Курсовая работа|Социология

Курсовая Религия в социологии М. Вебера

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2015 | Страниц: 39

Введение

1 Теоретические основы и содержание религии в социологии М.Вебера...

1.1 Научные интересы М. Вебера в изучении религи

1.2 Методологические аспекты изучения религии в социологии

М. Вебера

2 Эмпирическое изучение религии М. Вебером

2.1 Исследования М. Beбером религиозного поведения людей

2.2 М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»

Заключение

Список использованных источников

Актуальность темы исследования. Научное наследие Макса Beбера охватывает широкий спектр как теоретических, так и практических вопросов, относящихся к социологии, политической экономии, праву, религии, философии и истории. Его творчество оказало воздействие на множество современных исследователей, вызвало огромное число споров и дискуссий. Его можно по праву отнести к наиболее влиятельным мыслителям нашего времени. Причем веберовское наследие до сегодняшнего дня является источником разнообразных интерпретаций.

Beберовский анализ религии занимает особое место, он, по праву, читается одним из основоположников социологии религии. Прежде всего, это связано с фундаментальным исследовательским подходом, предполагающим многоуровневое сравнительное изучение религий как в рамках культурной традиции, так и в перспективе. Он рассматривал религию как социальный институт и описывал её связь с другими социальными институтами, изучал влияние религии на общество, а также его хозяйственную деятельность.

Можно отметить, что социологические взгляды Вебера являются фундаментом современной социологии, так как творческое наследие ученого - очень велико. Именно он заложил основы теории и методологии, отраслевых направлений в социологии, поэтому особо интересно изучение личности автора и места религии в социологической теории.

Степень научной разработанности. Интерес российских учёных к работам Макса Вебера достаточно традиционен. К веберовской проблематике, в том числе к его социологии религии, обращались С.Н. Булгаков, П. Сорокин. Среди современных зарубежных и отечественных исследователей научного наследия Beбера можно выделить таких авторов, как Р. Арон, Р. Бендикс, Н.Ф. Бучило, П.П. Гайденко, В.И. Гараджа, А.А. Евдокимова, А.Д. Зарецкий, Х. Йоас, П. Лобье, А.Б. Рахманов, Дж. Тернер, Х. Тюрель и др. Вместе с тем, комплексность затронутых М. Вебером вопросов создает определенные трудности для правильного восприятия и осмысления веберовской coциологии религии. Имеет место тенденция фрагментарного, отрывочного рассмотрения отдельных тезисов и постулатов Вебера.

В России интерес к работам Макса Вебера возник довольно рано, что стало следствием как специфической научной и политической роли веберовских постулатов, так и интереса самого Вебера к событиям в России. Российские ученые одними из первых приступили к переводу и изданию его работ на иностранный язык.

Несомненно, что значительную роль сыграло обращение к веберовской проблематике С.Н. Булгакова, который считал, что религиозно-нравственное отношение к труду вообще свойственно эпохам с преобладанием религиозного мировоззрения. По его мнению, труд входит в общую систему аскетики. Благодаря аскетической дисциплине труда монастыри сыграли в свое время огромную роль в экономическом развитии Европы и России.

Следует отметить серию публикаций журнала «Атеист», посвященных теме социологии религии М. Вебера. В России комплекс затронутых проблем охватывал вопросы этики, политической свободы, проблему капитализма и его этико-религиозных предпосылок. Об этих и других аспектах веберовского «ренессанса» речь идет в целом ряде работ Ю.Н. Давыдова, П.П. Гайденко, Р.П. Девятковой.

Многообразные аспекты веберовской социологии религии освещаются в трудах В.И. Гараджи, А.П. Забияко, А.А. Кузнецова, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова. Последняя четверть XX века ознаменовалась веберовским «ренессансом», сопровождающимся новым взглядом на веберовское наследие, переоценкой его значения для развития науки, культуры, экономики. Говоря о роли трудов Макса Вебера для изучения традиционных религий, JI.B. Васильев приходит к выводу, что «марксистский теоретический анализ самых глубинных основ социальной структуры общества оказал определенное влияние на развитие социологической мысли на Западе, в том числе и на построения одного из признанных патриархов европейской социологии религии М. Вебера.

На Западе продолжается не только переосмысление веберовского наследия, но и дальнейшее развитие идей самого Макса Вебера с учетом реалий сегодняшнего дня. Одно из направлений связано с именем Т. Парсонса, который обратился к вопросу о том, что является особой причиной единственного в своем роде специфического процесса развития западного общества с такой его отличительной чертой, как институциализированная рациональность в правовой системе, в бюрократическом государстве и правовой экономике. Предложенный им подход к анализу социальных функций религии позволил совместить ее понимание в качестве фактора стабильности общества с функцией мотора социального изменения.

Немецкая научная школа наработала обширный материал, относящийся к различным аспектам наследия Макса Вебера: исследованиям роли протестантизма (К. Зейфарт, В.М. Шпрондель, Й. Вайс); изучению хозяйственной этики мировых религий (В. Шлюхтер, X. Шмидт-Глинтцер, П. Колонко); общим вопросам веберовской социологии (X. Гирндт, Ф.Х. Тенбрук, Й. Винкельман).

