Введение
Глава 1. Социальная структура современного российского общества
1.1 Социально-групповая структура общества
1.2 Социальные особенности слоев российского общества
Глава 2. Анализ социально-профессионального портрета среднего класса
2.1 Характеристика среднего класса
2.2 Источники и основные каналы формирования среднего класса
Заключение
Список литературы
Тема данной курсовой работы: «Социальный портрет российского обывателя».
Трансформация институтов российского общества серьезно сказалась на его социальной структуре. Изменились и продолжают меняться отношения собственности и власти, перестраивается механизм социальной стратификации, идет интенсивная смена элит. На общественную сцену выходят новые социальные группы, массовые слои маргинализуются, расширяется "социальное дно", все более криминализируются экономические отношения. Соответственно, меняется система групповых интересов, способов поведения, социальных взаимодействии. Эти на первый взгляд разрозненные явления на деле являются разными сторонами процесса социальной трансформации общества. Поэтому их важно изучать не только в отдельности, но и с учетом связанности друг с другом.
Фундаментальной задачей обществоведов является описание российского общества как целостной социальной системы, преобразующейся, прежде всего под влиянием внутренних движущих сил. Важнейшими характеристиками этой системы служат, во-первых, социальная структура, т.е. состав, положение и отношения определяющих ее развитие групп, и. во-вторых, стратификация общества, или расположение названных групп на иерархической шкале социальных статусов.
Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование социального портрета российского обывателя.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Авраамова Е., Дискин И. Социальные трансформации и элиты // Общественные науки и современность. 2004. № 3.
2. Головачев Б.В., Косова Л.Б., Хахулина Л.А. Формирование правящей элиты в России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. № 1.
3. Гудков Л. Фоторобот российского обывателя: Часть 2. Реформы или стабильность. № 23 «Новой газеты» за 2008 год («Адаптация к репрессивному государству»).
4. Гудков Л.Д., Пчелкин M . B . Бедность и зависть: негативный фон переходного общества // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 2005. № 6.
5. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 2001. С. 426, 427.
6. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: понятие, структура, идентификация // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 2004. № 5.
7. Заславская Т.И. О бизнес-слое российского общества // Общественные науки и современность. 2005. № 1.
8. Заславская Т. Социальная неравновесность переходного общества // Общественные науки и современность. 2006. №4. С. 9.
9. Зубова Л.Г. Оценки дифференциации доходов // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 2008. № 6. С. 29.
10. Зубова Л.Г., Ковалева И.В. Потребительский рынок и благосостояние (по результатам массовых опросов)// Куда идет Россия?.. С. 164.
11. Львов Д.С. Российские реформы в глобальном контексте // Новая и новейшая история. 2006. №4.
12. Малютин М. "Новая" элита в новой России//Общественные науки и современность. 1992. №2.
13. Можина М.А. Уровень жизни: дифференциация и бедность // Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития. М, 2005. С. 155.
14. Мониторинг общественного мнения. N№ 3 (83), июль — сентябрь 2007.
15. Обследование населения по проблемам занятости. М., 2006. C. 98.
16. Россия в цифрах. Годовой сборник. 2005 г. M., 2006. C. 154.
17. Тихонова Н.Е. Аналитический доклад "Городской средний класс в современной России". М., 2006.