Введение
1 Теоретические основы изучения языка современных российских СМИ
1.1 Теоретические подходы к пониманию языка СМИ
1.2 Характеристики и трансформации языка современных российских СМИ
2 Использование языка в современных российских СМИ
2.1 Современные тенденции использования языка в российских СМИ
2.2 Отношение жителей г. Краснодара к языку современных российских СМИ
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение Б Анкета социологического исследования «Отношение жителей г. Краснодара к языку современных российских СМИ»
Актуальность темы работы. Изменения, которые происходили в российском обществе на рубеже веков, и продолжающиеся вплоть до настоящего момента, затронули все сферы жизни общества. Происходящие трансформации в сфере политики, экономики, права, религии, культуре, оказали серьезное воздействие и на характере языка и общения, что, в свою очередь, неизбежно привело к изменениям в языке массмедийной коммуникации. Радикальность и стремительность перемен выступили основанием для формирования новых лингвистических норм и правил общения, которые проникли в сферу массовых коммуникаций, трансформируя традиционный язык российских средств массовой коммуникации.
Отказ от устоявшихся догм, снятие различных табу, установленных в языке СМИ и медиатекстах, обретение свободы слова в массовой коммуникации на современном этапе развития общества обусловило качественные изменения в функционировании всей системы средств массовой информации, которые сегодня стали основными каналами получения информации, формирования массового сознания, транслирования новых социальных норм поведения и общения.
Изменения, происходящие с языком современных российских СМИ, могут быть как положительными, так и нести негативный эффект. Так, они гарантируют обеспечение свободы слова и самовыражения, помогают закрепить в массовом сознании представления о допустимых языковых нормах, расширять и обогащать язык массовой аудитории. Однако, изменения языка СМИ, зачастую сопряженное с упрощением языка, отходом от норм, стремлением к популяризации тех или иных каналов распространения массовой информации, приводят к искажению восприятия русского языка, утрате его уникальности. В связи с этим, для понимания особенностей и тенденций, происходящих в системе массовых коммуникаций и на уровне индивидуального общения, актуальным является изучение особенностей языка современных российских СМИ.
Степень разработанности проблемы. Проблема, связанная с изучением языка средств массовой информации, особенностей и трансформаций, происходящих в структуре массмедийной коммуникации, затрагивается в работах ученых и исследователей различных научных направлений – социологии коммуникации, лингвистики, филологии, а также современной науки, направленной на изучение языка СМИ, – медиалингвистики.
В зарубежной науке изучением особенностей языка и изменений, происходящих в языковых нормах, которые оказывают влияние на общение между людьми и тексты массмедиа, занимались такие ученые, как И.А. Бодуэн де Куртенэ [1], Ф. де Соссюр [2]. В их работах освещаются изменения, происходящие в нормах языка, затрагивающие трансформации в языке СМИ. Изучение языка СМИ в западной научной мысли также представлена работами Т. ван Дейка [3], А. Белла [4], Р. Фаулера [5], которые в своих трудах рассматривают особенности построения текстов СМИ, языковых приемов и жанров в традиционных средствах массовой коммуникации.
В отечественной науке значительную роль в развитии понимания сущности и содержания языка СМИ внесли работы таких исследователей, как С.И. Бернштейн [6], В.Г. Костомаров [7]. В их работах определяется роль языка как основного инструмента медатекстов, а также выделяются возможности использования языка в подаче различной информации для массовой аудитории в разных каналах распространения массовой информации. В трудах Т.Г. Добросклонской [8] определяется сущность медиалингвистики, где главным объектом научного изучения является язык СМИ.
В современной российской практике исследований также уделяется значительное внимание изучение особенностей языка российских СМИ. В работе Е.А. Ковалевой и О.О. Усовой [9] рассмотрены особенности использования современных языковых норм в российских средствах массовой информации и негативные последствия их изменений. К.В. Кондрашева [10] определяет особенности языка современных российских СМИ и происходящие в нем изменения, обусловленные трансформациями в общественной жизни.Проблемы, связанные с изменением языковых норм, пропагандируемые через каналы современных российских СМИ, рассмотрены в работе Н.В. Хаптеевой и Х.Б. Гаирбековой [11]. Черты современного языка современных российских СМИ, их отличительные особенности и тенденции развития, характеризуются в работе Т.В. Суховой [12].
Таким образом, можно сделать вывод, что в научной литературе уделяется значительное внимание изучению языковых норм, особенностей языка средств массовой информации. Выделяются характеристики и специфические черты языка различных каналов массовой информации, определяются современные тенденции его использования. Однако, практически не изучается отношение к языку современных российских СМИ со стороны массовой аудитории, его влияния на повседневные практики коммуникации, что определяет актуальность дальнейших исследований по рассматриваемой теме.
Объект работы – язык СМИ.
Предмет работы – особенности языка современных российских СМИ
Цель работы – определить особенности языка современных российских СМИ.
Задачи работы:
- выделить теоретические подходы к пониманию языка СМИ;
- рассмотреть характеристики и трансформации языка современных российских СМИ;
- изучить современные тенденции использования языка в российских СМИ;
- исследовать отношение жителей г. Краснодара к языку современных российских СМИ.
Гипотеза работы. Особенности языка современных российских СМИ определяются демократизацией языка СМИ, отходом от принятых литературных норм, использованием жаргонной лексики, упрощением языка, внедрением в него новых стандартов, а также использованием зарубежных слов и определений, американизацией языка.