К веберовской концепции в новейших российских исследованиях обращается Е.В. Середкина, предлагая философско-компаративистский анализ современного конфуцианства и западноевропейской философии в их диалогичности. Данной темы касаются П.П. Гайденко при рассмотрении социологии религии М. Вебера в работе «История и рациональность» и В.И. Гараджа в «Социологии религии».

Однако, в силу ряда причин и, прежде всего, ввиду многоуровневости и сложности затронутых вопросов, веберовске исследования религий на сегодняшний день недостаточно полно освещаются как в российской, так и в зарубежной социологии религии, их роль продолжает оставаться недооцененной.

Объектом данной работы выступают социологические взгляды М.Вебера в области социологии религии.

Предметом работы являются рациональные основы социологии религии М. Вебера, и определение их значения для современной социологической теории.

Цель работы: изучение основ социологии религии М. Вебера, раскрытие их значимости для современной социологической теории.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы и содержание религии в социологии М.Вебера;

2. Рассмотреть методологические аспекты изучения религии в социологии М.Вебера;

3. Выявить взаимосвязь религиозности и поведения человека в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

Теоретическую основу работы составили работы М. Вебера по исследованию социологических теорий, работы отечественных и зарубежных социологов, сохраняющих свою актуальность в современной социологической теории: В.Н. Белогорцева «Религия и социальные изменения. Концепция М. Вебера» [1], М. Богачёва «Подход М. Вебера к социологическому анализу религии и его возможная модернизация» [2], М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» [6], М. Вебер «Социология религии» [8] и др.

Методологические основы исследования. Используемые методы исследования определены особенностями темы. В данной работе применялись принципы объективности и научности, междисциплинарный подход, исторический и сравнительно-исторический методы, позволившие рассмотреть данный феномен с точки зрения социологии, философии и культурологи.

В исследовании использовались такие методы как анализ теоретического материала по данной теме.

Новизна данной работы заключается в том, что всесторонне охарактеризованы основные положения социологии религии М. Вебера, раскрыта их значимость для современной социологической теории.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут использоваться студентами при подготовке к семинарскому занятию по дисциплине «История социологии». А так же, полученные результаты теоретического обобщения, могут быть использованы в научных разработках по проблемам истории социологии и при составлении программ лекционных курсов и спецкурсов по социологии религии. Исследовательский материал может быть полезен при преподавании религиоведения, социологии, культурологии, социальной философии.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

1. Белогорцев В.Н. Религия и социальные изменения. Концепция М. Вебера // Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития Международная научная конференция: материалы. 2011. №. 5. С. 82-84.

2. Богачёв М. Подход М. Вебера к социологическому анализу религии и его возможная модернизация // Бизнес. Общество. Власть. 2012. № 10. С. 119-131.

3. Вебер М. Социология религии. Типы религиозных сообществ. Избранные произведения. М., 1990. (перевод М.И. Левиной). 180 с.

4. Вебер М. Конфуцианство и пуританизм // Личность. Культура. Общество. 2009. № 3. С. 24-43.

5. Вебер М. Общий характер азиатской религиозности // Личность. Культура. Общество. 2009. № 4. С. 14-26.

6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. М., 1990. 271 с.

7. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма. Избранные произведения: Пер. с нем. сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. М. : Прогресс, 1990. 808 с.

8. Вебер М. Социология религии. Избранное, Образ общества. М. , 1994.704 с.

9. Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л.Г. Ионина. М. : Изд-во ГУ ВШЭ, 2003. 267 c.

10. Волохова Н.В. Социология религиозного интеллектуализма: Макс Вебер // Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 3. С. 138-144.

11. Кошелев А.А. Идентификация социальной реальности в концепциях М. Вебера // Социология. Политология. 2008. № 2. С. 9-11.

12. Лаптева М.П. Идеально-типический метод Макса Вебера как инструмент анализа цивилизаций // Диалог со временем. 2014. № 49. С. 5-13.

13. Махов А.Е. Средневековая теория любви в свете социологии религии Макса Вебера // Социальные и гуманитарные науки. Социология. Реферативный журнал. 2010. № 3. С. 100-105.

14. Расков Д.Е. «Избирательное сродство» экономики и религии: трактовка М. Вебера // Христианское чтение. 2014. № 1. С. 115-133.

15. Рахманов А.Б. «Хозяйственная этика мировых религий» Макса Вебера: субъективные и объективные предпосылки создания, анализ концепции // Социология и политология. 2009. № 4. С. 184-199.

16. Ригель К.Г. Ритуалы исповеди в сообществах виртуозов. Интерпретация сталинской критики и самокритики с точки зрения социологии религии Макса Вебера // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. № 3. С. 108-129.

17. Троицкий К.Е. «Политеизм ценностей» в аксиологической мысли М. Вебера // Вестник Московского университета. Философия. 2014. № 1. С. 107-120.

18. Трубицын Д.В. Социология религии Макса Вебера и культурный детерминизм в проблеме модернизации // Гуманитарный вектор. Педагогика, психология. 2008. № 2. С. 29-35.

19. Фомичев П.Н. Понятие адекватной причинности и сравнительная социология религии Макса Вебера // Социальные и гуманитарные науки. Социология. Реферативный журнал. 2002. № 1. С. 38-43.

20. Хабермас Ю., Тягунова Т. Теория рационализации Макса Вебера // Социологическое обозрение. 2009. № 3. С. 37-60.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское