Введение
Глава 1. Спрос на факторы производства
1.1. Поведение конкурентной фирмы
1.2. Особенности спроса на факторы производства
Глава 2. Методы построения кривой предложения труда
2.1. Предложение и его факторы
2.2.Сдвиг кривой предложения
2.3. Экономическая рента и трансфертный доход
Глава 3. Особенности определения заработной платы при различных рыночных структурах
3.1. Заработная плата и прибыль при совершенной и несовершенной конкуренции
3.2. Двусторонняя монополия на рынке труда
3.3. Дискриминация на рынке труда
Заключение
Список использованных источников
Рынок труда является сферой взаимодействия наемных работников и работодателей - соответственно его и следует рассматривать. Если с точки зрения работодателей он под делится на устойчивые и замкнутые сегменты наемных работников, как границы мобильности и конкуренции рабочей силы, то с точки зрения наемных работников уже говорится о разделении (сегментации) самих работодателей.
С такой позиции актуальность темы связана с основными экономическими признаками, которые влияют за подобное взаимодействие.
К ним относят финансовое состояние, форму собственности и, что принципиально важно, конкурентоспособность фирмы на рынке труда. Последняя, формируется только при реальной конкуренции. В условиях монопсонии, когда на рынке труда действует только одна фирма, предпосылки конкуренции и установления конкурентоспособности работодателей отсутствуют. В остальных структурах рынка труда фирмы как наниматели работников конкурируют между собой за привлечение более качественной рабочей силы.
Цель курсовой работы – проанализировать положение и деятельность фирмы на рынке труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть спрос на факторы производства;
2) проанализировать методы построения кривой предложения труда;
3) выявить особенности определения заработной платы при различных рыночных структурах.
Глава 1. Спрос на факторы производства
1.1. Поведение конкурентной фирмы
Конкурентоспособность фирмы - это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов. Конкурентоспособность фирмы - понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках).
Поэтому она и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом. Теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных учений. Причины высокой конкурентоспособности фирм зависят от наличия и эффективного использовании сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.
Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами - потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.
В современных условиях финансово-экономического кризиса конкурентная борьба носит наиболее ожесточенный и драматический характер в депрессивных отраслях с высокими выходными барьерами, т.е. когда затраты на уход с рынка (консервацию производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д.) превышают расходы, связанные с продолжением конкурентной борьбы Оказавшиеся в тяжелом финансовом положении фирмы вынуждены проводить оборонительную стратегию, стремясь удержаться на плаву и сохранить свою нишу на рынке даже в условиях падающей рентабельности и отсутствия доходов на капитал.
Все основные направления укрепления конкурентных позиций фирм на рынке отpaжаются при разработке ими долгосрочной стратегии, которая в современных белорусских условиях имеет ряд особенностей но сравнению со стратегиями фирм, функционирующих в условиях развитой рыночной экономики. Целевой установкой фирм часто является не только обеспечение увеличения прибыли, но и сохранение занятости, чтобы избежать обострения социальной обстановки. Большое значение на конкурентное поведение фирм в современных условиях имеет и повышенная степень и специфический характер рисков принимаемых решений, на которые значительное влияние имеют частые изменения в государственной финансово-кредитной, налоговой, социальной политиках.
1. Афанасьев М. Ю., Суворов Б. П. Исследование операций в экономике: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2011. - 312 с.
2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов / Е. Ф. Борисов .- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.
3. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 3 томах. Том 2. – М.: Экономическая школа, 2009. – С. 438-445.
4. Горохова Е.В. Естественные монополии как уникальная форма организации рынка несовершенной конкуренции// Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2009. – №5.
5. Дафт Р. Менеджмент/ - Спб.: Питер, 2012 - 864с.
6. Демидов А. Особенности потребительского поведения россиян: факторы выбора, мотивации, лояльность // Маркетинг в России и зарубежом, 2011 - 4 - с. 13-17.
7. Добрынин П. Микроэкономика/ - Спб: Питер, 2011 - 544с.
8. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономика. - М., 2006.
9. Зуб Т. Микроэкономика. Теория и практика/ - М.: Аспект Пресс,2012 - 415с.
10. Ильяшенко В. В. Микроэкономика. – М.: КноРус, 2012. – 288 с.
11. Ивашутин А.Л. Микроэкономика. Учеб. пособие. - Мн.: Технопринт, 2006.
12. Лемешевский И.М. Микроэкономика. Социально-экономический аспект. Учебное пособие. - 3-е изд. - Мн.: ФУА Информ, 2007.
13. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Бином-М, 2008.
14. Маховикова Г. А. Микроэкономика. – М.: Юрайт, 2012. – С. 148-156.
15. Симкина, Л.Г. Экономическая теория: учебник для вузов / Л. Г. Симкина.- 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
16. Экономическая теория: учебник для вузов/Т.Г.Бродская; под общ. ред. В. И. Видяпина.- изд. испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011.
17. Экономическая теория: Учеб. пособие: В 3-х ч. Под ред. Лутохиной. М, 2011.