Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ДЕВИАЦИИ
1.1. Концепции девиации
1.2. Социально-психологическая дезадаптация и ее проявления в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИРОТ
2.1. Методы исследования
2.2. Особенности девиантного поведения детей-сирот
2.3. Выявление девиантных детей-сирот
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что одна из самых животрепещущих проблем – беспризорность, которую породила крайняя бедность.
Проблема беспризорности и безнадзорности наших детей заслуживает самого серьезного и глубокого разговора, в котором должны принять непосредственное участие все заинтересованные стороны: законодатели, представители органов исполнительной власти, социальные работники, деятели науки и культуры, профсоюзного и общественного движения.
Беспризорные дети, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом. И не всегда законным путем. И как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников. Приведу только несколько цифр, число подростков – доставленных в милицию за различные правонарушения в 2001 году превысило 1 млн. 140 тыс. Десять лет назад - их было ровно в два раза меньше. Среди доставленных 310 тыс. – это подростки, едва достигшие 13 лет. 295 тыс. ни где не работали и не учились, а 45 тыс. оказались вообще не грамотными.
Нельзя не видеть, что идет активнейший процесс вовлечения подростков в криминальный бизнес, в вымогательство, в проституцию.
Все большее распространение получают факты жестокого обращения с детьми.
Специфическая проблема несовершеннолетних – токсикомания и наркомания. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз, а одурманившими средствами в 12 раз чаще, чем взрослые.
Объект исследования – дети-сироты
Предмет исследования – девиантное поведение детей-сирот.
Таким образом, сформулирована цель исследования – выяснить причины появления беспризорности и проанализировать особенности девиантного поведения детей-сирот, а также проблемы выявления и профилактики.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать концепции девиации
2) отразить особенности социально-психологической дезадаптации и ее проявления в подростковом возрасте
3) исследовать девиантное поведение сирот
4) охарактеризовать особенности девиантного поведения детей-сирот
5) показать особенности выявления девиантных детей-сирот
В соответствии с спецификой темы построена ее структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка
1. Байков Н.М., Каширина Л.В. и др. Беспризорное и безнадзорное детство в региональном измерении /опыт комплексного анализа/. Хабаровск 2002
2. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением. /Учебно- методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001
3. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002
4. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. М., 1996
5. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи. М., 2003
6. Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003. С. 38-43
7. Ковалёв В.В. «Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., «Медицина 1992»
8. Мирсагатова М.Н. Проблема беспризорности детей в России: состояния и возможности решения. М., 2002
9. Невский И.А., Овчарова Р.В. Ранняя диагностика и профилактика педагогической запущенности детей. Курган, 1985
10. Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни. /Под общ. ред. Алексеевой Л.С.: М., 2001
11. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Выпуск № 4. (И.В. Дубровина, Э.А.Минкова), М., 1995
12. Постинтернатная адаптация детей-сирот /под. ред. Шипициной Л.М., Абрамовой И.Г. С-Пб., 2001
13. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2003
14. Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
15. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997
16. Ясман Л.С. Психологические аспекты системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Автореферат диссертации д. пс. н., Комсомольск-на-Амуре, 1995
17. Ясман Л.С. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних. Комсомольск-на-Амуре, 1996