Введение
1 Исторические предпосылки и сущность психологических концепций в западноевропейской социологии
2 Эволюционно-психологическое направление в американской социологии
3 Вклад Габриэля Тарда в научные разработки психологических концепций социологии и социальной психологии
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы. Исследование психологических концепций в истории мировой социологии имеет огромное значение для объяснения специфики данной науки, ее предмета и особенностей ее развития. Современная социологическая мысль во всем многообразии ее течений использует данные психологии, продолжая развивать те традиции, которые начинали складываться на ранних этапах развития науки. Для успешного развития методологии социального познания требуется тщательный анализ идей, которые были выдвинуты в то время, когда социология как самостоятельная научная дисциплина только еще зарождалась
К концу XIX столетия в западноевропейской социологии начинает преобладать новая тенденция в понимании социально-исторических процессов и закономерностей общественного развития, а именно, психологическая. Суть данной концепции можно кратко свести к следующему, в природе человека заложены определенные психические особенности в виде потребностей, интересов, желаний, различного рода эмоций и идей, реализация которых неизбежно связана с общением людей друг с другом. Причем в ходе психологического взаимодействия возникают новые социальные феномены, которых нет у человека вне общения и взаимодействия [6, с. 67].
Интерес к проблемам мотивации поведения человека, его психологическим механизмам породил несколько разновидностей психологического направления. Объединяющим моментом для всех них был главный принцип - искать ключ к разгадке в психологии.
Основополагающей ориентацией психологического направления, в социологии становится не психология индивидуального человека, а психология коллективная или социальная. Поскольку очевидно, что кроме психических процессов, проявляющихся в деятельности отдельных людей, существуют и возникают процессы, которые обуславливаются духовным взаимодействием между людьми. Собственно, само общество есть продукт взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы. Психологическое направление в социологии, как отрасль знаний не было однородным, на рубеже XIX и XX веков формировались различные концепции. Психологизм в социологии интересовал многих ученых. Но всех их объединяло одно - стремление, не всегда осознанное, сводить социальное к психологическому. На фоне редукционизма социологии к психологическому можно выявить крупные теории, такие как психологический эволюционизм - который во многом походил на идеи биолого-эволюционной школы Спенсера, инстинктивизм - который основывался на бессознательной части человеческого мышления, «Психология народов» - тесно связанная с этнографией и другие. У всех психосоциальных теории были, и достоинства и недостатки и все они оставили определенный след в истории социологической мысли.
Следует отметить, что попытки интерпретировать социальные явления психологическими факторами и использовать психологию на «службе» социологии предпринимались и О. Контом, и Дж. С. Миллем, и Г. Спенсером и многими другими исследователями. Более того, А. Смолл и У. Сэмнер обратили внимание на то обстоятельство, что социальное взаимодействие людей порождает специфические формы коллективного сознания - обычаи, нравы, традиции [18, с. 276].
Однако в конце XIX века становится ясно, что психология индивида или абстрактный «народный дух» не могут однозначно объяснить сущность социальных явлений. Поэтому всё больше растет интерес к изучению непосредственно явлений группового массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможными передачу социальных норм и верований и адаптацию индивидов друг к другу. На рубеже XX века многие социологи занимались изучением психологии масс, однако, наибольший интерес представляют работы французских ученых Г. Тарда и Г. Лебона.
в XIX веке, начинается истинно научное исследование психологии масс, толпы, появляются фундаментальные работы Гюстава Лебона и Габриэля Тарда. В своей «Психологии толп» [21], впервые изданной во Франции в1895 году, Лебон пишет, что «главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы» «В то время как наши старые убеждения, - пишет Лебон, - оказываются поколебленными и утрачиваются, прежние опоры общества рушатся одна за другой, единственной силой, которой ничто не угрожает и авторитет которой ширится постоянно, становятся выступления толп. Век, в который мы вступаем, будет поистине эрой толп» [20]. Будучи одним из первых авторов доктрины «омассовления общества», «эры толпы», Лебон убежден, что цивилизация обязана деятельности элиты, обладающей критическим умом. Анализ толпы, ее поведения, механизмов взаимодействия людей в толпе, индивида в толпе, классификация толпы, стала достоянием современной социологии и социальной психологии.
Основными работами Тарда в области социологии являются «Общественное мнение и толпа» [21], «3аконы подражания» [19], «Всемирное противопоставление», «Социальная логика», в которых он утверждает, что фундаментом социологии является социальная психология, т.к. общество - это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний. Изучать социология должна социальную интеракцию «интерментальной деятельности», поскольку в действии «одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь». Суть взаимодействия, по Тарду, в подражании - основном законе всего сущего, а социальная эволюция есть ни что иное, как сочетание таких фундаментальных процессов, как изобретение, подражание и противопоставление. Законы подражания Тард внедряет в обоснование преступности, утверждая, что преступниками становятся под влиянием подражания и приспособления. Тард различает, классифицирует такие понятия как «толпа» и «публики», подчеркивая роль в формировании последних газет, которые выполняют в обществе интегрирующую и регулирующую функции. Тард предвосхитил программы изучения общественного мнения, указывая при этом на значение статистики, могущей сообщить им большую точность и возможность обобщений. Он анализировал влияние средств массовой коммуникации на личность. Эти последние его идеи получили дальнейшее развитие в теориях «массового общества», массовых коммуникаций, распространения инноваций и т.д. в Чикагской школе социологии.
