Введение
1. Сущность налоговой системы
2. Формирование современной налоговой системы России
3. Анализ налоговой системы России
4. Совершенствование налоговой системы и налоговой политики России
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.
В отечественной экономической литературе последних двух десятилетий культивируется мнение, что в СССР налоговая система якобы полностью отсутствовала, и утверждается, что «настоящие» налоги у нас появились лишь в 1990-е гг. Представляется, что приведенное мнение совершенно не соответствует истине и вводит тем самым в заблуждение начинающих исследователей.
Еще в конце XIX в. известный российский ученый И.Х. Озеров отметил, что как часовая стрелка верно отражает на циферблате работу механизма, так и налоговая система отпечатывает на себе экономические и общественные условия. В 1980-х гг. в советской литературе также справедливо утверждалось, что «сущность, структура и роль налоговой системы определяются социально-экономическим строем общества». Что касается советской налоговой системы, то у нее были свои особенности, которыми она существенно отличалась как от зарубежных систем, так и от современной российской налоговой системы. Например, в ней в 1930-1980-х гг. формально отсутствовали акцизы и налог на прибыль в его обычном понимании (вместо него использовались отчисления свободного остатка от прибыли).
Вместе с тем, даже учитывая определенные особенности советской налоговой системы, не представляется возможным согласиться с довольно категоричным утверждением М. Сажиной о том, что «в годы социалистической экономики... не существовало самого понятия «налоговая система»... Хотя ряд налогов существовал и в тот период (налог с оборота, налог на заработную плату и др.), целостной системы налогообложения, выполняющей в масштабе государства важные экономические функции, не было». Если ставить вопрос таким образом, то логичным было бы утверждение, что целостной налоговой системы не было начиная с 1991 г. и в определенной степени не существует до настоящего времени – именно в современной России. Свидетельством тому служит не только свобода налогового творчества региональных и местных властей, царившая в России в 1992-1997 гг., но и постоянные изменения, которым до настоящего времени подвергался Налоговый кодекс РФ, начиная с момента принятия его части первой.
В сложившихся макроэкономических условиях основные усилия должны быть направлены на сдерживание негативных тенденций в экономике и смягчение их последствий. Увеличение темпов экономического роста в результате реализации инновационного процесса является одной из центральных задач для экономики России, решение которой зависит от притока инвестиций в производственную сферу. На государственном уровне внутренние инвестиции могут стимулироваться различными способами, в том числе через систему налогообложения.
В условиях рыночных отношений система налогообложения является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование экономики страны.
В отличие от многих зарубежных стран, где публикуются результаты проведенных изменений в налоговой системе для стимулирования инвестиций, в России по указанной тематике публикации отечественных исследователей отсутствуют.
Реформирование налоговой системы – это объективный процесс, необходимый для развития производства, повышения его эффективности. Проблемы совершенствования налогообложения товаропроизводителей вызваны тем, что рыночные условия и новые возможности использования экономических рычагов и стимулов социальных факторов ориентируют организации на достижение максимально возможного эффекта даже в условиях имеющихся ограниченных ресурсов и коренных хозяйственных перемен во всем производственном процессе.
Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране. Государство, используя экономические рычаги, должно минимизировать отрицательные проявления рыночных механизмов хозяйствования и обеспечить эффективное функционирование налоговой системы, реформировать бюджетную систему управления, повысить ее эффективность, обеспечить социальную направленность реформ.
В силу всего вышесказанного считаю выбранную тему работы актуальной на сегодняшний день, особенно в условиях экономической нестабильности характерной для экономики России.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующего комплекса задач:
- Определить сущность налоговой системы России.
- Исследовать механизм функционирования налоговой системы России.
- Изучить сущность налоговой политики государства.
- Оценить уровень развития налоговой системы России.
- Разработать направления совершенствования налоговой системы России.
Объектом исследования в работе выступает налоговая система России.
Предметом исследования выступает функционирование налоговой системы и налоговая политика государства.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, труды отечественных ученых-экономистов, а так же учебная и научная литература.
В процессе исследования применялись общие методы: наблюдение, формализация, абстрагирование, монографический метод, анализ, сравнение.
1. Сущность налоговой системы
На сегодняшний день в отечественной науке единого мнения о понятии налоговой системы не сложилось. Такая ситуация во многом является результатом отсутствия легального определения. К наиболее сложной проблеме современной экономической науки является понятие «налоговая система». В научной и учебной литературе, особенно касающейся вопросов налогов и налогообложения, категория «налоговая система» используется очень широко. По мнению Э.Д. Соколова, несмотря на значительное количество доктринальных формулировок данного понятия, единое научное обоснованное понимание сущности налоговой системы отсутствует . Э.Д. Соколов рассматривает в своих трудах налоговую систему как правовою форму налогообложения, которая определяется экономическими условиями развития общества, конторе функционирует в условиях рыночных отношений.
В советское время понятие «налоговая система» определялось как «совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения». С началом современных экономических в России термин налоговая система трактовался так же вполне лаконично в Законе РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему . Ряд исследователей трактует излишне односторонне налоговую систему. Так О. Еремеева под налоговой системой любой страны понимает совокупность трех основных видов налогов: федеральных, региональных и местных . При этом становятся очевидными