Введение
1 Теоретические аспекты изучения сущности и методов языкового воздействия
1.1 Подходы к изучению сущности и особенностей использования языка как инструмента власти
1.2 Виды методов и способов использования языка как инструмента власти
2 Использование языка как инструмента социальной власти в российских СМИ
2.1 Особенности использования языка как инструмента социальной власти на примере российских газет
2.2 Восприятие гражданами приемов использования языка как инструмента социальной власти в СМИ
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение Б Анкета социологического исследования «Восприятие гражданами приемов использования языка как инструмента социальной власти в СМИ»
Актуальность темы работы. В условиях современного общества, происходящие процессы в сфере производства, накопления и передачи знаний, информации, приобретают важное значение. Следствием осуществляемых процессов модернизации и научно-технического прогресса выступают ускорение информационного обмена, что, в свою очередь, приводит к стереотипизации и автоматизации восприятия человеком поступаемой информации. Такого рода факторы формируют дополнительные условия для осуществления социальной власти в процессе обмена информацией. Эти условия определяют потребность контроля их протекания, а также анализа приемов и средств коммуникации, среди которых ведущая роль принадлежит языку.
Следует отметить, что и сам язык как инструмент социальной власти сегодня претерпевает значительные изменения. Он начинает выполнять новые функции и роль, становясь основой для социального управления и формирования новых знаковых систем. Важным является также то, что результаты человеческого познания и деятельности формируются в результате мышления, которое приобретает ясные очертания только в процессе языковой деятельности. В свою очередь, инструменты языкового воздействия могут направлять деятельность, формировать убеждения и установки, что выступает важным обстоятельством в использовании языка как инструмента социальной власти.
С другой стороны, происходят трансформации и в осуществлении социальной власти в современном обществе. Приоритетными методами воздействия становятся не только авторитет и принуждение, но и знание, информация, с помощью которых власть проникает во всех сферы общественной жизни. Расширяются методы и приемы властного воздействия, изменяются представления о социальном управлении на основании языковых методов воздействия. Все это, таким образом, определяет актуальность изучения значения языка как инструмента социальной власти в современном российском обществе.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе проблемы взаимосвязи языка и социальной власти, возможностей использования языкового воздействия как инструмента реализации власти рассматриваются в работах правителей различных направлений – философии, социологии, управления и ряда других наук.
Так, одним из первых, кто обратился к изучению взаимосвязи языка и власти, был К. Маркс [1], который в своей работы выдвигал принципы и возможности использования языка как средства властного воздействия. Вместе с тем, предпосылки изучения языка как инструмента власти находятся в работах философов античности, среди которых следует отметить труды Аристотеля [2]. Мыслитель определял сущность языка, его роль в человеческой деятельности, а также возможности использования языка и речи как орудия господства. Также значительный вклад в осмысление языка, его функций и возможностей использования в различных сферах деятельности человека, в том числе, во властных отношениях, внесли такие ученые, как Э. Кассирер [3], Э. Бенвенист [4].
С развитием представлений о природе власти и использовании языка как инструмента социальной власти, данному феномену стало уделяться все больше внимания. Так, в работе С.С. Черных [5] рассматриваются особенности использования языка и речи как инструментов социальной власти. Также язык в структуре социальной власти зачастую рассматривается как инструмент «мягкой силы» государства. Так, понятие «мягкой силы», взаимосвязь ее с языком и возможности воздействия власти на общественность с помощью языка представлены в работах О.Р. Жерновой и О.А. Смирновой [6], А.Н. Плющ [7].
В современной литературе выделяются разнообразные подходы к определению средств, методов и приемов воздействия языка как инструмента социальной власти. Исторические особенности использования языка как инструмента социальной власти, применяемого для воздействия на сознание людей, рассмотрены Х.С. Давуд [8]. Способы и приемы воздействия языка как инструмента социальной власти в управлении поведением и мнением человека, представлены в трудах таких исследователей, как М.Д. Сараев [9], К.В. Микаелян [10].
Важное место язык как инструмент социальной власти занимает при изучении воздействия на общественное сознание через средства массовой информации. К примеру, в работах Н.Е. Мусихиной [11],У.О. Малярчук-Прошиной, В.И. Жирновой [12] рассмотрены особенности и сущность воздействия языка и различных языковых приемов, используемых средствами массовой информации, как инструмента властного воздействия на аудиторию и управление ее мнениями и деятельностью.
Таким образом, в научной литературе широко рассмотрены различные стороны использования языка как инструмента социальной власти. Определяется содержание языковых средств и методов воздействия языка в структуре реализации власти и управления общественным сознанием и деятельностью людей. Однако, до сих пор нет единой классификации приемов и методов воздействия языка на общественное мнение как инструмента социальной власти, реализуемой с помощью различных источников, что определяет потребность дальнейшего изучения темы исследования.
Объект работы – язык в системе власти.
Предмет работы – значение языка как инструмента социальной власти.
Цель работы – выявить значение языка как инструмента социальной власти.
Задачи работы:
- рассмотреть подходы к изучению сущности и особенностей использования языка как инструмента власти;
- определить виды методов и способов использования языка как инструмента власти;
- изучить особенности использования языка как инструмента социальной власти на примере российских газет;
- исследовать восприятие гражданами приемов использования языка как инструмента социальной власти в СМИ.
Гипотеза работы. Значение языка как инструмента социальной власти заключается в том, что с помощью языка, различных приемов и способов языкового воздействия и манипуляции, субъект социальной власти может оказывать воздействие на аудиторию, формировать определенные идеи, ценности, а также определять поведение и действия.
Теоретическая основа работы. Теоретической основой работы послужили работы таких авторов, как Е.А. Цыганкова [13], Р.Н. Самойлюк [14], Н.И. Жинкин [15], Н.П. Пешкова [16], Е.С. Шакурова, И.Ю. Старчикова [17], А.И. Стернин [18] и т.д.
Методологическую базу работы составили системный и функциональный подходы.
В исследовании использовались такие методы, как опрос, обобщение и систематизирование полученной информации, анализ теоретических и эмпирических данных.
Эмпирической базой работы послужило социологическое исследование, проведенное в апреле 2020 года. Было опрошено 30 респондентов (по 15 представителей каждого пола) старше 18 лет. Все опрошенные проживают в г. Краснодаре.
Новизна работы. На основании теоретической и эмпирической информации были рассмотрены подходы к изучению сущности и особенностей использования языка как инструмента власти; определены виды методов и способов использования языка как инструмента власти; изучены особенности использования языка как инструмента социальной власти на примере российских газет; исследовано восприятие гражданами приемов использования языка как инструмента социальной власти в СМИ.
Практическая значимость работы. Полученные теоретические и эмпирические данные могут быть использованы для дальнейшего изучения значения языка как инструмента социальной власти.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения [Электронный ресурс] // Marxists. URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/cw/t03.pdf (дата обращения 02.05.2020).
2. Аристотель. Политика. М. : АСТ, 2016. 384 с.
3. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры [Электронный ресурс] // Anthropology. URL: http://anthropology.ru/ru/text/kassirer-e/opyt-o-cheloveke-vvedenie-v-filosofiyu-chelovecheskoy-kultury (дата обращения 02.05.2020).
4. Бенвенист Э. Природа языкового знака [Электронный ресурс] // Philology.ru. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/benvenist-74e.htm (дата обращения 02.05.2020).
5. Черных С.С. Язык и речь как инструменты власти // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12. С. 197-200.
6. Жерновая О.Р., Смирнова О.А. Язык как инструмент «мягкой силы» государства (на примере США) // Вестник Адыгейского государственного университета. 2018. № 4. С. 200-206.
7. Плющ А.Н. Задание смысла политологических понятий как инструмент «умной» силы // Философия и культура информационного общества. СПб. : СПбГУАП, 2019. С. 226-229.