Объектом работы являются психологические концепции в западноевропейской социологии.
Предметом работы является общественные отношения, связанные с рассмотрением основных психологических концепций западноевропейской социологии.
Цель работы: изучение психологических концепций в западноевропейской социологии, раскрытие их значимости для современной социологической теории.
Задачи:
рассмотреть исторические предпосылки и сущность психологических концепций в западноевропейской социологии;
охарактеризовать эволюционно-психологическое направление в американской социологии, определить его значимость для современной социологической теории;
определить вклад Г. Тарда в научные разработки психологических концепций социологии и социальной психологии.
Теоретическую основу работы составили работы Г. Лебона «Психологии толп» [14], Г. Тарда «Общественное мнение и толпа» [21], «Личность и толпа» [20], И.А. Громова «Западная социология» [6] и др.
Методологические основы работы. Используемые методы определены особенностями темы. В данной работе применялись принципы объективности и научности, междисциплинарный подход, исторический и сравнительно-исторический методы, позволившие рассмотреть данный феномен с точки зрения социологии, психологии и философии.
В исследовании использовались такие методы как анализ теоретического материала по данной теме. Работа опирается на труды классиков социальной мысли, работы современных зарубежных ученых в области истории социологии, социологической теории, социологии права.
Новизна данной работы заключается в том, что осуществлен историко-социологический анализ современных теоретических направлений и концепций западноевропейской социологии, определена их значимость для современной социологической теории.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут использоваться студентами при подготовке к семинарскому занятию по дисциплине «История социологии». А так же, полученные результаты теоретического обобщения, могут быть использованы в научных разработках по проблемам истории социологии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1. Ансар П. Современная социология // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 134-150
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. : Прогресс, 1993. 608 с.
3. Батыгин Г. С. История социологии. Учебник. М. : Издательский Дом «Высшее образование и наука», 2011. 444 с.
4. Голенкова 3.Т. История социологической мысли в странах Центральной и Восточной Европы: Учеб. Пособие. М. : Изд-во РУДН, 2010. 235 с.
5. Гофман А.Б. Классическое и современное: Этюды по истории и теории социологии. М. : Наука, 2011. 783 с.
6. Громов И.А. Западная социология. СПб.: Изд-во «Ольга», 1997. 372 с.
7. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. М. : Мартис, 1998. 510 с.
8. Девятко И.Ф. Состояние и перспективы социологической теории в мире и в России // Социологические исследования. 2013. № 9. С. 35-37
9. Загребина А.В. Количественная социология Габриэля Тарда // III Всероссийский социологический конгресс. М., 2011. 432 с.
10. Загребина А.В. Публика как социальная общность: пионерские исследования Г. Тарда // Социол. исслед. 2010. № 3. С. 139 - 145.
11. Кудымов И.А. История социологии в Западной Европе и США. M. : НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 576 с.
12. Култыгин В.П. Классическая социология. М. : Наука, 2000. 432 с.
13. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб. : Маркет, 1995. 22 с.
14. Лебон Г. Психология толп // В кн.: Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН, изд. КСП, 1998.453 с.
15. Масловская Е.В. Становление современных концепций западной социологии. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2012. 134 с.
16. Овчаренко В. И., Грицанов А. А. Социологический психологизм: критический анализ. Минск: Вышейшая школа, 2009. 234 с.
17. Попова М.О. Психологический подход в социологии: становление и развитие в науке. Москва, 2014. 184 с.
18. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб. : Питер, 2012. 688 с
19. Тард Г. Законы подражания СПб., 1892. 345 с.
20. Тард Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. СПб., 1903. С.14.
21. Тард Г. Общественное мнение и толпа // Психология толп. М. : Ин-т психологии РАН, КСП, 1998. 234 с.
22. Тард Г. Социальные законы. СПб. : изд. В. И. Губинского, 1906. 212 с.
23. Тернер Дж. Структура социологической теории. М. : Прогресс, 1985. 471 с.
24. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX века. М. : «Академия», 2012. 564 с.
25. Tarde O. Les lois de 1'imitation. 3 ed. P., 1890.
26. Tarde O. Etudes de psychologie sociale. P., 1898.
27. Tarde O. L'opinion et la foule. P., 1901.
28. Tarde O. On communication and social influence.Selected papers / Ed. N. C. Terry. Chicago, 1969.