Введение
1. Безнадзорность и беспризорность как социальное явление
1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности детей и подростков
1.2 История детской безнадзорности
2. Причины и профилактика детской и подростковой безнадзорности
2.1 Причины детской безнадзорности в России
2.2 Профилактика безнадзорности несовершеннолетних
3. Отношение общества к проблемам детской безнадзорности и беспризорности в России
3.1 Уровень обеспокоенности общества к проблемам детской безнадзорности и беспризорности
3.2 Основные направления решения проблем детской безнадзорности и беспризорности
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования. Нестабильность и значительные изменения в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни современного общества, как правило, отражаются на социальном благополучии населения, в первую очередь детского, вызывая целый ряд серьезных проблем: детскую безнадзорность, социальное сиротство, жестокое обращение с детьми и др. В условиях снижения влияния государственных структур на формирование личности, ухудшения благосостояния значительного количества семей, неравных стартовых возможностей детей из семей группы риска, роста насилия проблема детской безнадзорности приобретает особую актуальность. Оценивая масштабы проблемы, отметим, что сегодня в России ни один субъект профилактики не имеет точных данных о количестве безнадзорных детей. По данным различных министерств и ведомств, их число варьируется от 1 до 5 млн.
Поэтому детская безнадзорность рассматривается как показатель состояния национальной безопасности России. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества.
Безусловно, существуют различные институты государственной и региональной системы профилактики безнадзорности и беспризорности, которые, к сожалению, действуют разрозненно и неэффективно. Многие актуальные вопросы профилактики остаются нерешенными, а действующая система не дает должного, положительного эффекта. К тому же не всегда отвечает современным требованиям нормативно-правовое, финансовое, научно-методическое и кадровое обеспечения работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также по их социальной реабилитации.
Степень научной разработанности проблемы. В рамках различных отраслей социологии имеются многообразные теоретические подходы к рассмотрению и обоснованию проблемы детской безнадзорности.
Исследования по социологии детства представлены в работах отечественных ученых И.С. Кона [1], С.В. Кочнева, Е.М. Рыбинского [2], С. Н. Щегловой [3] и других авторов, которые, в отличие от психолого-педагогических исследований, методологически связанных с биологической парадигмой развития, рассматривают детство как социальный конструкт, как этап формирования человеческой личности, как особую культурную и социальную реальность, а детей как соучастников социального процесса.
Исследования И. С. Кона, Л. Леви-Брюля, М. Мид, Э. Тайлора представляют собой результаты сопоставительного научного анализа специфики детства в различных культурах.
В контексте социологии социальных проблем детская безнадзорность предстает как социальная проблема, занимающая определенное место в социальной структуре, выполняющая в обществе определенные функции на макро-, меза- и микроуровне. Анализ этой проблемы как социальной патологии обращает к работам С. Смита, Э. Рубингтона, М. Вейнберга. Социальные проблемы как следствие социальной дезорганизации анализируются в работах М. Спектра, Дж. Китсуса, У. Томаса и Ф.Знанецкого. Функционалистский подход к социальным проблемам представлен в трудах Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Р. Нисбета, Т. Парсонса. Конфликтно-ценностный подход к социальным проблемам развивался В. Валлером, К. Кейсом, Р. Мюесом, Р. Фуллером. Отечественные исследования в предметном поле социологии социальных проблем отражены в работах О. И. Иванова, В. Н. Мининой, Т. М. Симоновой, И. Г. Ясавеева и др [ 2 ].
Детская безнадзорность как следствие деструктивных процессов в семье рассматривается в работах по социологии семьи, в рамках которой сложились разные теоретические направления. Сторонники функционализма
(Г. Бейлз, Р. Нимкофф, Д. Огборн) анализируют семью как один из элементов общества, выполняющий специфические функции и удовлетворяющий определенные социальные потребности. Теория конфликта объясняет семейную структуру на различных уровнях. Одни исследователи делают акцент на анализе распределения власти внутри семьи (П. Хартманн, Л. Сафилиос-Ротшильд), другие рассматривают семью как микрокосм конфликта в «большом» обществе (К. Маркс и Ф. Энгельс). Современный вариант теории конфликта, касающийся семьи, предложила П. Хартманн. По
ее мнению, в семье осуществляются экономическое производство и перераспределение материальных благ, при этом интересы каждого ее члена
вступают в конфликт с интересами других членов и общества в целом.
С начала 90-х гг. XX в. в отечественной социологии семьи наиболее популярной стала тематика различного рода девиаций в развитии и функционировании семьи. Наиболее крупный вклад в развитие отечественной социологии семьи внесли: А.И. Антонов и В.М. Медков, М. С. Мацковский, А.Г. Харчев [3].
Основой для анализа роли семейного социального капитала в профилактике детской безнадзорности служат труды Р. Патнема, Дж. Коулмана, И. Бругеля, С. Уоррена и др. Анализируя роль профилактики детской безнадзорности в системе функций социального управления, мы обращаемся к литературе по социологии управления и социальному управлению. Общие проблемы социального управления раскрыты в работах Ю.П. Аверина и Н.М Слепенкова, Г.В. Атаманчука, В.Г. Афанасьева, Н.С. Данакина.
