Введение
Творчество С.Дали на примере картины "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)"
Заключение
Список литературы
Реферат|Культурология
Авторство: Strela
Год: 2005 | Страниц: 11
Введение
Творчество С.Дали на примере картины "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)"
Заключение
Список литературы
«В шесть лет я хотел быть Наполеоном, но я им не стал.
В пятнадцать я хотел быть Дали — и стал им.
В двадцать пять лет я хотел стать самым сенсационным художником в мире, и мне это удалось.
В тридцать пять я хотел обеспечить свою жизнь успехом и — добился этого.
Теперь, когда мне сорок пять, я хочу написать шедевр и спасти современное Искусство от хаоса и праздности — и сделаю это! Вот книга, повествующая об этом крестовом походе. Посвящаю ее всем молодым, тем, кто верит в истинную живопись».
Этими строками, написанными в 1947 году, Дали предварил свою книгу «Пятьдесят волшебных секретов». В ней он выразил себя прежде всего как живописец. Однако его талант проявился и во множестве других областей искусства: мебель, ювелирное дело. А объединяет все это знаменитый метод, названный самим художником параноико-критическим, то есть «спонтанный метод иррационального познания, основанный на систематической и критической объективации ассоциаций и переосмыслении феноменов сновидений». Лучше, чем кто-либо, Дали умел открывать и использовать новые направления, будь то в живописи, в науке или метафизике, обогащая тем самымпарадоксальное видение мира.
В тридцатые годы Андре Бретон отмечал эту особенность его творчества. Дали, писал он, смог дать «сюрреализму важнейший инструмент, а именно параноико-критический метод, применяя его в живописи, поэзии, кинематографии, при создании типично сюрреалистических предметов, в моде, скульптуре, в искусствоведении и даже, если понадобится, в философии».
Творчество С.Дали на примере картины "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)"
Сальвадор Дали - "король сюрреализма" стал известен в нашей стране относительно недавно. В сентябре (1994) закончилась ретроспективная выставка его работ на Крымском валу "Дали без границ". Эта выставка собрала огромное количество почитателей таланта художника и просто любопытных.
Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописной техникой - именно это привлекает меня и, возможно, других зрителей в произведениях Дали.
Скорее всего, имея дело с этим художником и человеком, надо исходить из того, что буквально все, что его характеризует (картины, литературные произведения, общественные акции и даже житейские привычки) следовало бы понимать как сюрреалистическую деятельность. Дали очень целостен во всех своих проявлениях. Читая его "Дневник одного гения", понимаешь, что это не просто дневник, а дневник сюрреалиста. Читая о Дали, о его шокирующих публику выходках, понимаешь, что и вся его жизнь была жизнью сюрреалиста. Если верить его "Дневнику", он даже хотел превратить кусок реального мира в своей каталонской резиденции в подобие своей сюрреалистичекой картины, усеяв берег множеством слоновьих черепов, специально выписанных для этой цели из тропических стран.
По мнению А.Якимовича, "сюрреализм, действительно, есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром и, следовательно, стиль жизни. Сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные вопросы бытия и экзистенции человека, на меньшее он не соглашался".
Поэтому, чтобы понять и осмыслить творчество и личность Сальвадора Дали, необходимо, хотя бы в общих чертах, познакомиться с тем, что скрывается под названием сюрреализм.
Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) - модернистское направление в искусстве ХХ века., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Главными чертами сюрреализма являются пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность.
Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах. В это время вокруг писателя и теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников - это художники Жан Арп, Макс Эрнст,литераторы и поэты - Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь. Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле. Свои собрания эти люди называли термином sommeils - что означает "сны наяву". Во время своих "снов наяву" сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались странными вещами - они играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловыне сочетания, которые возникают в ходе игр типа "буриме": они поочереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза " изысканный труп будет пить молодое вино". Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы.
1. Виноградова О. Сальвадор Дали. Альбом репродукций
2. Дали С. Дневник одного гения. С-П. "Азбука". 2002.
3. Дали С. 50 магических секретов мастерства. М. "ЭКСМО" 2002.
4. М. Этерингтон-Смит. Сальвадор Дали. Минск. "Попурри". 2000.
5. Энциклопедия символов. В. Бауэр и др. М. Крон-Пресс. 2000.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!