Введение
Глава 1. Понятие и характеристика региональных налогов
Глава 2. Анализ структуры региональных налогов РФ на примере Белгородской области
2.1 Особенности региональной налоговой политики
2.2 Анализ налогообложения Белгородской области
Глава 3. Проблемы местного налогообложения и его эффективность на примере Белгородской области
3.1 Проблемы регионального налогообложения
3.2 Оценка эффективности региональной налоговой политики
Заключение
Список используемой литературы
Развитие местного самоуправления в Российской Федерации и, как следствие, наличие самостоятельной финансовой компетенции муниципальных образований обусловили интерес к этим вопросам со стороны исследователей финансового права. Существенное влияние на развитие этой научной области оказали труды и публикации таких ученых, как М.В. Карасева, Ю.А. Крохина, Н.И. Химичева. Отдельные аспекты проблемы формирования эффективной системы местного налогообложения рассматривались в работах представителей экономической школы налогообложения и финансов: М.Ю. Березина, А.Г. Гладышевой, Л.А. Дробозиной, А.Г. Игудина, В.И. Матеюка, B.C. Мокрого, А.Ф. Панайотова, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, Л.И. Прониной, В.М. Родионовой, Д.Г. Черника. Однако, несмотря на широкий спектр проведенных вышеуказанными, а также другими авторами исследований их предметом выступала либо целиком налоговая система Российской Федерации, либо вообще все финансы органов местного самоуправления, включая налоги и сборы как их составную часть. На сегодняшний день практически нет комплексных научных работ, посвященных юридической разработке правовых основ местного налогообложения, что оставляет место для специального комплексного анализа местных налогов и сборов и их системы, налоговой компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.
Объектом исследования работы являются особенности структуры налогов Белгородской области.
Предмет исследования: особенности налоговой политики региона.
Цель курсовой работы – провести комплексный анализ структуры региональных налогов на примере Белгородской области. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- проанализировать особенности действующей системы нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения;
- выделить основополагающие организационно-правовые принципы построения системы местных налогов и сборов;
-проанализировать структуру региональный налогов Белгородской области.
Глава 1. Понятие и характеристика региональных налогов
Потенциал региона – это способность или возможность региона что-либо осуществлять в зависимости от поставленной цели регионального управления, хотя чаще всего речь идет о наиболее общих целях экономического и социального развития территории, в том числе целевой бюджетной политики. Региональный потенциал во многом определяется объемом и структурой ресурсной базы и представляет собой совокупность доходов территориальных бюджетов, которые могут быть мобилизованы в бюджет в определенный временной период.
Основная цель развития региональной социально-экономической системы – повышение степени жизнеобеспечения населения, на мой взгляд, может быть достигнута с учетом наилучшего использования ресурсного потенциала и интересов региона, в условиях реальной самостоятельности.
Основным источником формирования ресурсного потенциала территорий, с нашей точки зрения, выступает региональный бюджет, а процесс формирования ресурсного потенциала развития социально-экономической системы региона напрямую зависит от региональной бюджетно-налоговой политики, на которую решающее воздействие оказывает сложившаяся система межбюджетных отношений.
В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов, перечень, ставки и пропорции, разграничения которых определяются бюджетным законодательством.
-налог на имущество организаций – по нормативу 100 %;
-налог на игорный бизнес – по нормативу 100%;
-транспортный налог - по нормативу 100%.
Экономическая сущность налога на имущество организаций - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества.
Общие принципы обложения налогом на имущество организаций утверждены главой 30 налогового Кодекса РФ. К ведению субъектов Российской Федерации относится: установление налоговой ставки, которая ограничивается пределами в НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Налог уплачивается российскими и иностранными организациями, которые осуществляют деятельность в РФ.
Объектами налогообложения выступает движимое и недвижимое
имущество, которое учтено на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения. В Налоговом Кодексе так же приведен перечень организаций, которые не уплачивают налог на имущество организаций.
Общие принципы обложения транспортным налогом изложены в главе 28 раздела IХ НК РФ. Транспортный налог так же регулируется законами субъектов Российской Федерации.
Объектом обложения являются средства автомобильного, водного и воздушного транспорта, оснащенные механическим двигателем. Налог взимается ежегодно. Налоговая база определяется по мощности двигателя. Ставки налога устанавливаются в лошадиных силах на единицу мощности двигателя. Субъекты РФ своими законами могут увеличить или уменьшить налоговые ставки, указанные в пункте 1 ст.28 НК РФ, но не более чем в пять раз.
Данный налог имеет свои плюсы и минусы. Плюсы: наличие государственной регистрации транспортных средств и требований о регулярной проверке их технического состояния, что исключает возможность укрытия их от налогообложения.
