Введение
Глава 1. Стратегии развития родительской культуры
Глава 2. Анализ проблемы отцовства как воспитательной деятельности
2.1 Отцовство как психологический и социокультурный феномен
2.2 Структура феномена отцовства
2.3 Роль отца в воспитании ребенка
2.4 Модели отцовского поведения
Глава 3. Искоренение безотцовщины и поддержание отцовства
Заключение
Список литературы
Тема курсовой работы: «Отцовство и безотцовщина».
Исследование проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает сегодня не только теоретико-практическое, но социальной звучание. Можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства: М. Мид – культурологическая концепция; И.С. Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В.А. Сухомлинский: педагогические аспекты отцовства; О. А. Шаграева: исследование материнства и в связи с ним отцовства. Однако целенаправленного исследования феномена отцовства до сих пор не проводилось.
Однако проблема отцовства является слабо разработанной и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях. В основном рассматриваются данные о роли отца в развитии ребенка, негативных последствиях безотцовщины, доминировании материнского начала в семейном воспитании и необходимости взаимодействия материнства и отцовства.
Таким образом, целью данной работы является исследование отцовства и безотцовщины.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть отцовство как психологический и социокультурный феномен;
2) проанализировать структуру феномена отцовства;
3) выявить роль отца в воспитании ребенка;
4) исследовать модели отцовского поведения;
5) предложить стратегии развития родительской культуры;
6) сделать выводы по данной теме.
1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989. – С. 26-42.
2. Алфеева Е. В. Особенности работы психолога с семьёй. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та,2000. – 60 с.
3. Анисимов В. Интервью Тверскому еженедельнику «Караван+Я» - Жизнь и мысль. – 2004 – С. 11-13.
4. Антонова Е.Л. Ценности народной культуры в историческом измерении. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Белгород, 2006.
5. Багдасарян Б.Э.. Цивилизационный альтерглобализм: традиционалистский проект. // От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции. Наброски проблемного анализа. / Якунин В.И., Сулакшин С.С., Межуев В.М. и др. – Под общей редакцией С.С.Сулакшина. – 2е издание. – М.: Научный эксперт, 2006.
6. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.
7. Булгаков С. Н. Свет невечерний. - М., 1994.
8. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.- №11. – С. 72-79.
9. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 208 c.
10. Доман Г. и Д. Дошкольное обучение ребенка/ Пер. с англ. - М.: Аквариум, 1995.
11. Егоров В.К. Философия русской культуры. Издательство РАГС. – М., 2006.
12. Евгений Свердлов: индивидуализм – путь раковой клетки. - «Известия Науки». – 2002 - М.: №7 – С. 29-31.
13. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. дис…канд. психол. наук. – Казань: Изд-во КГТУ, 2004. – 22 с.
14. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство как структурно-динамический феномен //Мир семьи – М.: 2003 – С. 72-73.
15. Жигалин С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьяхподростков: Автореф. дис…канд. психол. наук. – - КГУ, 2004. – 26 с.
16. Зеньковский В.В. «О педагогическом интеллектуализме»//Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Школа-Пресс, 1996. С.328-329.
17. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т.3.Путь к очевидному/ О духовности инстинкта.- М., Русская книга, 1994.
18. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики,2004. – 320 с.
19. Кон И.С. Этнография родительства. – М., 2000.
20. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993, с. 75.
21. Лупан С. Поверь в своё дитя. - М.; Эллис Лак,1993.
22. Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. - М., 1995, с. 312.375.
23. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. – М.: Жизнь и мысль, 1999. – 168 с.
24. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. – 295 с.
25. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.– М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – Том 2. – С. 398-437.
26. Степун Ф. Встречи. – М., «Аграф»,1998.
27. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. – 512 с.
28. Эйдемиллер Э.Г., Юцтискис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. - с. 6-7, 20-21, 35.
Литература
1. Егидес А.П. (2006) Учебник семейных отношений, или брак без брака. М., АСТ-Пресс.
2. Кон И.С. (2003) Ребенок и общество. М., Издательский центр «Академия».
3. Михеева А.Р. (1995) Социология семьи. Новосибирск, Новосибирский государственный университет.
4. Эриксон Э. (2000) Детство и общество. СПб, Речь.
5. Palkovitz R., Copes M.A., Woolfolk T.N. (2001) "It's Like... You Discover a New Sense of Being": Involved Fathering as an Evoker of Adult Development. // Men and Masculinities, 7 2001; vol. 4: pp. 49-69.