Анализ повседневных разговоров как источник взаимосвязи микрогрупп
Реферат|Риторика
Авторство: Solnze
Год: 2012 | Страниц: 4
Анализ повседневных разговоров как источник взаимосвязи микрогрупп
Разговор – это способ (механизм) конструирования, конституирования повседневности. Элементами повседневности являются: а) повторяющиеся рутинные действия; б) разговоры. Эти два элемента повседневности дополняют и поддерживают друг друга – так разговоры подтверждают и легитимируют рутинные действия, маркируя их как «нормальные», а повторяющиеся действия, сопровождаемые разговорами, выстраиваются в повседневные события. Итак, разговоры – это скрепляющие узы повседневности.
Элементарной единицей разговора выступает первичное высказывание, т.е. речь, наделенная смыслом. Сам разговор – это высказывание одного актора, ответ на это высказывание другого. Разговор – это обмен смыслами. Чтобы «осмыслить» повседневный разговор требуется определенная масса «фонового знания», поскольку смыслы, скрытые за первичными высказываниями, располагаются, как правило, за пределами конкретной ситуации разговора. Приведу пример рутинного диалога, имеющего к тому же сериальный характер.
Мать будит ребенка: «Вставай, пора!» Ребенок сквозь сон отвечает: «Угу». Время такого разговора составляет полторы – две секунды. А как много непроговоренного, подразумевающегося заключено в этих репликах.
Отсылка ко времени, как о структурирующем социальные действия начале, таким образом, данный разговор воспроизводит темпоральную структуру. Отсылка к некоему учреждению, по отношению к которому существуют отношения долженствования. Это может быть детский сад, школа, место работы и т.д., - таким образом, разговор актуализирует структуру занятости и дает отсылку к иным социальным ролям. Ответная реплика ребенка позволяет оценить степень его социальной компетентности. «Угу» означает признание право матери вмешиваться в достаточно интимный процесс, в сон, т.е. осуществлять «диалектику контроля», отправлять властные отношения. Кроме того, короткий ответ имплицитно содержит в себе существенный объем повседневного фонового знания: о структурировании времени, о существовании обязанностей, о том, что за этим разговором обязательно последуют другие серии, состоящие из разговоров и действий (умывание и чистка зубов; одевание; завтрак и др.).
1. Гофман,И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / И. Гофман; пер. с англ. — М., Ин–т социологии РАН, 2003. — 752 с.
2. Постмодернизм: энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. — 616 с.
3. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Э. Ритцер. — 5–е изд. — СПб.: Питер,2002. — 688 с.
4. Филипс Л. Дискурс–анализ. Теория и метод / Л. Филлипс, М. В. Йоргенсен; пер. с англ. —Харьков: Изд–во «Гуманитарный центр», 2004. — 336 с.
5. Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию / У. Эко. — М.: Симпозиум.2004. — 544 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!