Актуальность. Тема “Конституционный принцип разделения властей” является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это, в первую очередь, с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.
С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права. К настоящему моменту мы уже можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.
Данный принцип означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление) – органы исполнительной власти, правосудие – суды, при этом “ветви власти” самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль .
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые “ветви власти” – законодательная, исполнительная и судебная – могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая “система сдержек и противовесов”.
Объектом исследования является конституционный принцип разделения властей.
Предметом данной работы является теоретическое осмысление принципа разделения властей, как одного из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.
Цель работы: исследовать такую категорию, как “принцип разделения властей”.
Задачи работы обусловлены выше указанной целью и заключаются в следующем:
- выведение общего понятия “принципа разделения властей”;
- характеристика признаков принципа разделения властей;
- рассмотреть особенности функционирования принципа разделения властей
Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме и его анализ.
1. Историко–правовые причины принципа разделения властей
Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти).
Таким образом, понятие “разделение власти” достаточно широкое и не отделимо от понятия “власти” и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника.
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком. Будучи противником тирании, сторонником “теории общественного договора”, компромисса, он в сочинении “Два трактата о государственном управлении” предложил разделение властей по трем сферам на законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причем её отделение от исполнительной не принципиально), к исполнительной власти были отнесены и суды .
Французский просветитель Ш. Монтескье в трактате “О духе законов” предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть карает преступников. Разделение властей он считал критерием “умеренных” и “неумеренных” форм правления. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили, буржуазны революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции (1789–1794гг.).
Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя, по своей сути, едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник — общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному.
Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).
Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств:
а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов;
б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы:
в) “освобождает” от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д.
Этот принцип находил поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: “Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь”.
Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
В России идея разделения властей, как принципа либерализма, впервые в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772–1839гг.) в “Проектах и записках”. В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на “непременном законе”. Законность форм осуществления власти Сперанский, прежде всего, связывал с необходимостью разделения властей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника – основного представителя общества, обладающего и политическими правами.
2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы определённые объективные условия – остаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные – уровень политического сознания общества.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Гражданский кодекс РФ (Часть I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ №39-ФЗ от 28.03.2017) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс РФ (Часть II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (в ред. ФЗ №39-ФЗ от 28.03.2017) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (в ред. ФЗ №464-ФЗ от 11.12.2018) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
5. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003 N 19-ФЗ (в ред. ФЗ №464-ФЗ от 11.12.2018) // "Парламентская газета", N 8-9, 16.01.2003.
6. Закон РФ №3132-1 "О статусе судей в РФ" от 26.06.1992 (в ред. ФЗ №295-ФЗ от 03.07.2016) // ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792
Учебная и научная литература
1. Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной российской государственности // Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко - М., 2016.
2. Бестужев-Лада И. Что такое "разделение властей"? Почему оно необходимо? // Горизонт. - 2015. - № 3.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права.- М.: Инфра-М, 2015.
4. Косов Р.В. Теория разделения властей: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2017.
5. Корельский В.М., Алексеев С.С. Теория государства и права. – М.: Норма – Инфра-М, 2016.
6. Кутафин О.Е. Основы государства и права. - М.: Владос, 2016.
7. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: Юристъ, 2015.
8. Любашищ В.Я. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2016.
9. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. - 2015. - №5.
10. Монтескье Ш. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 2015.
11. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории и государства. – М.: Новый Юрист, 2016.
12. Сафарова М.Р. Разделение властей и конституционное реформирование высших законодательных и исполнительных органов власти России и других суверенных республик СНГ // Актуальные проблемы конституционного законодательства / Отв. ред. А.В. Мицкевич. - М., 2016.
13. Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 2017.
14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных организаций/ Под ред. В.Г. Стренозова. - М.: Добахов, Ткачев, Димов, 2015.