Введение
1 Социологический подход к изучению массовой коммуникации: задачи и методы
1.1 Понятие массовой коммуникации и задачи ее социологического изучения
1.2Использование социологических методов в исследовании массовой коммуникации……………………………………………...
2 Социологические методы в исследовании доверия средствам массовой коммуникации: на примере анкетирования
2.1 Социологическое исследование проблемы доверия средствам массовой коммуникации в России
2.2 Уровень доверия средствам массовой коммуникации жителей г. Краснодара: по материалам анкетного опроса
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение Б Анкета социологического исследования «Уровень доверия средствам массовой коммуникации жителей г. Краснодара»
Актуальность темы работы. Одной из распространенных особенностей современного общества является характеристика его как информационного. Информация становится определенным ресурсом, а информационно-коммуникативные процессы охватывают все сферы деятельности человека. Массовая коммуникация в связи со своими особенностями производства информационных сообщений и технических возможностей их распространения сегодня становится неотъемлемым элементом жизнедеятельности общества, что определяет актуальность их социологического изучения.
Процессы глобализации в современных социальных процессах, включающие в себя все более возрастающий уровень информатизации социального пространства, приводит к формированию устойчивого интереса к изучению феномена массовых коммуникаций в современном обществе, и, как следствие, к возрастанию роли наук, исследующих массовую коммуникацию на всех уровнях ее функционирования, в числе которых важное место отводится социологии. Социологическая наука в рамках общей социологии и специальных дисциплин (в первую очередь, социологии коммуникаций, социологии управления и др.) позволяет рассматривать различные стороны массовой коммуникации как с позиции субъекта, передающего сообщения, так и их восприятия со стороны аудитории, доверия этим информационным сообщениям, влияние их на мнения и деятельность людей, и многие другие аспекты массовых коммуникаций.
Различные методы социологического исследования позволяют выявить разные стороны осуществления массовых коммуникаций, эффективности их воздействия, определить возможности использования и направления влияния на аудиторию. Следовательно, для современной практики изучения процессов массовых коммуникаций актуальной является проблема, связанная с определением особенностей использования социологических методов в исследовании массовой коммуникации.
Степень разработанности проблемы. Проблемы изучения массовой коммуникации, ее возможностей воздействия на аудиторию, имеет длительную историю научного исследования, в которой представители философских, социологических, управленческих, психологических и ряда других наук обращаются к определению характеристик данного феномена.
Научный интерес к феномену массовых коммуникаций можно найти в работах Л. Гоббса [1], Дж. Локка [2], которые предприняли первые попытки социально-философского осмысления коммуникативных процессов и определении отличительных особенностей массовой коммуникации от других видов общения. В отечественной научной традиции вопросы изучения массовой коммуникации, ее места в общественных процессах, освещены в трудах М.М. Бахтина [3], Ю.М. Лотмана [4]. Социологические истоки изучения феномена массовой коммуникации представлены трудами таких исследователей, как М. Вебер [5], Т. Парсонс [6], в работах которых была предпринята попытка социального объяснения массовой коммуникации как социального процесса. Продолжение социологического изучения массовых коммуникаций в отечественной науке представлено Л.П. Буевой [7], ЮМ. Власова [8], определявшими особенности массовой коммуникации с учетом специфики российского общества.
При переходе к современному изучению массовой коммуникации значительную роль сыграло становление социологии общения и коммуникации, где в качестве центрального исследовательского объекта была поставлена коммуникация, предлагалось научное определение и систематизация существующих подходов к изучению массовых коммуникаций, представленные работами таких исследователей, как В.М. Березин [9], Ю.П. Буданцев[10] и других. Современный социологический подход в исследовании массовых коммуникаций, определение объекта и предмета изучения массовой коммуникации, задач их социологического исследования и возможностей использования социологического подхода в объяснении различных сторон и каналов воздействиям массовой коммуникации на аудиторию рассматриваются Ф.И. Шарковым, В.Н. Бузиным [11], В.А. Франц [12].
Использование различных методов в практике социологического исследования массовых коммуникаций, их воздействия на сознание аудитории, эффективность влияния каналов массовой коммуникации на общественное поведение ,и установки в современном российском обществе освещается такими исследователями, как Т.Е. Федосеева, И.Д. Сулимова, В.В. Сульдина и С.М. Сущева [13], В.А. Балашова и В.Н. Дружинина [14].
Таким образом, в научной литературе широко освещаются различные аспекты массовой коммуникации, выделяются ее особенности и отличительные черты, определяются каналы и способы передачи сообщений массовой аудитории, воздействие массовой коммуникации на сознание общества. Однако, вопросы, связанные с эффективностью и возможностями использования различных социологических методов исследования массовой коммуникации в современном обществе освещаются лишь фрагментарно, в рамках изучения общих процессов в социологии коммуникации или на основании конкретных эмпирических исследований массовой коммуникации, что определяет потребность дальнейшего научного и практического изучения рассматриваемой темы.
Объект работы – социологические методы исследования массовой коммуникации.
Предмет работы – особенности использования социологических методов в исследовании массовой коммуникации.
Цель работы – выявить особенности использования социологических методов в исследовании массовой коммуникации.
Задачи работы:
- определить понятие массовой коммуникации и задачи ее социологического изучения;
- рассмотреть использование социологических методов в исследовании массовой коммуникации;
- охарактеризовать социологическое исследование проблемы доверия средствам массовой коммуникации в России;
- по материалам анкетного опроса, исследовать уровень доверия средствам массовой коммуникации жителей г. Краснодара.
