Введение
1 Безнадзорность несовершеннолетних как социальное явление
1.1 Понятие, виды, типы и формы детской безнадзорности
1.2 Причины возникновения детской безнадзорности
2 Современное состояние проблемы детской безнадзорности
2.1 Положение безнадзорных детей в Российской Федерации
2.2 Отношение общества к проблеме детской безнадзорности
Заключение
Список использованных источников
В процессе реформ, проводимых последнее десятилетие, совершенно четко выделилась группа (слой) людей, по каким либо причинам, а часто, по их совокупности, фактически не приспособившаяся к выживанию в современных условиях. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными практически во всех сферах жизни.
По данным социологического исследования, проведенного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в группу, называемую "социальное дно", попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Результаты исследования выявили состав социального дна - это нищие, бомжи, а также – безнадзорные дети. При этом их численность составляет около 25 % от всей группы.
На сегодняшний день, содействие неконкурентоспособным группам населения, становится одной из приоритетных задач государства. В отношении безнадзорных детей, наиболее эффективными признаются меры, носящие комплексный и профилактический характер. Несмотря на то, что в отношении этой категории граждан уже проделана большая работа и, в целом, ситуацию, угрожающую некоторое время назад перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать; безнадзорные дети должны оставаться объектом наиболее пристального внимания со стороны государства и общества.
Российская Федерация – это социальное государство. Его политика направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; под государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети – это будущее государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего общества.
Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.
Актуальность темы исследования обусловливается следующими факторами:
1. Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из которых – детская безнадзорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.
2. Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
3. В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа безнадзорных все более активно вовлекаются в занятие проституцией, наркоманией. Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с использованием безнадзорных детей в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из таких мероприятий нарушают духовно-нравственные нормы общества.
Объект: явление детской безнадзорности.
Предмет: отношение общества к проблеме детской безнадзорности.
Цель курсовой работы: рассмотреть проблему детской безнадзорности и отношение населения к данной проблеме.
Задачи:
1. Рассмотреть безнадзорность как социальное явление.
2. Выяснить причины возникновения детской безнадзорности.
3. Рассмотреть современное состояние проблемы безнадзорности несовершеннолетних на территории Российской Федерации.
4. Дать анализ результатам исследования динамики отношения населения к проблеме детской безнадзорности.
Гипотеза: общество осведомлено о проблеме детской безнадзорности, но существующая система помощи безнадзорным детям, в целом, неэффективна.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов, как: Алексеева Л. С., Алмазов Б. Н., Деев В. Г., Захаров А. И., Лоткин Д. Б., Сидоров П. И., Эйдмиллер Э. Г., Юстицкий В. В.
Методологическая основа исследования: положения о сущности и роли социальной среды, ее влиянии на развитие личности; о социальных функциях семьи и ее приоритетной роли в процессе формирования подростка; о социально-культурной воспитательной среде, обеспечивающей процесс социального воздействия на детей и подростков; об основных направлениях социальной политики.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ публикаций и статей по теме детской безнадзорности, анализ документов, вторичный анализ данных.
Практическая значимость исследования: теоретический и практический материал, предоставленный в данной курсовой работе, может быть использован сотрудниками государственных социальных структур и общественных организаций при планировании и совершенствованию работы с молодежью, при разработке программ ее развития.
Научная новизна: показано, что увеличение числа безнадзорных детей и неоднозначное отношение общества к данной проблеме, приводит к необратимым процессам, отклонению от общественных норм, криминализации среди несовершеннолетних, к разрушению личности, делая детей неспособными оказать сопротивление насилию со стороны социального окружения.
1 Безнадзорность несовершеннолетнихкак социальное явление
1.1. Понятие, виды, типы и формы детской безнадзорности
Впервые термин "безнадзорность" в официальных документах появился лишь в 1935 г. Например в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.), которое используется и на сегодняшний день, есть понятие безнадзорность. Однако определение это термина отсутствует. Данного понятия нет и в кодифицированных нормативно-правовых актах, регулирующих права и обязанности несовершеннолетних (например, в Семейном кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе).
Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, перешло в категорию междисциплинарных и полностью вошло в область реальной социально-педагогической практики. В социологии она связана с комплексом проблем в социально-экономической политики государства, так как изменения в системе общественных отношений негативно воздействуют на институт семьи, деформируя его и опосредованно искажая всю систему социализации, воспитания и развития подростка. В юриспруденции – в контексте причин и профилактики безнадзорности. В педагогике – правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи близких взрослых с подростком. В психологии – деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми. В социальной педагогике – социально-педагогический анализ явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление ее последствий.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24.06.1999 г № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к безнадзорным относятся те дети и подростки, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц.
Социально-педагогический подход к определению безнадзорности представляет собой: безнадзорные – это несовершеннолетние, проживающие в семье, но должный контроль над их поведением, обучением, развитием и воспитанием отсутствует.
Справочник социального педагога определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих».
Российская педагогическая энциклопедия разграничивает рассматриваемое понятие: безнадзорность определяется как «отсутствие или недостаточность контроля над поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих».
Выделены такие виды безнадзорности как: нужда, беззащитность, сиротство, брошенность, беженство.
Типы безнадзорности: пассивно-безнадзорные и активно-безнадзорные.
Основные формы безнадзорности: попрошайничество, бродяжничество, проституция, правонарушения.
1. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. "Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в редакции от 6 августа 1986 г.), (с изм. и доп. от июля 2011 г.).
2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) // СЗ РФ от 1. 01. 96. N 1 ст. 16; СЗ РФ от 10. 01. 00. N 2 ст. 153; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ; СЗ РФ от 7. 01. 02. (часть I) ст. 1; СЗ РФ от 7. 07. 03. N 27 (часть II) ст. 2717.
3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изм. и доп. От 22 апреля 2005г).
4. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога, 2 – изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. 336с.
5. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: издательство Большая Российская Энциклопедия, 2008. [Электронный ресурс] // mirknig. com: [сайт]. URL: http:/ www. mirknig. com/2010/04/04/rossijskaya-pedagogicheskaya-yenciklopediya. html. (дата обращения 07.11.2013)
6. Аналитический вестник Совета Федерации РФ. 2009 год, № 20.
7.Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск. 2009. 246с.
8. Калинкина М. Журнал Государственного Управления // 2011, № 5, 45с.
9. Дети улиц: Информационно-консультативный вестник. 2010, [Электронный ресурс] // deti. ru [сайт]/ URL: http:/ www. deti. ru. – files/1270 0213 873-street children-repord. ru (дата обращения 03.12.2013)
10. ВЦИОМ, социологический опрос «Отношение общества к проблеме детской безнадзорности в современной России».[Электронный ресурс] // wciom. ru [сайт]. [2009]. URL: http:/www. wciom. ru/searchTopics. php? t1=6&t2=1 (дата обращения 10.11.2013)