Введение
1. Теоретические аспекты использования традиционных и нетрадиционных методов преподавания социологии
1.1 Характеристика традиционных и нетрадиционных методов преподавания
1.2 Особенности методики преподавания социологии
1.3 Общая характеристика методов преподавания социологии
2. Анализ использования различных методов преподавания социологии
2.1 Анализ опыта преподавателей по использованию нетрадиционных методов преподавания социологии
2.2 Использование интерактивных методов обучения социологии
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Неустойчивый, разнокачественный характер высшего образования выдвигает особые требования к методологии преподавания, которая должна формировать такие его способы и стили, которые бы органично сочетали и европейские, и традиционные национальные каноны обучения, что отражалось бы в соответствующих методиках.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой урока. Специалисты считают, что если обучающийся сам ставит цель работы, в том числе и цель занятия, то он сознательно возьмется за дело и доведет его до конца. Поэтому на занятии обучающийся должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем. А традиционные методы преподавания не полностью отвечают этим требованиям.
Степень научной разработанности проблемы. В современной социологии проблемам педагогических технологий отводится важное место. Можно отметить работы, в которых рассматриваются общие вопросы преподавания [1, 7, 8], а также конкретные исследования, посвященные методам преподавания социологии [3, 4, 5, 11 и др.].
Объектом данного исследования является методика преподавания социологии.
Предметом данного исследования являются особенности использования традиционных и нетрадиционных методов преподавания социологии.
Целью данного исследования является выявление особенностей использования традиционных и нетрадиционных методов преподавания социологии.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Дать характеристику традиционных и нетрадиционных методов преподавания
2 Выделить особенности методики преподавания социологии
3 Охарактеризовать методы преподавания социологии
4 Проанализировать опыт преподавателей по использованию нетрадиционных методов преподавания социологии
5 Рассмотреть возможности использования интерактивных методов обучения социологии
Гипотеза: использование нетрадиционные методов преподавания социологии совместно с традиционными позволяет активизировать учебную деятельность обучающихся.
Теоретическую основу работы составили труды исследователей по педагогике, социологии, методике преподавания.
Методологическую базу составили системный подход, позволяющий рассмотреть процесс преподавания социологии в качестве системы, а также сравнительный подход, позволяющий противопоставить нетрадиционные и традиционные методы преподавания социологии.
В исследовании использовались такие методы сравнительный и системный методы исследования, а также методы анализа, синтеза и абстракции.
Эмпирической базой стали результаты использования нетрадиционных методов преподавания социологии разными преподавателями.
Новизна работы заключается в том, что анализируется передовой опыт преподавания социологии.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты можно использовать при составлении курсов по социологии, написании методических пособий.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М. : Литера, 2010. 288 с.
2. Селевко П. К. Современные преподавательские технологии. Учебное пособие. – М. : Народное образование, 2012. 186 с.
3. Маликова Н. Р. Инновации социологического образования: адаптация к динамике социальных изменений // Неожиданная современность: меняющиеся реалии XXI века. Мир-Россия-Урал. Т. 1. – Екатеринбург, 2010. С. 24-28.
4. Маликова Н. Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социологические исследования. 2012. N 2. С. 12-16.
5. Елсуков А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2013. 256 с.
6. Социология образования перед новыми проблемами. – М. : Дрофа, 2013. 242 с.
7. Сорокина Н. Д. Об инновационных методах в преподавании социологических наук // Социологические исследования. 2009. N 8. С. 14-15.
8. Сорокин П. А. Социология вчера, сегодня и завтра // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 115-124.
9. Фоменков А. И. Методика преподавания социологии: учебно-методическое пособие для вузов. – Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2012. 224 с.
10. Саранцев Г. И. Методика преподавания: предмет, проблематика, связь с педагогикой // Педагогика. 2009. N 3. С. 55.
11. Успенский М. Б. Взаимодействие педагогики и методики // Педагогика. 2010. N 3. С. 40.
12. Мусиездов А.В. Из опыта использования нетрадиционных методов в преподавании социологии для студентов несоциологических специальностей. // Социология в аудитории: Искусство преподавания. – Харьков : Издательский центр Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, 2012. С. 148 – 153.
13. Золотов В. И. Из опыта преподавания социологии в негосударственном вузе. URL: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/1999/solotov.html (дата обращения: 16.01.2014)
14. Семинар – тренинг «Метод интервью: техники и правила полевой работы» URL: http://slon.hse.ru/news/59240116.html (дата обращения: 17.01.2014)
15. Штейнберг И. Компетенция и компетентность интервьюера в полевом социологическом исследовании URL:: http://fieldsociology.blogspot.ru/2013/06/blog-post.html (дата обращения: 17.01.2014)