Введение
Глава 1. Организационно-правовая основа деятельности некоммерческих организаций
1.1 Система некоммерческих организаций
1.2 Сфера деятельности некоммерческих организаций
Глава 2. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета в деятельности некоммерческих организаций
2.1 Организация бухгалтерского учета некоммерческих организаций
2.2 Учетная политика некоммерческих организаций
2.3 Особенности организации налогового учета в некоммерческих организациях
Заключение
Список литературы
Тема курсовой работы: «Правовые основы бухгалтерского и налогового учета в деятельности некоммерческих организаций».
Некоммерческие организации являются субъектом и неотъемлемым элементом нормально функционирующего рыночного хозяйства, на которые возлагается создание и реализация общественных благ и услуг. Как показывает опыт ведущих развитых стран, государство в условиях рыночной экономики не способно справиться с решением многих социальных проблем. Для решения проблем в областях здравоохранения и образования, политики и духовного воспитания, спорта и культуры, охраны природы, благотворительности и ряда других создаются некоммерческие организации. По данным Госкомстата Российской Федерации, на 1 января 2000 г. насчитывалось 484 989 некоммерческих организаций, из них 12% в Москве и Московской области.
В настоящее время законодательство направлено, главным образом, на регулирование деятельности коммерческих организаций. Специфика деятельности некоммерческих организаций учитывается очень мало. Вместе с тем создание системы льготного налогообложения, разработка методических рекомендаций по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности, анализу и аудиту некоммерческих организаций, учитывающих особенности формирования источников поступлений и расходования средств, имеет огромное значение для становления и развития деятельности некоммерческих организаций.
Таким образом, целью данной работы является анализ правовых основ бухгалтерского и налогового учета в деятельности некоммерческих организаций.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть систему некоммерческих организаций;
2) проанализировать сферу деятельности некоммерческих организаций;
3) исследовать организацию бухгалтерского учета некоммерческих организаций;
4) изложить учетную политику некоммерческих организаций;
5) выявить особенности организации налогового учета в некоммерческих организациях;
6) сделать выводы по данной теме.
Глава 1. Организационно-правовая основа деятельности некоммерческих организаций
1.1 Система некоммерческих организаций
Развитая система некоммерческих организаций — неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью можно совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.
Некоммерческие организации — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе некоммерческих организаций.
Конституция РФ гарантирует свободу деятельности некоммерческих организаций. Это означает, что они создаются гражданами по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав. Некоммерческие организации свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности, самостоятельно принимают свои уставы. Государство вмешивается в эту деятельность только в исключительных случаях. Например, государственные финансовые органы контролируют источники доходов некоммерческих организаций, размеры получаемых ими средств и уплату налогов. Суд может принять решение о ликвидации некоммерческих организаций, если оно неоднократно и грубо нарушало законы или иные нормативные акты, либо систематически осуществляет деятельность, противоречащую его уставным целям. Количество обособленных подразделений, порядок и цели реализации целевых программ, схема выбора в управляющие органы и иные вопросы, не оговоренные законодательством, не могут диктоваться государственными органами.
Некоммерческие организации могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.
При сравнении организационно-правовых форм некоммерческих организаций выдвигается несколько критериев:
1) основа некоммерческих организаций;
2) руководящие органы;
3) субъект права юридического лица в случае государственной регистрации;
4) обязательность проведения аудиторской проверки;
5) обязанности учредителей;
6) особые источники формирования имущества;
7) дополнительные особенности.
Рассмотрим первый критерий. Основой некоммерческой организации является осуществление совместной деятельности по достижению общих целей определенным кругом лиц, которые могут стать его членами. Эта деятельность может быть направлена на достижение нейтральных для общества целей. Некоммерческие организации не пре-тендуют ни на массовость, ни на общественную полезность.
Основной целью некоммерческих организаций является формирование имущества на основе добровольных имущественных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели. Таким образом, без государственной регистрации некоммерческая организация реально не может функционировать.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций различаются и по порядку формирования руководящих органов.
Высший руководящий орган некоммерческих организаций — общее собрание членов и (или) участников. Постоянным действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган (правление, совет и др.).
Руководящий орган некоммерческих организаций (обычно его называют правлением) могут избрать общим собранием, но его также могут назначить учредители. Постоянно действующий руководящий орган осуществляет права собственника имущества. В благотворительной организации обязательно должен быть орган, надзирающий за его деятельностью, — попечительский совет.
В случае государственной регистрации некоммерческой организации, постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 1994 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которой их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» обязательной аудиторской проверке подлежат все не инвестиционные фонды, в том числе благотворительные, источниками образования средств, которых служат добровольные отчисления юридических и физических лиц.
В некоммерческой организации учредители автоматически становятся членами, имеют те же права и несут те же обязанности, что и остальные члены.
Источники формирования имущества. Добровольные взносы и пожертвования являются источником формирования имущества, используемым во всех организационно-правовых формах некоммерческих организаций. Источник включает в себя добровольные взносы учредителей, добровольные пожертвования от российских и иностранных физических и юридических лиц. Пожертвования могут иметь целевой характер и предоставляться на выполнение определенной программы, а также на содержание организации.
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрист, 1998 – 56 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2000.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20 октября, 4 ноября, 5, 6, 20, 31 декабря 2005 г., 10 января, 2, 28 февраля, 13 марта, 3, 30 июня, 18, 26, 27 июля 2006 г.)
4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
5. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
6. Федеральный закон от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 08.07.99)
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.)
8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н)
9. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. N 40.
10. Гусев Н.Н. Особенности аудита некоммерческих организаций // "Аудиторские ведомости", N 2, февраль 1998 г.
11. Козлова Н.В. Некоммерческие организации: благотворительность или предпринимательство? // "Законодательство", 1998, N 1
12. Лазутина Н. Особенности учета в некоммерческих организациях // "Финансовая газета", N 28, июнь 2001 г.
13. Никитина Е.В. Учет и налогообложение в некоммерческих организациях // "Главбух", N 24, декабрь 1999 г.
14. Шаталов С.Д. Налоговый кодекс РФ и проблемы налогового законодательства - "Бухгалтерский учет", N 4, февраль 2000 г.