Введение
1 Рисуночный тест как метод получения социологической информации
1.1 Понятие рисуночного теста в социологии, причины и особенности применения рисуночного теста
1.2 Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения
2 Опыт практического использования метода «Рисунок семьи» в социологических исследованиях
2.1 Методика «Рисунок семьи» при диагностировании семейных отношений
2.2 Практика применения метода «Рисунок семьи» при работе с конкретными семьями
Заключение
Список используемой литературы
Основными методами при проведении социологических исследований в целом выступают: анкетирование, интервьюирование, наблюдение, опрос и, следует отметить, что в современных социологических исследованиях всё более востребованным становится применение рисуночного теста.
В настоящее время в России практически отсутствуют работы, посвященные осмыслению использования рисуночных методик в социологической практике. Не лучше обстоит дело с методологическими исследованиями, направленными на описание, интерпретацию и анализ данных , полученных с помощью рисуночных методик, они единичны. В силу указанных причин анализ возможностей и специфики использования рисуночных методик в социологических исследованиях представляется весьма актуальным для рассмотрения социологами.
При диагностировании семейных отношений также применяют данный метод в качестве дополнительного, а порой и основного, так как он позволяет наиболее полно и углублённо заостриться на внутрисемейных проблемах, на отношении супругов друг к другу, что выражается в цветовой гамме рисунка, содержательном наполнении рисунка и т. д. Именно по этой причине, многие исследователи применяют данный метод при диагностировании супружеских отношений, так как остальные не способны в полной мере углублённо отразить внутрисемейные отношения между супругами.
Таким образом, применение рисуночного теста как метода диагностики супружеских отношений является наиболее актуальным способом сбора информации в современных социологических исследованиях.
Степень научной разработанности: Изучением применения рисуночных тестов при получении социологической информации занимались как отечественные так и зарубежные авторы. Так С.В. Гуреев в работе:
«Проективные методики в социологических исследованиях: особенности использования графических данных (рисунков респондентов) в методе групповых дискуссий» утверждает, что рисуночные методики имеют достаточно давние корни в области психодиагностики. Как представляется, для адекватного и полного понимания исследовательских возможностей рисуночных методик социологу необходимо быть знакомым с этим психологическим базисом. Автор подчёркивает тесную связь психологии и социологии при применении методики рисуночного теста в социологических исследованиях [1]. О.Ю. Лысенко И.М. Марковская: «Качественные методы социально-психологических исследований». В данной работе освещены вопросы теоретического и практического характера, рассматриваемые в отечественной и зарубежной литературе последних лет в отношении качественных методов социально-психологического исследования, подробно рассмотрен рисуночный тест, как одна из проектных методик при проведении социологического исследования [2]. С.А. Белановский в работе: «Метод фокус-групп» отмечает основные теоретические постулаты, лежащие в основе использование метода рисуночного теста в социологических исследованиях [3].И.А Гурджи.: «Проективные методики в качественных исследованиях» определяет, что применение рисуночных тестов в социологических исследованиях позволяет получить научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определённым искажениям. Данные искажения могут носить со стороны респондентов как осознанный, так и неосознанный характер [4].
С.В. Маслова: «Использование методов аналитической психологии в качественных социологических исследованиях (на примере интерпретации рисунков)» утверждает, что основным элементом анализа при применении рисуночного теста является символ (изображение), а не респондент, так как исследуется не личность, а её отношение к какому-либо объекту [5].
Таким образом, изучением рисуночного теста как метода сбора социологической информации при диагностировании семейных отношений занималось большое количество отечественных и зарубежных авторов
Объект исследования – рисуночный тест как метод сбора информации в социологическом исследовании.
Предмет исследования – особенности применения рисуночного теста как метода сбора социологической информации.
Цель исследования: выявить, особенности применения рисуночного теста как метода сбора социологической информации при диагностировании семейных отношений.
Задачи:
1. Дать определение рисуночного теста как метода сбора информации в социологических исследованиях.
2. Выявить причины и особенности применения рисуночного теста в социологических исследованиях.
3. Рассмотреть общую характеристику рисуночных тестов и технику их проведения.
4. Определить суть методики Рисунок семьи при диагностировании семейных отношений.
Гипотеза исследования – применение рисуночного теста как метода сбора социологической информации (при диагностировании семейных отношений) имеет специфические особенности: тесная взаимосвязь с психологическими (подсознательными) установками респондентов; в его основе лежит проекция; направлен на определение отношения респондента к какому-либо объекту.
Теоретическая основа исследования: С.В. Гуреев: «Проективные методики в социологических исследованиях: особенности использования графических данных (рисунков респондентов) в методе групповых дискуссий», О.Ю. Лысенко, И.М. Марковская: «Качественные методы социально-психологических исследований», С.А. Белановский: «Метод фокус-групп», И.А. Гурджи: «Проективные методики в качественных исследованиях», С.В. Маслова: «Использование методов аналитической психологии в качественных социологических исследованиях (на примере интерпретации рисунков)», О.Ф. Потёмкина, Е.В. Потёмкина: «Психологический анализ рисунка и текста», Г.М. Ферс: «Тайный мир рисунка».
Методологическая основа исследования – составляют принципы объективности и научности. Для достижения поставленной цели были использованы такие методы как анализ теоретического и практического материала, проведено анкетирование и рисуночный тест.
Эмпирическую базу исследования составили данные полученные в ходе исследования 10 семей на основе анкетирования и применения методики «Рисунок моей семьи» осенью 2013 г.
Научная новизна заключается в том, что эмпирическое исследование и диагностирование этих семей было проведено впервые.
Практическая значимость заключается в том, что данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для дальнейшего изучения и диагностирования семейных отношений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, пяти приложений.
1 Гуреев С.В. Анализ рисунков в социологических исследованиях // Социс. №10, 2007. С.132-139.
2 Лысенко О.Ю., Марковская И.М. Качественные методы социально- психологических исследований: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. – 106 с.
3 Белановский С.А. МЕТОД ФОКУС-ГРУПП.—М.: Издательство Магистр, 1996.-272с
4 Гурджи И. Проективные методики в качественных исследованиях Журнал "Практический маркетинг" - №1 2000
5 Мельникова О. Т. Методика психологического рисунка в качественном исследовании социальных установок // Социология: 4М. 2005. N 21.
6 Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. СПб.: Речь, 2006. – 524 с.
7 Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Перевод с англ .СПб Деметра,2003 .176 с ил.
8 Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.
9 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. Самара, 2001.
10 Ширн Ч., Расселл К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений // Проективная психология. М., 2000.
11 Кузнецов И. Н. Технологии социологического исследования: учебно-методич. пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 144с.
12 Проективные рисуночные методики "Рисунок семьи" и "Кинетический рисунок семьи".[Электронный ресурс]:[сайт] http://test-metod.ru (дата обращения: 06.11.2013)
13 Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Е. Г.Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2009 — 171 с.
14 Подольский А. И. Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. 2-е изд. — М: ЧеРо, 2010, — 524 с.
15 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб, Питер, 2005