Введение
Глава 1. СУЩНОСТЬ И СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1 Характеристика функций руководства
1.2 Роли руководителя
1.3 Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными
1.4 Стили руководства
Глава 2. АНАЛИЗ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ В ООО «ФортРоял»
2.1 Характеристика стиля управления руководителя ООО «ФортРоял»
2.2 Рекомендации по совершенствованию стиля управления руководителя ООО «ФортРоял»
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность. Стиль управления — это совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи.
Менеджмент и практическая психология свидетельствуют, что для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от менеджера огромное значение имеют такие факторы, как тон, манера поведения руководителя, конкретные слова, в которые облечены инструкции и т.д. Очень важно и то, учитывает или же наоборот, игнорирует менеджер мнения персонала, подбирает ли для них роли, соответствующие профессиональному потенциалу каждого конкретного человека.
Из этих черт и складывается конкретный стиль руководства. Как правило, он обусловлен уровнем общих и профессиональных знаний, опытом, идеалами и системой ценностей руководителя, а также его темпераментом – т.е., всем тем, что определяет содержание его личности.
Цель курсовой работы - анализ стилей управления руководителя.
Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику функций руководства;
2) рассмотреть роли руководителя;
3) проанализировать личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными;
4) изучить стили руководства;
5) проанализировать стиль управления руководителя в ООО «ФортРоял»;
6) предложить пути совершенствования стиля управления руководителя ООО «ФортРоял».
Объект исследования – игровой клуб ООО «ФортРоял».
Предмет исследования – стиль управления руководителя игрового клуба ООО «ФортРоял».
Научная разработанность. Исследованиями в области психологии управления и анализом стилей управления руководителей занимались такие авторы, как Зазыкин В.Г., Чернышев А.П., Кудряшова Е.В., Лэнд П.Э., Поршнев А.Г., Ефремов В.С., Френсис Д., Вудкок М., Якокка Л. Работы следующих авторов составили информационную базу курсовой работы.
Глава 1. Сущность и стили управления руководителя
1.1 Характеристика функций руководства
Управление, состоящее из отдельных функций, только в том случае будет цельным явлением, если все эти функции будут органически связаны, причем связь эта будет постоянной. Поэтому в управлении выделяется еще одна функция – функция руководства, состоящая в координации деятельности различных управленческих подразделений.
Функция руководства – это «сверхфункция», «надфункция», мозг всего управления.
Чем сложнее система функций управления, чем она дифференцированней, тем острее перед руководством встает задача постоянного совершенствования управления как внутри каждой специальной функции и, особенно, в межфункциональном разрезе.
Руководство – это центральное понятие в теории организации и управления. Оно имеет несколько определений:
- персонифицированная деятельность должностного лица в организации, связанная с непосредственным управлением персоналом;
- проявление лидерства в системе формальных отношений;
- тип организационного поведения, обусловленный определенным должностным статусом и предусматривающий властные полномочия.
Под руководством также понимают отношения между людьми, возникающие в процессе выполнения и по поводу управления. Поэтому оборотной стороной отношений руководства являются отношения подчинения.
Отношения руководства реализуются через деятельность руководителя любого уровня, т.е. должностного лица, который наделен формальным статусом и отвечает за деятельность организации и ее подразделений. Здесь возникает проблема признания власти и полномочий подчиненными.
В современной теории организации и управления различают следующие виды руководства:
- прямое (при помощи приказов, распоряжений, санкций за отклонение от программы и т.д.);
- опосредованное (использование механизмов мотивации).
Существует два подхода к пониманию специфики деятельности руководителей разного уровня:
первый подход – универсалистский – определяет общие черты деятельности, которые характерны для руководителя любого уровня (универсальные управленческие функции и специальные качества). В рамках этого подхода рассматривается также ролевая модель руководителя;
во втором подходе отрицается возможность определения и описания общих черт руководителя и обращается внимание на специфику требований и средств деятельности в зависимости от уровня, который занимает руководитель в иерархии организации.
Изучение содержания функции руководства связано с исследованиями стилей руководства в организации, в которых основное внимание обращается на индивидуальные особенности или типические черты поведения руководителей и исследование феномена лидерства.
Стиль руководства типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то, возможно, их развитие, позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.
В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал основу для более точного определения: стиль управления это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера. Но и такой подход оказался не полным. Дальнейшие исследования показали, что в эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые, например, включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуациях.
Таким образом, представители поведенческой школы выработали подход к определению значимых факторов эффективного руководства: подход с позиции:
- личных качеств;
- особенностей поведения человека в организации;
- конкретной ситуации.
Согласно поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения к подчиненным, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя. По классификации Курта Левина стиль является одномерным и может быть авторитарным, демократическим или либеральным.
1. Бабенко О.А. Профессионально важные качества личности менеджера - М.: СТИК – 2002 – С. 37-42.
2. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.. Управление персоналом. М. Изд. «Юнити» - 2001 – С. 241-243.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М-1994. Издательское объединение "Юнити" – С. 72-74.
4. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. М.1996 – С. 96-100.
5. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. М.: ЦИТП, 1992 – С. 168 – 170
6. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999 – С. 284 – 286.
7. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: Исследование лидерства в современной западной общественно-политической мысли.- Архангельск: Изд-во поморского международного педагогического университета им.М.В.Ломоносова, 1996 – С. 94-102.
8. Ладанов И.Д. Практический Менеджмент. М.2001 – С. 72-75.
9. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять. М., 1995 – С. 212-213.
10. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми. Киев, 2000 – С. 49-53.
11. Поршнев А.Г., Ефремов В.С. Менеджер ХХI века. Кто он.//Менеджмент в России и за рубежом. № 4. 1998 – С. 92-96.
12. Русиянов Ф., Никулин Л., Фаткин Л. Менеджмент и самоменджмент в системе рыночных отношений. М., 1996 – С. 105-109.
13. Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя/ Под ред. В.Красновой, А.Привалова.- Изд.2-е. -М.: ЗАО «Журнал эксперт», 1997 – С. 195-197.
14. Френсис Д., Вудкок М. Раскрепощенный менеджер. М.1994 – С. 95-96.
15. Ципкин Ю.А.. Управление персоналом. М. Изд. «Юнити» - 2001 – С. 77-81.
16. Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1998 – С. 41-42.