Введение
1 Биография и жизненный путь Э. Дюркгейма
2 Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма
3 «Социологизм» как философское обоснование социологии Э. Дюркгейма и его значимость для оценки современного развития российского общества
Заключение
Список использованных источников
Начало XX века внесло существенные поправки в представления об обществе. Все больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую роль меганауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Актуальность данной темы обусловлена тем, что Э. Дюркгейм (1858-1917), первый кто усомнился в такой постановке вопроса. Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе - предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исходя из этого, он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека.
Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благодаря этому сознанию существует социальная интеграция, ибо члены общества придают значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Если же индивид не желает следовать этим нормам, возникает аномия. В этой связи применение социологизма как теории общества к исследованию причин самоубийств (есть специальная работа об этом) вскрыло необычные процессы, происходящие как в обществе, так и в индивиде.
В истории социологии Э. Дюркгейм (1858-1917) представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований [4].
Степень научной разработанности. В отечественной историко-социологической литературе к настоящему времени имеется не так много крупных монографических исследований, посвященных критическому анализу работ Э. Дюркгейма и его школы.
Отдельные проблемы и аспекты социологической теории Э. Дюркгейма исследуются в ряде книг и статей отечественных авторов: Ю.А. Левады «Социальная природа религии» [15], А.Б. Гофмана «Социология. Ее предмет, метод, предназначе¬ние» [4], Е.В. Осиповой «Социология Э. Дюркгейма» [16]. В этих работах дается характеристика главных теоретико-методологических положений классика французской социологии.
Наибольший интерес представляет монография Е.В. Осиповой «Социология Эмиля Дюркгейма» [16], в которой дается глубокий анализ идейно-теоретического наследия французского социолога. В книге рассматриваются главные теоретико-методологические концепции Э. Дюркгейма, определяется его место в истории социологии, их влияние на современную социологическую мысль. Наряду с рассмотрением дюркгеймовских концепций разделения общественного труда, морали, аномии и других, Е.В. Осипова критически анализирует концепции религии французского социолога.
Также интерес представляют труды А.Б. Гофмана и его книга «Э. Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской о социальной мысли» [4], посвященная восприятию работ Э. Дюркгейма российскими учеными. В частности, в ней приводится подробный анализ публикаций российских и советских ученых, так или иначе связанных с концепциями Э. Дюркгейма.
Последними отечественными работами, рассматривающими социологию Э. Дюркгейма были: книга Е.В. Осиповой «Социология Э. Дюркгейма: критический анализ теоретически-методических концепций», книга А.Б. Гофмана «Эмиль Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли» [5].
В настоящий момент только незначительная часть работ Э. Дюркгейма, посвященных его исследованиям, переведена на русский язык. Нередко в отечественной литературе его произведения цитируются в переводе с англоязычных переводов, что иногда удаляет текст от его авторской формы.
Объектом данной работы выступают теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма.
Предметом работы являются общественные отношения, связанные с рассмотрением теоретических и мировоззренческих оснований социологии Э. Дюркгейма, и их значение для современной социологической теории.
Цель работы: изучение теоретических и мировоззренческих оснований социологии Э. Дюркгейма, раскрытие их значимости для современной социологической теории.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
рассмотреть биографию и жизненный путь Э. Дюркгейма;
охарактеризовать основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма;
изучить «социологизм» как философское обоснование социологии Э. Дюркгейма, определить значимость социологической концепции для оценки современного развития российского общества.
Теоретическую основу работы составили работы Э. Дюркгейма по исследованию социологических теорий, работы отечественных и зарубежных социологов, посвященные теориям Э. Дюркгейма и анализу дюркгеймовских положений, сохраняющих свою актуальность в современной социологической теории: А.Б. Гофмана «Социология. Ее предмет, метод, предназначе¬ние» [4], «Эмиль Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли» [5], Е.В. Осиповой «Социология Э. Дюркгейма» [16] и др.
