунков, таблиц и выводов к ним.
– В ходе работы сформировать практические решения проблем преподавания социологии, а также доказательство выдвинутой гипотезы и выводы к ней.
Гипотеза: нахождение, формирование и определение инновационного, практического метода преподавания социологии.
Теоретическую основу работы составляют труды различных школ зарубежных и советских учёных социологии, аналитический материал с крупных информационных интернет – порталов.
Методы исследования.
1. Логический анализ.
2. Индукционный анализ.
3. Прогнозирование.
4. Дедукционный анализ.
5. Вторичный анализ данных.
Новизна работы заключается в предложенных и описанных методах преподавания социологии, которые изложены в практической части настоящей курсовой работе.
Практическая значимость данной научной работы состоит в инновационных методах преподавания социологии, решении проблем обучения и понимания социологии, а также последующего применения полученных знаниях.
1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов Вузов; Под ред. В.И. Добренькова.2–е издание. // М.: Социально–гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2007–572 с.
2. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. // М.: Эксмо, 2009 г. –316 с.
3. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М. // Инфра–М., 2008– 231с.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований // М.: Изд–во МГУ, 2009.– 860с.
5. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. // NOTA BENE, 2008.–269с.
6.Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2009.–319с.
7. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов // М.: Юнити, 2007.– 479с.
8. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальностей, естественно–научных и гуманитарных вузов. // Кравченко А.И., Анурин В.Ф.– СПб и др. Питер, 2008 –431с.
9. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для вузов–М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.–734с.
10. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А–Я Словарь–справочник // Пер. с англ. – М.: Гранд, 2009. – 602с.
11. Самыгин С.И. Социология: 100 экзаменационных ответов // С.И. Самыгин, Г.О. Петров.– 3–е издание.– М.; Р/нД: МарТ, 2008.–234с.
12. Социология. Учебник для студентов вузов // В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2009– 447с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников).
13. Ю.А. Агафонов Социология: Краткий тематический словарь // Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.– Р/нД: Феникс, 2007.–317с.