Введение
Глава 1. Теоретические основы приватизации и деприватизации в России
1.1 Понятие и сущность приватизации и деприватизации
1.2 Приватизация как инструмент первоначального накопления капитала в Росси: итоги и последствия
Глава 2. Анализ современного этапа приватизации и деприватизации в России
2.1 Приватизация в России – конфликт экономики и политики
2.2 Экономические последствия приватизации в России
Заключение
Список литературы
Экономическая реформа в России проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие большое практическое значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.
Цель курсовой работы – проанализировать особенности и проблема, а также итоги и последствия приватизации и деприватизации в России.
Для этого необходимо решить ряд следующих задач:
1) рассмотреть теоретические основы приватизации и деприватизации в России;
2) проанализировать современный этап приватизации и деприватизации в России;
3) изложить экономические последствия приватизации в России.
Глава 1. Теоретические основы приватизации и деприватизации в России
1.1 Понятие и сущность приватизации и деприватизации
В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.
Многие авторы по-разному определяют понятие «приватизация». Приватизация в классическом словарном понимании (от английского private — частный, личный) — это отход от доминирования государственной собственности и переход к частной собственности.
Вопросы приватизации исследовали многие российские и западные ученые, такие как М. Бойко, А. Шлейфер, Р. Вишну, А. Чубайс, А. Евстафьев, И. Сидоров, А. Радыгин, Дж. Гэлбрейт, Д. Котца, М. Годман и др.
По мнению С. Э. Пивоварова, приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.
В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер.
Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.
Приватизация, согласно современному экономическому словарю, — это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.
Приватизация в России — более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои права собственности, должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и рыночную экономику.
Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.
Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническопроизводственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.
Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач: повышение эффективности предприятий, сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков, увеличение поступлений в бюджет, ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности, борьба с монополиями на рынке, расширение рынка заемных капиталов, увеличение платежеспособности и инвестиций населения, привлечение сотрудников к управлению капиталом компании, сокращение профсоюзного движения, создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.
Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.
Термин «деприватизация», возникнув как следствие приватизации, пока законодательно не оформлен и не определен. Тем не менее, как факт конкретных отношений в жилищной сфере он наличествует и поэтому требует теоретического исследования и объяснения, в то время как в юридической литературе эта проблема фактически не освещена.
Условность термина «деприватизация» придает ему многообразие смыслового содержания. Так, деприватизация жилья в широком смысле включает случаи возврата приватизированных жилых помещений в государственную (муниципальную) собственность по взаимному согласию гражданина-собственника и представителя государства безотносительно к процедуре и условиям его осуществления. К деприватизации в широком смысле могут быть отнесены различные договоры, в том числе дарение, купля-продажа, которые зачастую преследуют социально-обеспечительные цели.
В целях определения специфики деприватизации как правового явления и выработки рекомендаций по ее регулированию необходимо сузить круг рассматриваемых отношений. При этом деприватизацию в узком смысле удастся определить только при условии обнаружения четких (необходимых и достаточных) критериев отграничения рассматриваемого понятия от смежных. С этого момента отпадет и практическая необходимость в широком понятии деприватизации. Установление критериев деприватизации можно начать с исследования всех типов отношений, связанных с последствиями приватизации жилья, которые в первом приближении подпадают под понятие деприватизации. Все многообразие «деприватизационных отношений» можно свести к нескольким группам, которые и должны быть подвергнуты анализу. Назовем эти группы типами деприватизации.
На первом этапе исследования в основу отграничения договоров деприватизации от иных будут положены два критерия: участники договора о передаче квартир в государственную (муниципальную) собственность и цели, которые они преследуют. На стороне отчуждателя выступает гражданин (граждане), на стороне приобретателя - государство (муниципальное образование).
К первому типу деприватизации будут отнесены договоры, в которых отчуждатель (гражданин) преследует единственную цель - прекратить отношения частной собственности на жилые помещения, возникшие в результате приватизации. Волеизъявление граждан в таких договорах играет решающую роль. Инициатива заключения договора исходит именно от граждан, но может быть обусловлена различными мотивами. Для одних - это стремление упростить и удешевить процедуру предстоящего обмена жилой площади, в результате которого будет приобретено неприватизированное жилое помещение. В Москве, например, процедура обмена может, по общему правилу, включать отказ от приватизации (деприватизацию) и осуществление обмена неприватизированной жилой площади, так как это дешевле.
1. Закон РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
2. Алексеев В.В. Собственность в ХХ столетии. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 960с.
3. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации, период 1993–2003 годы / Счетная палата Российской Федерации. М.,
4. Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия.// Вопросы экономики.-2012. - №6.
5. Борзаковский А.С. Приватизация как инструмент первоначального накопления капитала в России: итоги и последствия//Вестник ТГУ, выпуск 1 (69), 2008
6. Васильев А. М., Кукушкин В. Ю., Ткаченко А. А. Приватизация: сравнительный анализ. Россия, Центральная Азия, арабские страны. – М.: Изд-во “Вост. лит.”, 2012.
7. Дэрон Асемоглу: авторы русской приватизации запрограммировали появление режима Путина//ИТАР-ТАСС - №4 – 2013.
8. Коптев В. И. Природа и социально-экономические последствия приватизации в России//Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 6 (187). - Экономика. Вып. 26. С. 76–80.
9. Лопатников, Л. Н. К 15-летию рыночных реформ в России / Л. Н. Лопатников. СПб. : Норма, 2006. С. 175.
10. Макеев П.В. Последствия приватизации и деприватизации жилых помещений – М., 2009.
11. Миндич Д. Десять лет без права переписки // Профиль, № 46 (413) от 13.12.2011.
12. Нуреев Р.М. Россия: неизбежна ли деприватизация? (Феномен власти-собственности в исторической перспективе). – 2012.
13. Передела не будет // Российская газета, № 3658 от 20 декабря 2006.
14. Пивоваров, С. М. Постприватизационное развитие предприятий, комплексов, отраслей /С. М. Пивоваров. СПб. : Питер, 2004. С. 245–255.
15. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М. : Инфра-М, 2008. С. 379.
16. Устюжанина Е.В. «Другая» частная собственность: приватизация по-русски // Экономическая наука современной России. 2007. № 2. С. 74-95.