Объект исследования - безнадзорность как социальная проблема.
Предмет исследования – проблема детской безнадзорности в современном российском обществе.
Цель исследования – оценить масштаб явлений детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений и методы борьбы с ними.
Задачи исследования:
1) рассмотреть «безнадзорность» и «беспризорность» как социальное явление.
2) изучить причины безнадзорности и меры по ее профилактике.
3) проанализировать отношение общества к проблемам детской безнадзорности и беспризорности в России.
Гипотеза исследования: несмотря на то, что существуют специальные меры по профилактике и борьбе с безнадзорностью, это явление в России приобретает все более массовый характер, в связи с отсутствием активной и четкой позиции государства по решению этой проблемы.
Теоретическая основа исследования – труды классиков социологии: Т. Парсонса, П. Сорокина, Ч. Бернарда, П. Друкера, а также работы У. Бакли, Э. Гидденса, П. Штомпки и др.ученых. При анализе причин детской безнадзорности на уровне общества за основу принимаются теории аномии Р. Мертона и социального неравенства Я.И. Гилинского. При изучении проблемы детской безнадзорности, ее причин и последствий применяется теория социального капитала, получившая отражение в работах Дж. Коулмана, Р. Патнема, Ф. Фукуямы, С. Уоррена и др. Основой анализа взаимодействия субъектов профилактики детской безнадзорности послужила теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
Методы исследования – анализ теоретических источников, вторичный анализ данных, в том числе статистической отчетности, анализ документов и литературы.
Эмпирическая база – материалы и результаты социологических исследований, проведенных Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ) в 2009 году на тему: «Отношение общества к проблемам детской безнадзорности и беспризорности в РФ».
Научная новизна курсовой работы заключается в том, что предпринята попытка анализа современного состояния проблемы безнадзорности несовершеннолетних на территории Российской Федерации и выявлены основные направления решения этой проблемы.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы с целью расширения представлений о процессах, протекающих в сфере социальной защиты семьи и детства; в разработке программ и проектов, направленных на улучшение положения детей.
1 Кон И.С. Социология детства: [сайт]. URL:http://sexology.narod.ru/book15_1_22.html
2 Рыбинский Е.М. Детство в России: реальность и проблемы. – М., 1996. – 152 с.; Его же. Сиротливое детство России. Что делать? – М.: Научно-иссл. ин-т детства Российского детского фонда,1997. – 112 с. 3
3 Щеглова С.Н. Детство: методы исследования. – М.: Социум, 1999. – 173 с.; Ее же. Как изучать детство: социологические методы исследования современных детей и современного детства. – М.: Юнипресс, 2000. – 72 с.; Ее же. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. – М.: Социум, 2001. – 84 с.; Щеглова С. Н., Васильев Н. В., Кочнев С. В. Права ребенка на защиту от экономической эксплуатации: социологический анализ. – М.: Социум, 2001. – 84 с.
4 Постановление правительства РСФСР 1926 г. «Положение о борьбе с беспризорностью» //Сборник постановлений и распоряжений (СП и Р) СССР. 1929. №18. С. 287.
5 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б)1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // Сборник постановлений и распоряжений (СП и Р) СССР. 1935. № 32. Ст. 252.
6 Самойлова Т.Н. Научное мнение. 2011. №4. С. 17-22.
7 Большая советская энциклопедия. М.: Советское издательство, 1930. С. 81.
8 Давыдов В. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 200.
9 Педагогический словарь/под ред. Н.М. Мархадаева. В 2 т. М.: Просвещение, 1960. Т.1. С. 47.
10 Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. М.А. Соколовой. В 2 т. М.: Владос, 1993.Т. 1. С. 48.
11 Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 24 июня 1999 г. (сизм. и доп. от 22.04.2005 г.). // Гарант – справочная
12 А. Рудов. Беспризорная Россия – Режим доступа: http://index.org.ru/journal/cont17.html
13 Маслова Н.Ф., Абашина А.Д. учебно-методическое пособие / Орловский государственный университет. Орел, 2008.
14 Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007–2010 гг. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172.
15 Пичугин В.Г. Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. №7. С. 238-241.
16 Демченкова Г.З., Полонский М.Л. Теоретические и организационные вопросы диспансеризации населения. – М., 1987.
17 Социальная педагогика: курс лекций. Учеб. Пособие для студ. высших уч. Заведений/под общ. ред. М.А. Галагузховой. – М.2001.
18 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон: Принят Гос. Думой 21 мая 1999г.; Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999г., Москва, 24 июня 1999г. №120-ФЗ // Вестник образования – 2000. - №6.
19 Организация социально-педагогической работы по профилактике детской беспризорности и безнадзорности: учеб.-метод. пособие / М.А. Мазниченко [и др.]. – Сочи, 2007.