Теоретическая основа работы. Теоретической основой работы послужили работы таких авторов, как Д.А. Бурашников, Е.В. Бурашникова [13], Б. Брехт [14], Т. Адорно, М. Хоркхаймер [15], Г. Маркузе [16] и т.д.
Методологическую базу работы составили системный и функциональный подходы.
В исследовании использовались такие методы, как опрос, обобщение и систематизирование полученной информации, анализ теоретических и эмпирических данных.
Эмпирической базой работы послужило исследование, проведенное в августе-сентябре 2020 года, среди жителей г. Краснодара. Было опрошено 30 респондентов (по 15 представителей каждого пола) в возрасте старше 18 лет.
Новизна работы. На основании теоретической и эмпирической информации были выделены теоретические подходы к пониманию языка СМИ; рассмотрены характеристики и трансформации языка современных российских СМИ; изучены современные тенденции использования языка в российских СМИ; исследовано отношение жителей г. Краснодара к языку современных российских СМИ.
Практическая значимость работы. Полученные теоретические и эмпирические данные могут быть использованы для дальнейшего изучения особенностей языка современных российских СМИ.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
1. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию [Электронный ресурс] // Danefae. URL: http://danefae.org/lib/baudouin/ selecta2.htm (дата обращения 02.09.2020).
2. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию [Электронный ресурс] // Платонанет. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_jazyka/ ferdinand_de_sossjur_trudy_po_jazykoznaniju/32-1-0-144 (дата обращения 02.09.2020).
3. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация [Электронный ресурс] // Платонанет. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/ kognitivnye_nauki/jazyk_poznanie_kommunikacija/17-1-0-1547 (дата обращения 02.09.2020).
4. Белл А. Язык новостей [Электронный ресурс] // Docsity. URL: https://www.docsity.com/it/the-language-of-the-news-4/2255908/ (дата обращения 02.09.2020).
5. Фаулер Р. Язык новостей: дискурс и идеология прессы [Электронный ресурс] // Good reads. URL: https://www.goodreads.com/book/ show/3524715-language-in-the-news (дата обращения 02.09.2020).
6. Бернштейн С.И. Язык радио [Электронный ресурс] // Публичная библиотека. URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BERNSHTEYN_ Sergey_Ignat%27evich/_Bernshteyn_S.I..html (дата обращения 02.09.2020).
7. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе [Электронный ресурс] // Libex. URL: http://www.libex.ru/detail/book195729.html (дата обращения 02.09.2020).
8. Добросклонская Т.Г. Теория и методы медиалингвистики [Электронный ресурс] // ACADEMIA. URL: https://www.academia.edu/ 43143347/Медиалингвистика_теория_методы_направления (дата обращения 02.09.2020).
9. Ковалева Е.А., Усова О.О. Язык средств массовой информации // Язык и культура. Макеевка : Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, 2019. С. 397-399.
10. Кондрашева Е.В. Язык современной российской прессы // Эпоха науки. 2018. № 14. С. 237-240.
11. Хаптеева Н.В., Гаирбекова Х.Б. Деградация русского языка на примере российских СМИ // Актуальные вопросы современной науки и образования. Петрозаводск : МЦНП : «Новая наука», 2019. С. 449-456.
12. Сухова Т.В. Об особенностях языка средств массовой информации // Наука и мир в языковом пространстве. Макеевка : Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, 2016. С. 564-568.
13. Бурашников Д.А., Бурашникова Е.В. Организация радиовещания в Германии 1923-1939 гг. // Преподаватель XXI век. 2017. № 3. С. 246-266.
14. Брехт Б. Теория радио [Электронный ресурс] // Admarginem. URL: https://admarginem.ru/product/teoriya-radio-1927-1932/ (дата обращения 02.09.2020).
15. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. философские фрагменты [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5521 (дата обращения 02.09.2020).
16. Маркузе Г. Одномерный человек [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5440 (дата обращения 02.09.2020).
17. Дебор Г.Э. Общество спектакля Одномерный человек [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/ texts/7336 (дата обращения 02.09.2020).
18. Гребень Т.Н. Синтаксические особенности медиадискурса как продукта массовой коммуникации // Вестник БДПУ. 2015. № 3. С. 39-42.
19. Буравцова К.В., Королева М.Л. Язык средств массовой информации // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 2. С. 596-600.
20. Тюленева В.Н., Шушарина И.А. Язык интернета: характеристика, особенности и влияние на речь // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 1. С. 20-26.
21. Матяшевская А.И. Лингвокультурные особенности употребления сниженной лексики в российских газетах // Саратовский национальный исследовательских университет им. Н.Г. Чернышевского. 2015. № 1. С. 1-7.
22. Элатик А.А. Элементы разговорного синтаксиса в языке современных российских электронных СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10. С. 161-168.
23. Баско Н.В. Развитие русского языка в условиях глобализации [Электронный ресурс] // ИСТИНА. URL: https://istina.msu.ru/publications/ article/6890682/ (дата обращения 02.09.2020).
24. Колмакова В.В., Федоненко К., Савельев Т. Влияние СМИ на речевую культуру // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 14-17.
25. Конюченко А.В. Особенности современного телевизионного текста регионального телевидения (на примере ОТРК «ЮГРА», ТК «N1») // Наука, образование и культура. 2016. № 6. С. 67-69.