Гипотеза работы. Особенности использования социологических методов в исследовании массовой коммуникации связаны с тем, что они позволяют выявлять различные аспекты воздействия массовой коммуникации на аудиторию, особенности восприятия передаваемой информации в сознании аудитории.
Теоретическая основа работы. Теоретической основой работы послужили работы таких авторов, как А.Э. Геворкян[15], С.В. Савина [16], Л.С. Набокова, Е.А. Ноздренко, И.А. Набоков [17], М.А. Василик [18], А.М. Руденко, В.В. Котлярова [19], О.Г. Филатова [20] и т.д.
Методологическую базу работы составили системный и функциональный подходы.
В исследовании использовались такие методы, как опрос, обобщение и систематизирование полученной информации, анализ теоретических и эмпирических данных.
Эмпирической базой работы послужило исследование, проведенное с помощью анкетного опроса в мае 2020 года. Было опрошено 30 респондентов (15 мужчин и 15 женщин) в возрасте старше 18 лет. Все респонденты проживают в г. Краснодаре.
Новизна работы. На основании теоретической и эмпирической информации были - определены понятие массовой коммуникации и задачи ее социологического изучения; рассмотрено использование социологических методов в исследовании массовой коммуникации; охарактеризовано социологическое исследование проблемы доверия средствам массовой коммуникации в России; по материалам анкетного опроса, исследован уровень доверия средствам массовой коммуникации жителей г. Краснодара
Практическая значимость работы. Полученные теоретические и эмпирические данные могут быть использованы для дальнейшего изучения особенностей использования социологических методов в исследовании массовой коммуникации.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
1. Гоббс Л. Избранные произведения [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/ 01005664289 (дата обращения 17.05.2020).
2. Локк Дж. Локк Д. Избранные философские произведения [Электронный ресурс] // Платонанет. URL: https://platona.net/ load/knigi_po_filosofii/istorija_novoe_vremja/lokk_dzhon_sochinenija_v_3_tomakh_t_1_2_3/10-1-0-55 (дата обращения 17.05.2020).
3. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Infolio. URL: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/probltext.html (дата обращения 17.05.2020).
4. Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории [Электронный ресурс] // Историк – общественно-политический журнал. URL: https://historicus.ru/ tekst_i_struktura_auditorii/ (датаобращения 17.05.2020).
5. Вебер М. Основные социологические понятия [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Sociolog/Weber/osn_soc.php (дата обращения 17.05.2020).
6. Парсонс Т. О структуре социального действия [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Sociolog/pars/index.php (датаобращения 17.05.2020).
7. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение [Электронный ресурс] // Электронный каталог Фундаментальной библиотеки ФГБО ВО МГППУ. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/ IdNotice:15173/Source:default (датаобращения 17.05.2020).
8. Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. URL: https://search.rsl.ru/ ru/record/01007665389 (дата обращения 17.05.2020).
9. Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001848744 (дата обращения 17.05.2020).
10. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации [Электронный ресурс] // Libex. URL: https://www.libex.ru/detail/ book903462.html (дата обращения 17.05.2020).
11. Шарков Ф.И., Бузин В.Н. Интегрированные коммуникации: массовые коммуникации и медиапланирование. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. 486 с.
12. Франц В.А. Управление общественным мнением. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. 136 c.
13. Федосеева Т.Е., Сулимова И.Д., Сульдина В.В., Сущева С.М. Влияние средств массовой информации на самосознание и ценностно-смысловую сферу современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57. С. 342-348.
14. Балашова В.А., Дружинина В.Н. Роль средств массовой информации в формировании имиджа сотрудников правоохранительных органов // Публичное и частное право. 2016. № 4. С. 219-225.
15. Геворкян А.Э. Понятие, сущность и функции массовой коммуникации [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-suschnost-i-funktsii-massovoy-kommunikatsii (дата обращения 17.05.2020).
16. Савина С.В. Роль средств массовой коммуникации в процессе усвоения молодежью социокультурных ценностей // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. № 4. С. 245-250.
17. Набокова Л.С., Ноздренко Е.А., Набоков И.А. Теория и практика массовой информации. Красноярск : СФУ, 2016. 242 с.
18. Василик М.А. основы теории коммуникации [Электронный ресурс] // Studmed. URL: https://www.studmed.ru/vasilik-ma-red-osnovy-teorii-kommunikacii_e45add46b78.html (дата обращения 17.05.2020).
19. Руденко А.М., Котлярова В.В. Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество // Медиаобразование. 2017. № 3. С. 134-142.
20. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации [Электронный ресурс] // Studmed. URL: https://www.studmed.ru/filatova-o-g-sociologiya-massovoy-kommunikacii_d03cf1baf6f.html (дата обращения 17.05.2020).
21. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации в структуре социологического знания [Электронный ресурс] // Экономика. Социология. Менеджмент. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/675/831/1219/4-Naumenko_39-46.pdf (дата обращения 17.05.2020).
22. Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации. М. : Издательство Юрайт, 2019. 221 с.
23. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: Общество – СМИ – власть. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 431 с.
24. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика. М. : Издательство Юрайт, 2019. 603 с.
25. Гильманова А.Н. Социологические методы исследования в журналистике // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2015. № 1. С. 60-63.
26. Шумилина Т.В. Исследование текстов СМИ с применением качественного анализа [Электронный ресурс] // Медиаскоп. URL: http://www.mediascope.ru/2362 (дата обращения 17.05.2020).
27. Интернет против телевидения: битва продолжается [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116190 (дата обращения 17.05.2020).