Введение
1. Проблемы приватизации в России: итоги и последствия, особенности современного этапа
1.1 Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы
1.2 Экономическое содержание приватизации
2. Теория приватизации
2.1 Сущность приватизации
2.2 Основные концепции приватизации
2.3 Функции приватизации
3. Формы и способы приватизации
3.1 Этапы, последствия и перспективы приватизации в России
3.2 Проблемы приватизации
Заключение
Список литературы
Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая), проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике. Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами:
· во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике;
· во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности;
· в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса. Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии:
· о месте приватизации в экономической реформе;
· об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки;
· о целях приватизации;
· о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации.
Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов. Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными чертами являются следующие:
· единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».
· игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
· преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
· административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них - порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости. Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это - перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам. Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и методах оценки имущества. Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость («чековая приватизация»).
Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако, в настоящее время все же низкодоходны и мало ликвидны.
Завершение начального этапа приватизации в России (так называемой «чековой приватизации») требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в прогнозе постприватизационного развития предприятий.
1. Проблемы приватизации в России: итоги и последствия, особенности современного этапа
1.1 Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек. Приватизация выполняет две функции:
· с одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований
· с другой, инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Непосредственными целями приватизации являются:
· формирование слоя мелких и средних собственников;
· сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
· перераспределение экономических основ власти.
Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде. Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации:
· акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций);
· продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе);
· выкуп арендованного имущества;
· банкротство.
Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются:
· приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков;
· сверхвысокие темпы приватизации;
· преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий;
· аукционная продажа малых объектов;
· низкая доходность приватизации.
Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада. Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ, малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка. Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования, управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ. Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы:
· ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах;
· сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах.
1. Веселовский С.Я. Приватизация как глобальный процесс переоценки роли и места государства в экономике, - М.: Экзамен. - 2001. – 136 с.
2. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. - М.: ТЕИС, 2005. - 208 с.
3. Бердникова Т.Н. Региональные особенности приватизации и акционирования, - М.: Экономист. - 2000. – 304 с.
4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория, - М.: Экономист, 2000. – 357 с.
5. Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. Экономика. М.: Проспект, 2008. – 206 с.
6. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П Экономическая теория (политэкономия). - М.: ТЕИС 2001. – 304 с.
7. Герасименко. В.В. Теория переходной экономики. - М.: ТЕИС, 2001. – 431с.
8. Еремин А.Е. Теория и практика собственности в современной экономике, - М.: Экономист, 2002. – 104 с.
9. Зайцев Н.Л. Экономика организаций: Учебник. - М.: Экзамен, 2006. – 607 с.
10. Иванцов К.П. Операции с недвижимостью в России: Справочник. –М.: Финансы статистика, 2003. – 373 с.
11. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 285 с.
14. Киселёва Е.А. Макроэкономика: курс лекций. – М.: Экзамен, 2006. – 352 с.
15. Нестеров В.И. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 608 с.
16. Осипова Г.В. Социологический энциклопедический словарь. – М.: «Инфра. М-Норма» 1998. - 203 с.
17. Подберезкин А., Стреляев С., Хохлов О., Ястребов Я. Секреты российской приватизации. – М.: Ступени, 2004. – 248 с.
18. Попов А.И. Экономическая теория: Учебник. – СПб.: Эксмо, 2001. – 202 с.
19. Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. – СПб.: Эксмо, 2001. – 295 с.
20. Солдатова И.Ю., Дикинов А.Х. Приоритеты государственной политики приватизации на современном этапе реформ. – М.: Ступени - 2002. – 384 с.
21. Щербина А.В. Финансы организаций [текст] / А.В. Щербина: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 506 с.