8. Давуд С.Х. Вербальная манипуляция: история вопроса // Психолингвистика и ленсикография. Воронеж : ООО «Издательство Ритм», 2017. С. 205-210.
9. Сараев М.Д. Способы языкового манипулирования // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2018. № 4. С. 44-51.
10. Микаелян К.В. Виды манипулятивного воздействия: проблема классификации // II Рождественские чтения: «1917-2017: Уроки столетия». Ишим : ТГУ, 2017. С. 106-110.
11. Мусихина Н.Е. Средства манипуляции в дискурсе массмедиа (на примере интернет-блогов Н. Соболева) // Медиариторика и современная культура общения: наука-практика-обучение. М. : ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2019. С. 149-153.
12. Малярчук-Прошина У.О., Жирнова В.И. Методология применения средств речевого воздействия в СМИ на примере издания «Первая Крымская», 2018. С. 12-16.
13. Цыганкова Е.А. Социальная природа власти // Актуальные проблемы правоприменения и управления на современном этапе. Ставрополь : ООО «ИИЦ «Фабула», 2019. С. 193-198.
14. Самойлюк Р.Н. Понятие, признаки и сущность государственной власти // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2015. № 4. С. 11-26.
15. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации [Электронный ресурс] // Koob.ru. URL: https://www.koob.ru/zhinkin/speech_information (дата обращения 02.05.2020).
16. Пешкова Н.П. Механизмы языкового сознания в условиях реализации речевого воздействия: от сопротивления до подавления // Жизнь языка в культуре и социуме – 5. М. : Издательство «Канцлер», 2015. С. 223-224.
17. Шакурова Е.С., Старчикова И.Ю. Некоторые особенности построения процесса речевого воздействия // Преподаватель XXI век. 2019. № 3. С. 335-342.
18. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие [Электронный ресурс] // Studmed. URL: https://www.studmed.ru/sternin-ia-vvedenie-v-rechevoe-vozdeystvie_697529ab71d.html (дата обращения 02.05.2020).
19. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти [Электронный ресурс] // Studmed. URL: https://www.studmed.ru/view/blakar-rm-yazyk-kak-instrument-socialnoy-vlasti_5562e1ca816.html (дата обращения 02.05.2020).
20. Денисов М.А., Хорошева Н.В. Проблема определения термина «манипулирование» в работах российских исследователей // Политическая лингвистика. 2015. № 2. С. 94-101.
21. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита [Электронный ресурс] // Книжный архив. URL: https://www.klex.ru/2un (дата обращения 02.05.2020).
22. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми [Электронный ресурс] // ЛитМир. URL: https://www.litmir.me/br/?b=255319&p=1 (дата обращения 02.05.2020).
23. Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования [Электронный ресурс] // Елена Шелестюк. URL: http://shelestiuk.narod.ru/publications/Shelestiuk_Rechevoye_Vozdeistvie_1-1.pdf (дата обращения 02.05.2020).
24. Кривоногов А.В. Речевое воздействие и манипулирование как феномен политического дискурса // Универсальное и культурно-специфичное в языках и литературах. Курган : КГУ, 2016. С. 111-114.
25. Александрова И.Ю. Социальная суггестия как способ социально-психологического воздействия в процессе рекламной коммуникации // Вестник университета. 2015. № 13. С. 315-321.
26. Кихтан В.В. Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных СМИ // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2018. № 2. С. 221-227.
27. Ноздрина Н.А., Дгтярев Р.Р. Манипулятивные технологии в современноммедиапространстве // Роль и место информационных технологий в современной науке. Уфа : ООО «ОМЕГА-САЙНС», 2019. С. 277-280.
28. Таранина Ю.А. Особенности проявления манипулятивных технологий в системе журналистских жанров [Электронный ресурс] // Международный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация».. URL: http://mic.org.ru/15-nomer-2015/530-osobennosti-proyavleniya-manipulyativnykh-tekhnologij-v-sisteme-zhurnalistskikh-zhanrov (дата обращения 02.05.2020).