Ведение
1 Теоретико-методологический подход к изучению женского предпринимательства. Проблемы, состоящие перед женщинами, на пути успеха
1.1 Современная женщина-предприниматель
1.2 Проблемы женщин-предпринимателей в России
1.3 Гендерные стереотипы в бизнесе
2 Развитие и поддержка женщин-предпринимателей в России
2.1 Динамика развития женского предпринимательства в России
2.2 Меры поддержки женщин-предпринимателей
Заключение
Список использованных источников
Последние три десятилетия уходящего XX века характеризуются, в частности, тем, что на руководящих постах в бизнесе появились женщины.
Они стали получать профессиональное управленческое образование, осваивать и расширять профессиональную квалификацию, заполняя не только вакансии в сфере наемного труда, но и создавая свои фирмы, в ос-новном в сфере торговли и услуг. Женщины добиваются успехов в борьбе за равные возможности, и это выражается их участием в дальнейшем разви-тии бизнеса, особенно в сфере малого бизнеса.
Интеграция Российской Федерации в общемировые экономические процессы требует более активного участия женщин в экономической жизни страны. Самостоятельным фактором гендерного освобождения женщин в сфере экономики становится предпринимательство. Общество обновляется и демократизируется, поэтому поощряется развитие предпринимательства.
В отличие от российских традиций, в западной культуре получила развитие прогрессивная точка зрения на деловую активность женщин. Про-блемы участия женщин в бизнесе в России мало исследованы, в отличие, например, от анализа «безработицы», «инфляции» или «бедности». Форми-рование среднего класса как условие стабилизации общества невозможно представить без участия женщин. В этом отношении назрела необходимость моральной легитимизации женской деловой активности. Женщины, участ-вующие в бизнесе, вынуждены интерпретировать свою идентичность, «под-страиваясь» под патриархальные образцы идеологизированного прошлого, модернизируя социалистические конструкты, копируя модели западной культуры, изобретая собственные формы саморепрезентации, состоящие из обломков гендерных стереотипов прошлого и настоящего.
Поэтому сегодня особенно важным и актуальным представляется изучение женского предпринимательства, прокладывающего себе дорогу «сквозь тернии рынка».
Многие проблемы женщин в современных бизнес-организациях — результат доминирующей деловой культуры, основанной на концепции ра-циональности. Индивидуальность работника подчинена целям организации, его поведение определяется занимаемой должностью и обязанностями.
На пороге XXI века специалисты пришли к единому мнению, что в будущем бизнес должен стать менее иерархичным, более гибким, быстрым и подвижным. Менеджер новой генерации умеет хорошо слушать, мотиви-ровать и поддерживать своих работников. «И есть группа людей, которые имеют огромные преимущества в реализации нового подхода, — это жен-щины».
Степень научной разработанности темы:
В советское время большинство работ по «женскому вопросу» по-священы деятельности женщины на производстве, сочетанию семейных и профессиональных обязанностей.
Современная женская проблематика, как правило, затрагивается в связи с изучением труда и быта женщин, специфики выстраивания и пре-стижа карьеры, социально-психологических особенностей построения от-ношений с мужчинами, детьми, в трудовом коллективе. Меняющийся мир также ставит по-новому вопрос образования для женщин.
Экономические изменения в стране активизируют деятельность уче-ных и общественности в области изучения расширения профессиональных возможностей женщин, материального положения женской части населе-ния, и шире - изменения социально-экономического положения женщин в условиях реформ, их роли как предпринимателей в стабилизации экономи-ческого развития страны.
Положение женщин на рынке труда, правовые аспекты женской за-нятости, подходы к регулированию занятости женщин исследуется в рабо-тах Ржанициной Л.С., Корель Л.В., Кареловой Г.Н., Веллем Л.А..
Беляева О.А., рассуждая об участии женщин в предпринимательской деятельности, отмечает, что «женщина-руководитель, менеджер, владелец доходного капитала – общемировой феномен развития частного предпри-нимательства». Американские исследователи Петерсон Р. И Вермейер К. назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе». Интен-сивность, с которой «волна» женского предпринимательства распространя-ется в мире, свидетельствует о возможностях женщин создавать собствен-ное дело, ставит вопрос о росте их вклада в мировую экономику [6 с.78].
