Введение
Глава 1. Некоммерческие организации
1.1 Понятие и сущность некоммерческих организаций
1.2 Правовое положение некоммерческих организаций
Глава 2. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета в некоммерческих организациях
2.1 Правовое регулирование бухгалтерского учета в некоммерческих организациях
2.2 Правовое регулирование налогового учета в некоммерческих организациях
Заключение
Список литературы
Тема курсовой работы: «Правовые основы бухгалтерского и налогового учета в деятельности некоммерческих организаций».
Некоммерческие организации являются субъектом и неотъемлемым элементом нормально функционирующего рыночного хозяйства, на которые возлагается создание и реализация общественных благ и услуг. Как показывает опыт ведущих развитых стран, государство в условиях рыночной экономики не способно справиться с решением многих социальных проблем. Для решения проблем в областях здравоохранения и образования, политики и духовного воспитания, спорта и культуры, охраны природы, благотворительности и ряда других создаются некоммерческие организации. По данным Госкомстата Российской Федерации, на 1 января 2000 г. насчитывалось 484 989 некоммерческих организаций, из них 12% в Москве и Московской области.
В настоящее время законодательство направлено, главным образом, на регулирование деятельности коммерческих организаций. Специфика деятельности некоммерческих организаций учитывается очень мало. Вместе с тем создание системы льготного налогообложения, разработка методических рекомендаций по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности, анализу и аудиту некоммерческих организаций, учитывающих особенности формирования источников поступлений и расходования средств, имеет огромное значение для становления и развития деятельности некоммерческих организаций.
Глава 1. Некоммерческие организации
1.1 Понятие и сущность некоммерческих организаций
Действующее законодательство Российской Федерации делит все многообразие существующих видов юридических лиц на две группы: коммерческие и некоммерческие организации. В основе такой градации видов лежит цель деятельности юридических лиц, при чем прибыльность осуществляемой деятельности не имеет ровным счетом никакого значения. Коммерческие юридические лица в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, а при получении таковой распределяют ее между учредителями (участниками) юридического лица. В то время как некоммерческие организации создаются для достижения иных целей, так основными целями деятельности некоммерческих организаций не может являться извлечение прибыли, а в случае если при осуществлении деятельности НКО получила прибыль, то она не может быть распределена между учредителями (участниками) организации, а используется для выполнения социальных и иных общественно полезных целей. Федеральный арбитражный суд Центрального Округа в своем постановлении от 13 марта 2003 г. подчеркнул, что некоммерческие организации не относятся к хозяйственным товариществам и обществам, цель деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками (учредителями). НКО может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это может служить достижению целей, для которых НКО создавалась и в соответствии, с которыми действует.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 сентября 2000 г. содержит оценку, которую суд дал действиям ответчика (НКО) по приобретению и реализации векселя как предпринимательской деятельности, суд пришел к выводу о том, что такая деятельность не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего статус НКО, а также соответствует ст. 50 ГК РФ, в силу которой некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, так как это служит достижению цели, ради которой НКО создавалась, и соответствует этим целям.
Признак коммерческой организации - наличие у нее основной цели деятельности в виде извлечения прибыли. Признак НКО формируется на противопоставлении ее коммерческой организации - ее основная цель отлична от цели извлечения прибыли, а сама прибыль, если ее извлечение допускается законом, не подлежит распределению между участниками. Последнее обстоятельство призвано подчеркнуть, что не только сама НКО как самостоятельный субъект гражданских правоотношений не имеет в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, но и учредители такой организации, создавая ее, не имели такой цели. Статья 13 Конституции РФ гласит о недопущении создания организаций, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Таким образом, деятельность организации может осуществляться в интересах всего общества в целом или отдельных групп населения.
Коммерческие юридические лица в зависимости от организационно-правовых форм могут создаваться как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Некоммерческие юридические лица могут существовать в форме общественной организации, фонда, учреждения, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, ассоциации (союза), религиозной организации. Приведенный в комментируемой статье перечень форм, в которых могут создаваться НКО, не является исчерпывающим, законом могут устанавливаться и иные формы. Деятельность некоторых форм НКО допускается без государственной регистрации, но при этом организация не приобретает статуса юридического лица, не может иметь в собственности или на основании иного вещного права обособленное имущество. Только имея статус юридического лица, организация от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. НКО может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах. Предпринимательская деятельность НКО возможна только в случае, если эта деятельность соответствует целям, для достижения которых создана организация, и осуществляется ради достижения этих целей. Законодатель не разъясняет, что значит "предпринимательская деятельность, соответствующая целям организации". В отдельных случаях можно определенно сказать о несоответствии, например, когда организация, помогающая алкоголикам расстаться с их вредной привычкой, торгует алкогольными напитками, в других случаях определить соответствие не так просто. Принятие решения всегда остается за руководителем организации, а в спорных, конфликтных ситуациях решение о соответствии осуществляемой деятельности уставным целям организации будет принимать суд. При осуществлении предпринимательской деятельности на НКО распространяются нормы действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего предпринимательскую и иною приравненную к ней деятельность. В своем информационном письме Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июля 2000 г. обращает внимание судов на то обстоятельство, что некоммерческие организации не могут быть участниками хозяйственных договоров о совместной деятельности с хозяйственными товариществами и обществами, если такой договор заключен для осуществления предпринимательской деятельности.
Статья 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в соответствии с ФЗ от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ дополнена пунктами 4 и 5. В пункте 4 вводится понятие иностранной некоммерческой неправительственной организации, которая характеризуется, во-первых, признаками, общими для всех некоммерческих юридических лиц: это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками; во-вторых, специальными признаками: она создается за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, и ее учредителями (участниками) не являются государственные органы.
На территории Российской Федерации иностранные некоммерческие неправительственные организации осуществляют деятельность через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства.
В п. 4 устанавливается различный статус структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, соответственно этому различается порядок их регистрации. Такое структурное подразделение, как отделение, признается самостоятельной формой некоммерческой организации, поэтому оно подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц в соответствии с положениями ст. 13.1 комментируемого Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 6 ФЗ от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций обязаны привести свои уставы в соответствие с требованиями ФЗ "О НКО" в новой редакции. В случае невыполнения данной обязанности отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежит ликвидации.
Филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций учитываются в особом порядке: сведения о них вносятся в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций в соответствии со ст. 13.2. Со дня такого внесения сведений филиал или представительство иностранной некоммерческой неправительственной организации приобретает правоспособность на территории РФ.
Согласно ч. 5 ст. 6 ФЗ от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ на филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций возлагается обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в силу данного ФЗ подать уведомление о создании на территории Российской Федерации такого филиала или представительства. По истечении указанного срока деятельность филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не выполнивших требования об уведомлении, подлежит прекращению.
1. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля 2006 г.)
2. Братановский С.Н., Злобина Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (2-е издание исправленное и дополненное). - Система ГАРАНТ, 2006 г.
3. Гамольский П.Ю., Толмасова А.К. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налогообложение и правовой статус. М., 2004. С. 72-72.
4. Кабышев О. А. Предпринимательский риск: правовые вопросы. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 13.
5. Налогообложение НКО нуждается в системных изменениях // Бизнес и общество. № 3 (22) 2004 г. С. 44.
6. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып.1. М., 1992. С.19-20.