Возможность установления целевого использования собранных сумм налога (на развитие дорожной сети, портового хозяйства и т.д.), что существенно влияет на уровень налоговой дисциплины.
Минусы: Постоянная необходимость отслеживать изменения в составе собственников или владельцев транспортных средств.
Любая коммерческая деятельность, приносящая прибыль, по закону подлежит обложению налогами. Игорный бизнес не является исключением. Все владельцы индивидуальных предприятий или организации, которые проводят свою деятельность в игорной сфере, по закону обязаны быть плательщиками налога на довольно прибыльный игорный бизнес (глава 29 НК). Это один из видов региональных налогов.
Взимание налога разрешается с тех предприятий или организаций, которые имеют на своем счету игровые столы и автоматы, букмекерские кассы, принимающие ставки, тотализаторы. Налоговая база в России сегодня определяется в расчете на общее количество объектов, подлежащих обложению налогами, и в зависимости от них и устанавливается размер налога, подлежащего уплате.
Налоговое законодательство нашей страны устанавливает следующие ставки налогов:
1. На один игральный автомат, установленный в игровом зале, налог может быть от 25000 - 125000 рублей.
2. На каждый игровой стол налог колеблется в пределах 1500 до 7500 рублей. В определении налога на игровой стол есть одна особенность. При наличии на столе двух и более игровых полей, размер налога, который подлежит уплате с игрового поля, увеличивается в количество раз, кратное количеству игровых полей на столе.
3. На один тотализатор или кассу букмекерской конторы налог может быть в пределах от 25000 до 125000 рублей. Это немалые суммы.
Стоит отметить, что если ставки налогов не установлены субъектами законодательства, они определяются исходя из минимальных значений, принятых Налоговым Кодексом РФ. Независимо от вида деятельности или разновидностей предоставленных услуг в сфере игрового бизнеса, все эти налоги подлежат уплате в установленном порядке: здесь учитываются и общие сроки их уплаты, вычисление их размера, исходя из вычисленной базы налогообложения. Налоговый Кодекс Российской Федерации четко прописан, он определяет конкретные нормы и методы наказания за нарушения порядка уплаты налогов, их задержку или уплату не в полном размере. Законом нашей страны также жестко преследуется намеренное уклонение от уплаты налога, за что предусмотрены строгие меры наказания, впредь до принятия решения о лишении предприятий или организаций лицензии на дальнейшую возможность
предоставления услуг в игровой сфере.
С 1 июля 2009 года игорный бизнес разрешён только в четырёх особых экономическими зонах, называемых игорными зонами. Поскольку в настоящий момент действует только одна - это существенно повлияло на снижение сборов данного налога.
1. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л.И. Гончаренко. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 541 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
2. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение. Практикум: учебное пособие для вузов / В.Г. Пансков, Т.А. Левочкина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 319 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
3. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.Г. Пансков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 382 с. – Серия: Бакалавр. Прикладной курс.
4. Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л.Я. Маршавиной, Л.А. Чайковской. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 503 с. – Серия: Профессиональное образование.
5. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л.Н. Лыкова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 353 с. – Серия: Профессиональное образование.
6. Ордынская, Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник и практикум для СПО / Е.В. Ордынская; под ред. Л.С. Кириной. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 406 с. – Серия: Профессиональное образование.
7. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Лыкова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 353 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
8. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 474 с. – Серия: Профессиональное образование.
9. Налоговая политика государства: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н.И. Малис. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 388 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
10. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / под ред. Д.Г. Черника, Ю.Д. Шмелева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 495 с. – Серия: Профессиональное образование.
11. Зозуля, В.В. Налогообложение природопользования: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Зозуля. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 257 с. – Серия: Бакалавр. Прикладной курс.
12. Черник, Д.Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д.Г. Черник, Ю.Д. Шмелев; под ред. Д.Г. Черника. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 364 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
13. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Г. Пансков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 336 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
14. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 2014. - 64 с
15. Булатова А. С. Экономика. Учебник. - М.: Бек, 2014.
16. Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. Налоги. - 2014.
17. Данченко, М.А. Налогообложение: учебное пособие / М.А. Данченко. - Томск: ТГУ, 2015. - 148 с.
18. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. - Тула: НОО ТИЭИ, 2015. - 161 с.
19. Гираев, В.А. Структура и динамика налоговых поступлений и их территориальные диспропорции / В.К. Гираев // Налоги и налогообложение. - 2014. - №3. - с.251-266.
20. Турбина, Н.М. Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития / Н.М. Турбина, Ю.Ю. Косенкова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №4. - с.106-111
21. Алиев, Б.Х. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева. - Москва: ЮНИТИ, 2014. - 439