Наиболее динамично процессы становления женского предпринима-тельства проходят в США, что позволило Дж. Нэсбиту назвать 90-е гг. ХХ века «десятилетием укрепления женщин в бизнесе». Действительно, жен-ское предпринимательство в настоящее время является мощной экономиче-ской силой, способствующей процветанию мировой экономики [7 с.37].
В трудах современных классиков менеджмента и бизнеса, к таковым относятся Дафт Р., Боди Д. и другие, затрагиваются проблемы участия женщин в предпринимательстве. В их работах говорится о одинаково спра-ведливом управлении бизнесом, как для мужчин, так и для женщин [9].
Объект исследования – женское предпринимательство.
Предмет исследования – динамика развития женского предприни-мательства в России.
Цель курсовой работы – исследовать динамику развития женского предпринимательства в Российской Федерации в условиях гендерных сте-реотипов.
Задачами исследования являются:
1) раскрыть суть женского предпринимательства;
2) выявить актуальные проблемы женского предпринимательства в современной России;
3) изучить динамику развития женского предпринимательства в России;
4) проанализировать пути улучшения положения женщин в биз-несе в современном российском обществе.
Гипотеза исследования:
Женщины-предприниматели наравне с мужчинами способны управ-лять бизнесом. Вопреки гендерным стереотипам, их число растёт в Россий-ской Федерации.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых рассматриваются особенности женского предпринимательства, их проблема на пути успеха, а также ген-дерные стереотипы. (Барсукова С.Ю., Бабаева Л.B., Чирикова А.Е., Сереги-на И.И., Достоевский Ф.М., Гидденс Э., Бердяева Н., Дафт Р., Петерсон Р., Дж. Нэсбит, Блохина Н.А. и другие).
Методологическая основа исследования:
Принцип объективности и научности, исторический и сравнитель-ный подход, метод вторичного социологического анализа.
Методы исследования:
Анализ литературы по данной теме, исторический метод, сравнение, анализ статей.
Эмпирическую базу составили исследования «Женщина и бизнес», проводимые RB.ru совместно с Центром предпринимательства в сентябре 2014 года, данные переписи 1959 года, показатели числа женщин предпри-нимателей по данным Госкомстата РФ, данные анкетного опроса, организо-ванного и проведенного Центром политических технологий в 2006 году в целях выяснения числа женщин в бизнесе.
1 Барсукова С.Ю. Специфика женского предпринимательства, 2007. С. 75-83
2 Бабаева П.В. Женщина в бизнесе, 2008. - 80 с.
3 Серёгина И.И. Гендерные отношения в России: традиции, современность, будущее, 2009. С. 78-80
4 Ржаницына Л.С. Социально-экономическое положение женщин сегодня // Трудовые права женщин, 2008. С. 3-9
5 Зубкова Е.М. Феноменология, 2009. - 30 с.
6 Чирикова А.Е. Деловая женщина в экстримальных ситуациях, 2010. - 78 с.
7 Монастырский В.А. Эволюция образа женщины в кино, 2009. - 37 с.
8 Беляева О.А. Предпринимательское право, 2009. - 5 с.
9 Дафт Р. Менеджмент, 2008
10 Асаул А.Н., Скуматов Е.Г., Локтёва Г.Е. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательства, 2008. - 1 с.
11 Семёнова Ю.А. Специфика развития женского предпринимательства в современной России, 2009. С. 20-21
12 Барсукова С.Ю. И снова о женском предпринимательстве, СОЦИС, 2008 №5. С. 148-153
13 Блохина Н.А. Понятие гендер: становление, основные концепции и представления, 2007. - 1 с.
14 Митина В.Ф., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения, 2010. - 1 с.
15 Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы, 2008. С. 6-136
16 Хоткина З.А. Гендерные стереотипы на рынке труда, 2011. - 50 с.
17 Юкина И.И. Введение в гендерное исследование, 2009. - 66 с.
18 Бердяева Н. Русский эрос или философия любви в России, 2008. - 251 с.