Введение
1 Общая характеристика безнадзорности несовершеннолетних
1.2 Степени, виды, типы, формы детской безнадзорности
1.2 Технологии социальной работы с безнадзорными детьми
2 Отношение населения города Кинешма к проблеме детской безнадзорности: анализ эмпирических данных
2.1. Социально – демографические характеристики респондентов
Заключение
Список используемой литературы
Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. К сожалению, в последнее время все большую тревогу вызывает рост безнадзорности детей в российском обществе. Распространение безнадзорности содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.
Детская безнадзорность рассматривается как социально–педагогического явление, формирующееся в связи с отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.
Масштабный рост безнадзорности неразрывно связан с социально–экономическим кризисом 90–х гг. прошлого века. Данные статистики, уголовная хроника и обыденная жизнь наглядно свидетельствуют, что безнадзорность имеет социальные причины и требует неотложных мер по решению данной проблемы. Актуальность темы исследования обусловливается серьёзным фактором является изменения привычного уклада жизни и нравственно–ценностных ориентаций общества, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.
Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретико–методологическую основу исследования составляют труды отечественных ученых. Среди них выделяются работы С.Н. Смирнова и Т.Ю. Сидориной, В.В. Бараташвили, Г.В. Сабитовой, В.В. Терехиной, Н.А. Шахиной, А.Н.Аверина. В этих работах рассматриваются теоретические основы проблемы детской безнадзорности, её история. В них также включены нормативные документы и информационно–методические материалы по вопросам разработки и внедрения эффективных технологий координации социальной политики в отношении безнадзорных детей и подростков. Технологические аспекты исследования раскрываются в учебниках под общей редакцией Е.И. Холостовой, учебном пособии под редакцией И.Г. Зайнышева.
История детской безнадзорности отражена в научных трудах A.C. Макаренко, Е.Д. Варнакова, М.П. Павловой и В.Ф. Карманова, М.А. Галагузовой. Но в данных работах проблема детской безнадзорности не рассматривалась как социальное явление, имеющее свои истоки и связанное с другими сферами общества.
Разработке социально-психологических проблем безнадзорных детей, посвящены работы В.Н. Гурова и Л.Я. Селюковой, A.JI. Арефьева. Они составили важнейшую часть методологической основы нашего исследования. Однако в данных трудах не изучен вопрос о формах детской безнадзорности, о разнообразии их проявлений, о специфике детской безнадзорности в современном российском обществе.
Важнейшую роль в разработке проблем безнадзорности играют работы, посвященные проблемам семьи. Истории семьи посвящены фундаментальные исследования Р. Зидера, М.В. Рабжаевой, Л.Ю. Бондаренко,
Н.Е. Тихоновой, Е.М. Черняк, Т.М. Карахановой и т.д., которые внесли свой вклад в разработку методологии исследования детской безнадзорности.
Вопросы профилактики детской безнадзорности, а также проблема реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработаны в научных трудах B.C. Деминой, Н. Волковой, Н. Заплаткиной, А. Дудкина, И. Волковой и Т. Жовтой, Д. Ложкина, Н. Дмитриевой, Н. Ткач, Н. Павлова, Л.Я. Олиференко, Б. Алмазова и т.д. Также вопросы, затрагивающие проблемы семьи и детства, рассматривались в работах учёных Республики Башкортостан: Р.И. Ирназарова, Ф.Б. Бурхановой, С.М. Поздяевой.
Объектом – является детская безнадзорность.
Предмет – отношение к детской безнадзорности.
Цель – выявить отношение к детской безнадзорности.
Задачи:
- Рассмотреть понятие детской безнадзорности;
- Определить степени, виды, типы, формы детской безнадзорности;
- Изучить причины детской безнадзорности в современной России;
- Провести вторичный анализ данных по теме исследования.
Гипотеза:
Отношение населения к детской безнадзорности носит негативный характер. Это обусловлено снижением нравственно-ценностных ориентаций населения.
Методологическую базу составили принципы объективности и системности.
В исследовании использовались такие методы как анализ теоретических и эмпирических данных, вторичный анализ данных.
Эмпирической базой исследования составили вторичные данные исследования в г. Кинешма. В данном исследовании приняли участие : мужчин – 53 %, женщин – 47 %.
Новизна заключается в том, что данная работа может быть использована для дальнейшей разработки проблемы на Кубани.
Практическая значимость работы в том, что исследование может дать практические рекомендации по решению проблем безнадзорности на Кубани.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников.
1. Терехина В.В. Безнадзорным детям особое внимание. Социальное обеспечение. М. : Наука, 2005. №5. – С. 125.
2. Доментян В.З. Принципы и специфика формирования кадров государственной службы на опыте исполнительной власти РФ. М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2008. 134с.
3. Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. М.: Медицина, 2003, 189с.
4. Холостова Е.И. Социальная политика. М.: Наука, 2001. 400с.
5. Левченко В.Т. Социальные детские приюты: нужны ли они? Владимир.: Пресс-Влад 2002. – № 2. – С. 68.
6. Мельникова Э.И. Профилактика безнадзорности детей и подростков. М.:Мир , 2002. 250с.
7. Бызов Л.Т. Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится? М.: Россия, 2003. №6 –С. 128.
8. Макаренко A.C. Проектировать лучшее в человеке. М.: Университетское, 2001. 416 с.