Методологические основы исследования. Используемые методы исследования определены особенностями темы. В данной работе применялись принципы объективности и научности, междисциплинарный подход, исторический и сравнительно-исторический методы, позволившие рассмотреть данный феномен с точки зрения социологии, психологии и философии.
В исследовании использовались такие методы как анализ теоретического материала по данной теме.
Новизна данной работы заключается в том, что всесторонне проанализирована биография и жизненный путь Э. Дюркгейма; охарактеризованы основные содержания социологической теории Э. Дюркгейма и выявлены наиболее важные положения этой теории; определена значимость социологической концепции Э. Дюркгейма для оценки современного развития российского общества.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут использоваться студентами при подготовке к семинарскому занятию по дисциплине «История социологии». А так же, полученные результаты теоретического обобщения, могут быть использованы в научных разработках по проблемам истории социологии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1. Антоновский А.Ю. Начало социоэпистемологии: Эмиль Дюркгейм // Эпистемология и философские науки. 2007. № 4. С. 142-161.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. : Издательская группа «Прогресс-Политика», 1993. 608 с.
3. Васильев В.П. Методология и методика конкретных социологических исследований. М. : Просвещение, 2007. 432 с.
4. Гофман А.Б. Э.Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначе¬ние. М., 1995. 352 с.
5. Гофман А.Б., Эмиль Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. М. : ГУ ВШЭ, 2001. 321 с.
6. Гофман А. Б. Становление французской социологической школы. Э. Дюркгейм. М. : «Канон», 1997. 469 с.
7. Дюркгейм Э. Материалистическое понимание истории. Работы разных лет. М., 1995. 543 с.
8. Дюркгейм Э. Метод социологии. Социология, Ее предмет, метод, предназначение М. : Канон, 1995. 352 с.
9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М. : Канон, 1996 . 432 с.
10. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб. : Союз, 1998 . 496 с.
11. Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Новые идеи в социологии. 1914. № 2. С. 54.
12. Здравосмыслов А.Г. Социология Э. Дюркгейма как источник формирования буржуазного социологического мышления // Социологические исследования. 1979. № 2. С. 74.
13. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Учебное пособие для вузов. М. : Издательство ПРИОР, 2011. 368 с.
14. Каради В. Стратегии повышения статуса социологии школой Э.Дюркгейма // Социология и социальная антропология. 2004. № 5.С.32-34.
15. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М. : «Наука», 1965. 264 с.
16. Осипова Е.В. Социология Э. Дюркгейма. СПб. : Алетейя, 2011. 330 с.
17. Парсонс Т. Структура социального действия. М. : Академический Проект, 2000. 880 с.
18. Парсонс Т.Современный взгляд на дюркгеймову теорию религии. М. : Аспект Пресс, 1996. 170 с.
19. Сорокин П. Эмиль Дюркгейм о религии // Новые идеи в социологии. 1914. № 4. С. 65.
20. Тележников Ф.Е. Дюркгейм о предмете и методе в социологии // Вестник Коммунистической академии. 1929. № 30. С. 76.
21. Халъбвакс М. Возникновение религиозного чувства по Дюркгейму. М. : Московский рабочий. 1932. 239 с.
22. Durkheim E. De la definition des phenomenes religieux // L'Annee Sociologique 1898. p. 1-28.
23. Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris, PUF, 4me ed., 1960 (Ire ed. 1912)
24. Durkheim E. Probleme religieux et la dualite de la nature humaine // Annee Sociologique. 1913. V. 13.
25. Durkheim Ё. La science sociale et Taction. P. 1970.
26. Durkheim Ё. L'education morale. Paris, Alcan, 1923
27. Durkheim Ё. Sur le totemisme // Annee Sociologique. 1902. V. 5
28. Durkheim Ё. Sur Г organisation matrimoniale des societes australiennes // Annee Sociologique. 1905. V. 8.