Введение
1 Место средств СМИ в социальном управлении
1. 1 Теории взаимодействия СМИ и общества
1.2 Влияние СМИ на современное общество
2 СМИ и стиль жизни современного российского общества
2.1 Формирование стиля жизни общества на основе журнала Esquire
2.2 Воздействие СМИ на современное обществ
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования на тему «Роль СМИ в социальном управлении »
Приложение Б Анкета «Стиль жизни современного российского общества и СМИ»
Актуальность темы исследования. СМИ на сегодняшний день явля-ются одним из важнейших и влиятельных институтов современного общества. Они выполняют различные и значительные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают, уведомляют. СМИ играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Кроме того, восприятие и интерпретация важнейших событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются почти всегда через СМИ. Данные обстоятельства предоставляют некую актуальность и значение на фоне СМИ во многие сферы жизни общества и всего человечества, превращения их в один из важнейших инструментов реализации социальных потребностей. «Также важен тот факт, что в нынешней политологии СМИ характеризуют такими титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Вера в телевидение настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну в целом. И действи-тельно, современную политику уже невозможно представить без радио, пресс и телевидения. Без сомнения, многие перемены, которые в настоящее время переживает наша страна, играют не последнюю роль в СМИ. Средства массовой информации в демократическом государстве назвали «четвертая власть» страна, в которой мы живем, является демократическим государством, в котором власть принадлежит народу. Задача средств массовой информации заключается в том, чтобы служить посредником между людьми и политическими событиями, как в стране, так и за рубежом, но это всего лишь малая доля из всего того, что им приходится затрагивать в своей повседневной работе. Тема влияния СМИ на формирование общественного мнения в наше информационное время более чем актуальна, так как сейчас ничто более или менее значимое в стране не происходит без участия средств массовой информации. Любое событие независимо от масштаба будь то мировое, государственное или событие местного значения СМИ доносят его до граждан на всех уровнях нашего государства. Степень научной разработанности. Проблемам, связанным с развитием и функционированием средств массовой информации в современном обществе посвящен целый ряд фундаментальных и прикладных трудов, большое количество научных статей по различным дисциплинам гуманитарного, а также и технического профиля. Среди теоретических работ российских исследователей необходимо выделить монографии, учебные пособия и статьи М.Г. Анохина [1], А.А. Большакова [2], П.П. Гайденко [3], К.С. Гаджиева [4], Г.В. Голосова [5], М.Н. Грачева[6] и др. В современной России вопрос о значении и месте СМИ в политических процессах уже нашел отражение в ряде серьезных исследований. Свой вклад в исследование роли, функций законодательной власти и особенностей ее развития в России внесли такие известные политологи как Панарин, Соловьев, Гаджиев, Медушевский. Я.Н. Засурский изучает "общие проблемы и тенденции, наблюдающиеся в постсоветской российской журналистике, выделяет разные стадии перехода СМИ от авторитаризма к демократическому плюрализму и формулирует основные модели современной российской прессы, в зависимости от отношения СМИ к власти и крупному капиталу"[7]. А.А. Грабельников также иссле-дует проблемы взаимоотношений российской прессы с властью и об-ществом, "придерживаясь при этом иных идейных позиций и приходя к выводу о негативном влиянии современной российской журналистики на общественно-политические процессы в стране, обусловленном отсутствием четкой государственной политики в области СМИ"[8]. О необходимости эффективной информационной политики государства ведет речь и М.М. Ковалева, которая в своих работах исследует особенности взаимоотношения власти, общества и СМИ в России в XVIII и XIX веках, проводя параллели с современностью[9]. Д.Л. Стровский рассматривает отечественную журналистику "в контексте политических традиций и политической культуры, исследует проблему ангажированности современной прессы и зависимости средств массовой информации от властных структур"[10]. Эту проблему затрагивает и А.М. Воробьев, изучающий "роль прессы в формировании гражданского общества и культуры демократии"[11].Г.С. Мельник, исследуя массовую коммуникацию как "фактор политического влияния, анализирует объективные и субъективные причины, приведшие к кризису российской прессы"[12]. В.Ф. Олешко в своих работах изучает "принципы и техно-логии диалогового взаимодействия СМИ и аудитории"[13].А.Д. Кириллов, в соавторстве с другими исследователями, анализируя общественно-политические процессы в Уральском регионе, уделяет значительное внима-ние "роли СМИ в развитии этих процессов и, в частности, влиянию прессы на ход избирательных кампаний"[14]. Проблемы взаимоотношений прессы и законодательной власти рассматривала Е.П. Соколова[15]. Однако, на наш взгляд, проблема освещения деятельности законодательной власти в российских СМИ изучена еще недостаточно подробно. К тому же, в связи с постепенной трансформацией нашего общества, государства и СМИ, меняется и характер освещения в средствах массовой информации деятель-ности органов власти. Объект курсовой – средства массовой информации. Предмет курсовой – влияние средств массовой информации на стиль жизни современного российского общества. Цель курсовой работы – изучить влияние средств массовой информации на стиль жизни современного российского общества. Задачи: - рассмотреть подходы к изучению средств СМИ в социальном управлении;
-определить как СМИ формирует стиль жзни российского обещства;
-изучить особенности воздействия СМИ на современное общество. Гипотеза: СМИ оказывают значительное влияние на мировоззренче-ские взгляды современного российского общества, которое в итоге отражается на их стиле жизни. Теоретическая основа исследования. В основу исследо-вания легли работы российских теоретиков в области средств массовой информации А.И. Акопова, Е.А. Корнилова, диссертационные работы ставропольских аспирантов О.В. Зиминой, Н.А. Водопьяновой, Л.Е. Климовой, С.А. Орлянского. Методологическую базу составили принципы объективности, научности, системного подхода и эмпирического подхода в изучении данной темы курсовой работы. Научная новизна заключается в вторичном анализе и изучении работ социологов, психологов по данной теме, поиск литературы и применение эмпирических исследований в работе. Практическая значимость. Проведенная исследовательская работа объединяет и структурирует известные данные по вопросам влияния средств массовой информации на формирование стиля жизни. Структура курсовой работы состоит из: титульного листа, реферата, содержания, введения, основной части, заключения и списка литературы.
1.ː Алексеева М.И.,ː Засурский Я.Н.ː Средства массовойː информации России:ː учебное пособиеː для вузов.ː М.: Аспектː пресс, 2018.ː 391 с.
2.ː Вычуб Г.С.ː Проблематика СМИː // Аспект-Пресс.ː №2. 2018.ː С. 13-20
3.ː Киселев И.Г.ː Теория иː практика массовойː информации –ː общество-СМИ-власть: учебноеː пособие. М.:ː ЮНИТИ-ДАНА, 2017.ː 431 с.
4.ː Колосов А.А.ː Техника иː технология СМИ:ː печать, радио,ː телевидение, Интернет:ː учебное пособие.ː М.: Руссо,ː 2018. 398ː с.
5. Ситниковː В.П. Техникаː и технологияː СМИ. //ː АСТ. 2017.ː №1.
6.ː Сидорская И.В.ː Эффективная коммуникацияː со СМИ:ː учебное пособие.ː М.: Издательствоː МГУ, 2019.ː 243 с.
7.ː Фомичева И.Д.ː Социология СМИ:ː учебное пособие.ː М.: Аспектː Пресс, 2017.ː 303 с.
8.ː Кравченко Е.И.ː Мужчина иː женщина: взглядː сквозь рекламуː // Социологическиеː исследования. 2018.ː № 2.ː С. 19-21
9.ː Доценко Е.ː Л. Психологияː манипуляции: феномены,ː механизмы иː защита. М.:ː ЧеРо, Издательствоː МГУ, 2017.ː 344 с.ː .
10.ː Миронов С.ː Информационная культураː предполагает ответственностьː СМИ //ː Деловая пресса.ː 2017. №ː 23. С.ː 10-15
11. Шиллерː Г. Манипуляторыː сознанием //ː Социологические исследования.ː 2016. №5.ː С. 17-19
12.ː Климова Л.Е.ː Система средствː массовой информацииː России //ː Аспект-пресс. 2018.ː №28.С. 28-32
13.ː Зелинский С.А.ː Манипуляции массамиː и психоанализː // Скифия.ː 2018. №2.ː С. 12-18
14.ː Амелин В.Н.ː Социология политикиː // ЮНИТИ-ДАНА.ː 2017. №3.ː С. 21-23
15.ː Бессонов Б.Н.ː Пропаганда иː манипуляция какː инструменты духовногоː порабощения //ː Аспект-Пресс. 2018.ː №15. С.ː 13-16
16. Егоровː В.В. Телевидение.ː Страницы истории:ː учебное пособие.ː М.: Издательствоː МГУ. 2019.ː 234 с.
17.ː Голядкин Н.А.ː Краткий очеркː становления иː развития отечественногоː и зарубежногоː телевидения //ː Социологические исследования.ː 2018. №4.ː С. 12-20
18.ː Козлова М.М.ː История отечественныхː средств массовойː информации //ː Ульяновская пресса.ː 2018. №1.ː С. 7-15
19.ː Петев Т.ː Массовое общениеː и личностьː // Теорияː и практикаː СМИ иː пропаганды вː современном мире.ː Сборник. 2018.ː №1. Сː 1-17
20. Слепенковː И.М., Аверинː Ю.П. Основыː теории социальногоː управления: учебноеː пособие дляː вузов: M.:ː ЮНИТИ-ДАНА. 2017.ː 356