Курсовая работа|Социология

Курсовая Детская безнадзорность как социальное явление

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2013 | Страниц: 33

Введение

1 Безнадзорность несовершеннолетних как социальное явление

1.1 Понятие, виды, типы и формы детской безнадзорности

1.2 Причины возникновения детской безнадзорности

2 Современное состояние проблемы детской безнадзорности

2.1 Положение безнадзорных детей в Российской Федерации

2.2 Отношение общества к проблеме детской безнадзорности

Заключение

Список использованных источников

В процессе реформ, проводимых последнее десятилетие, совершенно четко выделилась группа (слой) людей, по каким либо причинам, а часто, по их совокупности, фактически не приспособившаяся к выживанию в современных условиях. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными практически во всех сферах жизни.

По данным социологического исследования, проведенного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в группу, называемую "социальное дно", попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Результаты исследования выявили состав социального дна - это нищие, бомжи, а также – безнадзорные дети. При этом их численность составляет около 25 % от всей группы.

На сегодняшний день, содействие неконкурентоспособным группам населения, становится одной из приоритетных задач государства. В отношении безнадзорных детей, наиболее эффективными признаются меры, носящие комплексный и профилактический характер. Несмотря на то, что в отношении этой категории граждан уже проделана большая работа и, в целом, ситуацию, угрожающую некоторое время назад перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать; безнадзорные дети должны оставаться объектом наиболее пристального внимания со стороны государства и общества.

Российская Федерация – это социальное государство. Его политика направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; под государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети – это будущее государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего общества.

Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.

Актуальность темы исследования обусловливается следующими факторами:

1. Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из которых – детская безнадзорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

2. Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

3. В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа безнадзорных все более активно вовлекаются в занятие проституцией, наркоманией. Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с использованием безнадзорных детей в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из таких мероприятий нарушают духовно-нравственные нормы общества.

Объект: явление детской безнадзорности.

Предмет: отношение общества к проблеме детской безнадзорности.

Цель курсовой работы: рассмотреть проблему детской безнадзорности и отношение населения к данной проблеме.

Задачи:

1. Рассмотреть безнадзорность как социальное явление.

2. Выяснить причины возникновения детской безнадзорности.

3. Рассмотреть современное состояние проблемы безнадзорности несовершеннолетних на территории Российской Федерации.

4. Дать анализ результатам исследования динамики отношения населения к проблеме детской безнадзорности.

Гипотеза: общество осведомлено о проблеме детской безнадзорности, но существующая система помощи безнадзорным детям, в целом, неэффективна.

Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов, как: Алексеева Л. С., Алмазов Б. Н., Деев В. Г., Захаров А. И., Лоткин Д. Б., Сидоров П. И., Эйдмиллер Э. Г., Юстицкий В. В.

Методологическая основа исследования: положения о сущности и роли социальной среды, ее влиянии на развитие личности; о социальных функциях семьи и ее приоритетной роли в процессе формирования подростка; о социально-культурной воспитательной среде, обеспечивающей процесс социального воздействия на детей и подростков; об основных направлениях социальной политики.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ публикаций и статей по теме детской безнадзорности, анализ документов, вторичный анализ данных.

Практическая значимость исследования: теоретический и практический материал, предоставленный в данной курсовой работе, может быть использован сотрудниками государственных социальных структур и общественных организаций при планировании и совершенствованию работы с молодежью, при разработке программ ее развития.

Научная новизна: показано, что увеличение числа безнадзорных детей и неоднозначное отношение общества к данной проблеме, приводит к необратимым процессам, отклонению от общественных норм, криминализации среди несовершеннолетних, к разрушению личности, делая детей неспособными оказать сопротивление насилию со стороны социального окружения.

1 Безнадзорность несовершеннолетнихкак социальное явление

1.1. Понятие, виды, типы и формы детской безнадзорности

Впервые термин "безнадзорность" в официальных документах появился лишь в 1935 г. Например в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.), которое используется и на сегодняшний день, есть понятие безнадзорность. Однако определение это термина отсутствует. Данного понятия нет и в кодифицированных нормативно-правовых актах, регулирующих права и обязанности несовершеннолетних (например, в Семейном кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе).

Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, перешло в категорию междисциплинарных и полностью вошло в область реальной социально-педагогической практики. В социологии она связана с комплексом проблем в социально-экономической политики государства, так как изменения в системе общественных отношений негативно воздействуют на институт семьи, деформируя его и опосредованно искажая всю систему социализации, воспитания и развития подростка. В юриспруденции – в контексте причин и профилактики безнадзорности. В педагогике – правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи близких взрослых с подростком. В психологии – деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми. В социальной педагогике – социально-педагогический анализ явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление ее последствий.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24.06.1999 г № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к безнадзорным относятся те дети и подростки, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц.

Социально-педагогический подход к определению безнадзорности представляет собой: безнадзорные – это несовершеннолетние, проживающие в семье, но должный контроль над их поведением, обучением, развитием и воспитанием отсутствует.

Справочник социального педагога определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих».

Российская педагогическая энциклопедия разграничивает рассматриваемое понятие: безнадзорность определяется как «отсутствие или недостаточность контроля над поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих».

Выделены такие виды безнадзорности как: нужда, беззащитность, сиротство, брошенность, беженство.

Типы безнадзорности: пассивно-безнадзорные и активно-безнадзорные.

Основные формы безнадзорности: попрошайничество, бродяжничество, проституция, правонарушения.

1. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. "Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в редакции от 6 августа 1986 г.), (с изм. и доп. от июля 2011 г.).

2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) // СЗ РФ от 1. 01. 96. N 1 ст. 16; СЗ РФ от 10. 01. 00. N 2 ст. 153; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ; СЗ РФ от 7. 01. 02. (часть I) ст. 1; СЗ РФ от 7. 07. 03. N 27 (часть II) ст. 2717.

3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изм. и доп. От 22 апреля 2005г).

4. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога, 2 – изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. 336с.

5. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: издательство Большая Российская Энциклопедия, 2008. [Электронный ресурс] // mirknig. com: [сайт]. URL: http:/ www. mirknig. com/2010/04/04/rossijskaya-pedagogicheskaya-yenciklopediya. html. (дата обращения 07.11.2013)

6. Аналитический вестник Совета Федерации РФ. 2009 год, № 20.

7.Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск. 2009. 246с.

8. Калинкина М. Журнал Государственного Управления // 2011, № 5, 45с.

9. Дети улиц: Информационно-консультативный вестник. 2010, [Электронный ресурс] // deti. ru [сайт]/ URL: http:/ www. deti. ru. – files/1270 0213 873-street children-repord. ru (дата обращения 03.12.2013)

10. ВЦИОМ, социологический опрос «Отношение общества к проблеме детской безнадзорности в современной России».[Электронный ресурс] // wciom. ru [сайт]. [2009]. URL: http:/www. wciom. ru/searchTopics. php? t1=6&t2=1 (дата обращения 10.11.2013)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское