Введение
1 Теоретические основы изучения манипуляции и манипулятивных технологий в массовой коммуникации
1.1 Подходы к определению понятия манипуляция в массовой коммуникации
1.2 Виды манипулятивных технологий в массовой коммуникации и их характеристика
2 Использование и влияние манипулятивных технологий в системе современной массовой коммуникации российского общества
2.1 Использование манипулятивных технологий в массовой коммуникации на российском телевидении
2.2 Влияние манипулятивных технологий в системах массовой коммуникации на установки россиян
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение Б Анкета социологического исследования «Влияние манипулятивных технологий в системах массовой коммуникации на установки россиян»
Актуальность темы работы. На сегодняшний день проблема использования манипулятивных технологий в системе массовой коммуникации имеет высокую актуальность среди представителей различных областей научного знания. Более того, в повседневной жизни люди также зачастую сталкиваются с различными технологиями манипуляции, которые охватывают все сферы человеческого общения.
Однако, среди ученых и исследователей нет единого мнения о феномене манипуляции. Одни полагают, что манипулятивные технологии могут иметь позитивное значение, и поддерживать социальный порядок в обществе, другие считают, что манипуляция представляет собой негативное явление, так как воздействие манипулятивных технологий, как правило, имеет скрытый характер.
В современной российском обществе зачастую манипулятивные технологии в массовых коммуникациях становятся механизмом, с помощью которого регулируется направление гражданского выбора из свободного сознательного решения в формальные процедуры, заранее запрограммированные специалистами в сфере формирования массового сознания. Также система современных средств массовой коммуникации, которые изначально создавались для оперативного информирования населения, развлечения, просвещения, постепенно превращаются в эффективный канал манипулятивного воздействия, оказывая влияния на ценности общества, меняя установки людей, формируя новые модели поведения и восприятия окружающей реальности.
Система массовых коммуникаций становится средством управления общественными процессами, происходит программирование мнений и деятельности людей, устанавливается контроль над ними. Все это, таким образом, определяет актуальность изучения влияния манипулятивных технологий на общественное сознание в массовой коммуникации в современном российском обществе.
Степень разработанности проблемы. Проблема манипулирования и особенностей использования манипулятивных технологий в системе массовых коммуникаций на протяжении длительного времени является объектом изучения философов, психологов, социологов, а также исследователей сфере массово-коммуникативной деятельности.
Первоначально изучение манипуляции осуществлялось в контексте изучения социально-политического управления, воздействия на создание аудитории и формирования ее поведения, где можно отметить труды Н. Макиавелли [1], Ж.-Ж Руссо [2]. Также значимое место в изучении социально-политического воздействия на сознание аудитории, возможности использования информации для управления общественным сознанием занимают работы О. Конта [3], К. Маркса [4]. В социологической науке работы Г. Тарда [5], Г. Лебона [6] заложили основы понимания манипулирования общественным сознанием, возможностей управления толпой с помощью различных технологий и методов манипулятивного воздействия.
С развитием теории массовой коммуникации, начались исследования возможностей манипулятивного воздействия на массовое сознание. Здесь можно выделить работы таких зарубежных исследователей Ч.Р. Миллс [7], Ю. Хабермас [8], а также отечественных ученых, среди которых Ю.П. Буданцев [9], Т.В. Науменко [10]. Их работы внесли значительный вклад в понимание массовой коммуникации, особенностей и каналов распространения информации, а также расширили представления об использовании манипулятивных технологий посредством системы массовых коммуникаций.
Современные исследователи также рассматривают различные стороны манипулирования в системе массовых коммуникаций. В работе В.А. Тузовой [11] проводится систематизация подходов к определению манипулирования массовым сознанием, а также приводятся характеристики манипуляции и ее роль в общественных отношениях. В работе О.С. Пищугиной [12] представлены принципы реализации манипулятивного воздействия посредством системы массовых коммуникаций. В трудах таких исследователей, как И.С. Гончаров [13], И.А. Смирнов [14] представлены различные подходы к выделению типов манипулятивных технологий в системе массовых коммуникаций, определяются их возможности и направления использования в современном обществе.
В целом, необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной научной мысли широко освещены различные стороны манипуляции общественным сознанием. Представлено большое количество подходов к пониманию феномена манипуляции, его роли в общественных отношениях. Рассматриваются различные технологии манипуляции в системе массовых коммуникаций, определяются возможности их влияния на сознание граждан. Однако, до сих пор нет единого исследовательского понимания к содержанию манипулирования общественным мнением, отсутствует единый подход к классификации манипулятивных технологий, возможностей их использования в условиях современной системы массовых коммуникаций. Все это определяет потребность дальнейшего теоретического и практического исследования рассматриваемой темы.
Объект работы – манипуляция в массовой коммуникации.
Предмет работы – влияние манипулятивных технологий на общественное сознание в массовой коммуникации.
Цель работы – определить влияние манипулятивных технологий на общественное сознание в массовой коммуникации.
Задачи работы:
- рассмотреть подходы к определению понятия манипуляция в массовой коммуникации;
- определить виды манипулятивных технологий в массовой коммуникации и их характеристики;
- изучить использование манипулятивных технологий в массовой коммуникации на российском телевидении;
- исследовать влияние манипулятивных технологий в системах массовой коммуникации на установки россиян.
Гипотеза работы. Влияние манипулятивных технологий на общественное сознание в массовой коммуникации проявляется в том, что с помощью различных технологий манипуляции, используемых в системе массовой коммуникации, происходит управление сознанием аудитории, формирование необходимых установок, представлений, направлений деятельности.
Теоретическая основа работы. Теоретической основой работы послужили работы таких авторов, как М.Ф. Сиразетдинова [15], В.С. Свечников [16], А.А. Порецкова [17], Х. Арендт [18], М.В. Гундарин [19], Н. Луман [20] и т.д.
Методологическую базу работы составили системный и функциональный подходы.
В исследовании использовались такие методы, как опрос, обобщение и систематизирование полученной информации, анализ теоретических и эмпирических данных.
Эмпирической базой работы послужило исследование, проведенное в мае 2020 года. Было опрошено 30 респондентов (по 15 представителей каждого пола), проживающих в г. Краснодаре. Все опрошенные старше 18 лет.
Новизна работы. На основании теоретической и эмпирической информации были рассмотрены подходы к определению понятия манипуляция в массовой коммуникации; определены виды манипулятивных технологий в массовой коммуникации и их характеристики; изучено использование манипулятивных технологий в массовой коммуникации на российском телевидении; исследовано влияние манипулятивных технологий в системах массовой коммуникации на установки россиян.
Практическая значимость работы. Полученные теоретические и эмпирические данные могут быть использованы для дальнейшего изучения влияния манипулятивных технологий на общественное сознание в массовой коммуникации.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
1. Макиавелли Н. Государь [Электронный ресурс] // Socioline. URL: https://socioline.ru/book/nikkolo-makiavelli-gosudar (дата обращения 27.05.2020).
2. Руссо Ж-Ж. Трактаты [Электронный ресурс] // Платонанет. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_prosveshhenie/russo_zhan_zhak_traktaty/11-1-0-882 (дата обращения 27.05.2020).
3. Конт О. Дух позитивной философии [Электронный ресурс] // Платонанет. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/pozitivizm/kont_ ogjust_dukh_pozitivnoj_filosofii_2003/74-1-0-4613 (дата обращения 27.05.2020).
4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения [Электронный ресурс] // Платонанет. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/frankfurtskaja_ shkola/k_marks_i_f_ehngels_sochinenija_v_tridcati_devjati_tomakh/57-1-0-155 (дата обращения 27.05.2020).
5. Тард Г. Царство толпы [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004221671 (дата обращения 27.05.2020).
6. Лебон Г. Психология народов и масс. М. : ИД «Социум», 2016. 380 с.
7. Миллс Ч.P. Властвующая элита [Электронный ресурс] // Историческая библиотека. URL: https://historylib.org/historybooks/Mills-R_Vlastvuyushchaya-elita/ (дата обращения 27.05.2020).
8. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие [Электронный ресурс] // Платонанет. URL: https://platona.net/load/knigi_po_ filosofii/frankfurtskaja_shkola/khabermas_moralnoe_soznanie_i_kommunikativnoe_dejstvie/57-1-0-26 (дата обращения 27.05.2020).
9. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации учебное пособие [Электронный ресурс] // Libex. URL: http://www.libex.ru/ detail/book903462.html (дата обращения 27.05.2020).
10. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. М. : КНОРУС, 2019. 254 с.
11. Тузова В.А. К проблеме дефинирования понятия «манипуляция массовым сознанием» // Философские дескрипты. 2017. № 18. С. 13-17.
12. Пищугина О.С. Основные принципы манипулирования в политической рекламе // Экономика и политика. 2018. № 2. С. 40-43.
13. Гончаров И.С. Технологии манипуляции массовым сознанием в интернете (на примере сайта Иносми) // молодой исследователь: вызовы и перспективы. М. : ООО «Интернаука», 2018. С. 298-305.
14. Смирнов И.А. Технологии манипуляции массовым сознанием в социальных медиа // Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза : ИП Гуляев Г.Ю., 2019. С. 167-169.
15. Сиразетдинова М.Ф. Многообразие подходов к определению манипуляции сознанием: возможности систематизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 13. С. 4041-4045.
16. Свечников В.С. Манипулятивные практики в социальном конструировании реальностей [Электронный ресурс] // Morebooks. URL: https://www.morebooks.de/store/gb/book/Манипулятивные-практики-в-конструировании-виртуальных-реальностей/isbn/978-3-8473-9737-3 (дата обращения 27.05.2020).
17. Порецкова А.А. Концептуализация теоретических подходов к изучению политической пропаганды // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. № 2. С. 19-33.
18. Арендт Х. Истоки тоталитаризма [Электронный ресурс] // Платонанет. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/evrejskaja/khanna_ arendt_istoki_totalitarizma/76-1-0-1980 (дата обращения 27.05.2020).
19. Гундарин М.В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшнз [Электронный ресурс] // Studmed. URL: https://www.studmed.ru/gundarin-mv-teoriya-i-praktika-svyazey-s-obschestvennostyu-osnovy-media-rileyshnz_f224d9085cc.html (дата обращения 27.05.2020).
20. Луман Н. Реальность масс-медиа [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3001 (дата обращения 27.05.2020).
21. Бориснев С.В. Социология коммуникации [Электронный ресурс] // Studmed. URL: https://www.studmed.ru/borisnev-s-v-sociologiya-kommunikacii_0bfbe5cd103.html (дата обращения 27.05.2020).
22. Чупина В.А., Микрюкова А.С. К определению понятия манипуляции сознанием // Развитие современной цивилизации: ответы на вызовы времени. М. : ООО «Научный консультант», 2016. С.195-199.
23. Петракова А.С. Социально-философский анализ трансформации сознания личности средствами манипуляционного воздействия [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007512681 (дата обращения 27.05.2020).
24. Михайличенко Д.Г. Субъективация современного человека в контексте технологий массовой манипуляции [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005086623 (дата обращения 27.05.2020).
25. Солонько И.В. Система концептуальной власти в условиях глобализации: социальная обусловленность и типологизация. Саранск : Нац. исслед. Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2017. 358 с.
26. Гуржий Д.А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 991-993.
27. Катков И.Е. Манипуляция, как основополагающий инструмент политической власти // Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия. М. : ООО «Международный центр науки и образования», 2017. С. 5-10.
28. Каюмова М.И. Методы манипуляции массовым сознанием // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар : Новация, 2016. С. 141-143.
29. Лазарева Т.Н. Концептуальные подходы к проблеме политических манипуляций // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты. Кемерово : ООО «Западно-Сибирский научный-центр», 2018. С. 71-73.
30. Чернышов В.А. Манипуляция массовым сознанием как форма «Мягкой власти» // Актуальные проблемы информационного противоборства в современном мире: вызовы и угрозы для России и русского мира. Донецк : ДНУ, 2019. С. 203-207.
31. Капустин П.В. Сравнительный анализ влияния российского телевидения и Интернет-СМИ на политическое сознание [Электронный ресурс]// Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77790 (дата обращения 27.05.2020).