Введение
1 Теоретические аспекты журналистики как культурообразующей деятельности
1.1 Духовно-практические функции в системе функций журналистики
1.2 Механизм участия журналистики в формировании духовно–практической культуры общества
1.3 Концептуальные основания для разработки информационной политики в сфере духовно–практической деятельности в современных условиях
2 Журналистика как разновидность духовно-практической деятельность журналистики
2.1 Общая характеристика телеканала «Россия – Культура»
2.2 Телеканал «Россия – Культура» и его роль в духовно-практической деятельности
2.3 Перспективы развития и будущее телеканала «Россия – Культура» в духовно-практической деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Духовно-практические функции
Приложение Б Анкета
Россия вступила в XXI век, который отличается от всех предшествующих эпох прежде всего преобладанием информационных технологий во всех сферах жизни. Роль СМИ и журналистики в такой ситуации значительно возрастает, поскольку в условиях информационной цивилизации трудно представить возможность социального управления и даже самого существования общества без налаженных и постоянно действующих каналов обмена массовой информацией. Это свойство создаваемой все убыстряющимися темпами информационной цивилизации важно для культуроформирующей деятельности.
Такую ситуацию можно было бы только приветствовать, если бы СМИ и журналистика были лишь нейтральными «трансляторами» высокой культуры, отвечающей всем признанным критериям «истинности», ценности, подлинности и гуманистичное в самом высоком смысле слова, и в результате, обеспечивали бы полноценный процесс формирования высокой культуры общества.
Тот факт, что каналы российских СМИ за редким исключением заполнены произведениями, ценность которых в культурном смысле может быть оспорена, говорит о важности критериально выдержанной концепции культуроформирующей деятельности СМИ, которой в настоящий момент нет. Более того, ярким примером отношения государства к высокой культуре стала очередная годовщина выдающегося режиссера А.А.Тарковского, когда на государственном телеканале его фильм прошел поздно ночью и увидеть его для абсолютного большинства россиян не было никакой возможности.
В этой связи необходимо определить возможности адекватного современным требованиям управления этой сферой деятельности СМИ, то есть найти или создать такие механизмы управления культуроформирующей деятельностью, которые, с одной стороны, должны опираться на сущностные характеристики культуры, а с другой, учитывать наличие в обществе ценностей свободы слова и свободы СМИ. В качестве критериев успешности их реализации должны рассматриваться культурное развитие общества, достижение всеми его социальными слоями и группами понимания важности и нужности высокой, истинной культуры и установление в нем высоких идеалов «культурного человека», «культурных взаимоотношений людей между собой» и умения использовать идеалы высокой культуры в повседневной жизни и деятельности всех членов общества.
Исходя из вышесказанного актуальность темы определяется происходящими в современных условиях изменениями в содержании культуроформирующей деятельности журналистики. Эти изменения обусловлены усиливающимся многообразным влиянием журналистики на общество и все возрастающей ролью массовой информации в формировании массового сознания.
Степень разработанности проблемы определяется уровнем развития журналистики как разновидности духовно-практической деятельности, ее содержание, структура. Основные теоретические разработки по данной проблеме осуществлены за рубежом, и не отражают российской социокультурной специфики, отечественные же исследования посвящены большей частью журналистским аспектам анализа социальной работы СМИ в духовно-практической деятельности. Это работы, характеризующие вопросы оптимизации профессиональной деятельности журналиста с позиций формирования ее духовного наполнения и повышения личной ответственности журналиста за результаты своей деятельности.
Объект – духовно-практическая деятельность
Предметом исследования является журналистика, как разновидности духовно-практической деятельности.
Целью работы является изучение журналистики, как разновидности духовно-практической деятельность.
Задачи:
- рассмотреть духовно-практические функции в системе функций журналистики;
- рассмотреть механизм участия журналистики в формировании духовно–практической культуры общества;
- рассмотреть концептуальные основания для разработки информационной политики в сфере духовно–практической деятельности в современных условиях;
- проанализировать общую характеристику телеканала «Россия – Культура»;
- проанализировать телеканал «Россия – Культура» и его роль в духовно-практической деятельности;- рассмотреть перспективы развития и будущее телеканала «Россия –Культура» в духовно-практической деятельности.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход.
Теоретическую основу настоящего исследования составили положения работ теоретиков журналистики: В.Г.Афанасьева, В.М.Горохова, Б.А.Грушина, И.П.Магая, В.Д.Пельта, Е.П.Прохорова, И.Д.Фомичевой, И.А.Шерковина и др., которые помогли определить наиболее общие принципы функционирования журналистики и СМИ. Работы данных авторов легли в основу создания таких концептуальных положений, как «функции журналистики», «информационная политика», «информационная политика в сфере культуры», «информационное воздействие» и другие.
Эмпирическую базу исследования составили материалы следующих изданий: «Россия – Культура», «Известия», «Итоги», «Культура», «Правда - пять», «Российская газета» и ряда других. Рассмотрены номера ежедневных и еженедельных газет и журналов. Их выбор обусловлен их типичностью для современной ситуации на рынке печатных СМИ.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Моральный выбор журналиста. Тюмень, Центр прикладной этики. 2016.- 224с.
2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этос среднего класса. Нормативная мораль и отечественные реалии. Тюмень, Центр прикладной этики. 2017.-С.37-39.
3. Барулин B.C. Российский человек в 20 веке. Потери и обретения себя. СПб.: Алетейя, 2016. - 432 с.
4. Першке Г. Журналистика как отрасль духовного производства, в сб.: Основ-ные понятия теории журналистики. М., 2017.
5. Мельник Г.С. Журналистское образование: концепции и стратегии.: Межвуз. сб. / Отв. ред. Г.С. Мельник, Б.Я. Мисонжников, СПб., 2016.
6. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. Т.2. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2017. - 368 с.
7. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Учебное пособие. М., Изд-во МГУ, 2018.
8. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., Искусство. 2017.
9. Ильченко С.Н. Технология СМИ: Творческие профессии на телеви-дении и радио / С.Н. Ильченко, В.Ф. Познин, Е.П. Почкай. – СПб., 2003.
10. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. М., 2016.
11. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 2018.
12. ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., Логос. 2018.
13. Коробейникова Л.А. Эволюция представлений о культур в культурологии //СоцИс. №7. 2017. С. 25-28.
14. Митрошенков О. А. Духовная культура и власть (социологический анализ) / Личность. Культура. Общество. 2016. № 4. - 255 с.
15. Дэннис Э. Мэррилл Дж. Беседы о массмедиа / Пер. с англ. А. Кась-яненко, Н. Кигай, М., 2017.
16. Алиева М.М. Глобализация телевизионных новостей: Си-эн-эн / М.М. Алиева // Журнал Российской академии наук «США v Канада: экономика, политика, культура». - М.: Изд-во Наука, 2017. - No12. С.79-97.
17. Алиева М.М. Редакционная политика Си-эн-эн: смена парадигмы /М.М. Алиева // Журнал Российской академии наук «США v Канада: экономика, политика, культура». - М.: Изд-во Наука, 2018. - No3. С. 116-120.
18. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания [Текст] / М.И. Шилова // Классный руководитель. – 2017. – № 3. – С.26.
19. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание [Текст] / Н.Е.Щуркова. – М.: Пед. общество России, 2018. – 128 с.
20. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г. Яновская – СПб.: Питер, 2016. – 413 с.