Введение
1.Женщина и предпринимательство
1.1 Роль женского предпринимательства в мире
1.2 Женское предпринимательство в России
1.3 Причины ухода женщин в предпринимательство
1.4 Группы проблем, существенных для женского предпринимательства
2. Государственная поддержка женского предпринимательства
2.1 Програмы по развитию женского предпригнимательства
2.2 Меры по повышению конкурентноспособности
Заключение
Список использованных источников
Актуальность работы. Проблема становления женского бизнеса в России обозначилась за последние годы весьма существенно, и продолжает оставаться актуальной, так как женщина, несмотря на более чем семидесятилетний период утверждения равноправия мужчины и женщины, остается в плену традиционного стереотипа о вторичной ценности деловой карьеры и ограниченных пределах такой карьеры. Женщиной освоены многие сферы проявления деловой профессиональной активности, но именно бизнес с его динамикой способен в сравнительно кратчайшее время обнаружить способность или неспособность руководителя вести организацию к успеху, а это означает, что приход женщины в бизнес проявит деловой потенциал и вселит уверенность, и тем самым поможет преодолеть устаревшие представления. Женщинам необходимо решиться попробовать свои силы в малоосвоенной сфере.
Степень научной разработанности проблемы женского предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса в исследованиях отечественных социологов представлена недостаточно широко, хотя за рубежом эта сфера социологии успешно развивается. В трудах зарубежных авторов проблема отражена в недавно изданной книге Сильвии Энн Хьюлит «Executive Women and Myth of having it all» («Деловые женщины и миф о том, что можно иметь все»)1. Эта книга приводит пессимистические доводы о том, что совмещение успешной карьеры и материнства не возможно - даже в такой развитой стране как США. Социальное неравенство женщин с мужчинами американский социолог Н.Смелзер определяет как «условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж».
Объект исследования – женское предпринимательство.
Предмет исследования – социально-экономические мотивации и факторы женщин предпринимателей в современной России.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить специфику социально-экономических мотиваций и факторов предпринимательской деятельности женщин в современной России.
Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1) раскрыть социально-экономические подходы к изучению женского предпринимательства;
2) проследить генезис социально-экономических концепций женского предпринимательства как общественно значимого явления;
3) выявить основные мотивации и факторы деятельности женщин предпринимателей, проживающих в городах с разной численностью населения;
4) сравнить социально-демографический портрет женщины предпринимателя России и США;
5) сформулировать практические рекомендации по активизации государственной поддержки женского предпринимательства Объектом исследования является предпринимательство в сфере малого и среднего бизнеса.
Гипотеза исследования состоит в причинах прихода женщин в бизнес.
Теоретическую основу исследования составляет структурно-функциональный подход Т. Парсонса ключевым понятием которого, является понятие «социального действия», книга Босака И. Женское предпринимательство. Теория и практика управления, а также совместная работа Самарцевой О., Фоминой Т. Особенности женского менеджмента. Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент.
Методы исследования: метод анализа теоретического и практического материала, метод экспертных оценок.
Научная новизна заключается в том, что была определена роль и место женского предпринимательства в России.
1 Женщина и предпринимательство
1.1 Роль женского предпринимательства в мире
Ушедший XX век богат явлениями парадоксального характера: среди них массовый выход женщин в мир свободного предпринимательства. «Тихой революцией в мировом масштабе» назвали этот феномен американские исследователи женского предпринимательства Р. Петерсон и К. Вермейер.
Действительно, в Америке женский бизнес является мощной экономической силой, способствующей процветанию страны. В США и Канаде женщины владеют третью всего малого бизнеса - свыше 30% объектов малого бизнеса находится в руках женщин, и это число имеет тенденцию к возрастанию. Во Франции количество женщин, имеющих свое дело, возрастает в три раза быстрее, чем количество мужчин. В целом по развитым странам женщины составляют от 30 до 50% бизнесменов, включая банковское дело, бухгалтерский учет и компьютерную науку. В семьях с двумя работающими около 1/4 женщин зарабатывают больше своих мужей.
Как негативные факторы для развития женского предпринимательства выступают:
- дискриминация женщин;
- «картина внутренних барьеров» - это страх лидерства или страх успеха. Женщины боятся негативной оценки со стороны близких (или не близких) мужчин. Причем страх лидерства свойственен не только взрослым женщинам, что может определяться особенностями женского опыта, но даже способным, одаренным девочкам;
- кроме того, важным фактором является неуверенность женщин в себе и низкая самооценка, дополненная отсутствием необходимого профессионального честолюбия;
- еще один фактор - отсутствие достаточного количества примеров для подражания. В целом, сила полоролевых стереотипов продолжает оставаться доминирующей, но это не означает, что в перспективе, на фоне продолжающегося притока женщин в предпринимательство, она не будет смягчаться.
Женский бизнес во всем мире выделен в отдельную сферу предпринимательства, и это обосновано той причинно-следственной связью, которая существует между созданием женских предприятий и уменьшением процента безработицы, снижением социальной напряженности в обществе.
Босак И. Женское предпринимательство / Теория и практика управления. – 2007. - №8.
Женское предпринимательство в экономике России и СНГ. Сборник / под ред. Э.М. Ивановой. - М.: 2009. - 176 с.
Козина И.М. Женщины и занятость: советское наследие // Соц. иссл. – 2008. - №1.
Малютина Т. Г. Отличительные черты женского предпринимательства в России // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ. - 2007. - №3.
Прокофьева Л., Фести П., Мурачева О. Профессиональная карьера мужчин и женщин // Вопросы экономики. - 2008. - № 3.
Рощин С.Ю. Предпринимательство и собственность // Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в России в Контексте целей развития тысячелетия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.owl.ru/rights/ undp2003 /index.htm
Самарцева О., Фомина Т. Особенности женского менеджмента // Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. - М.: ИСИ РАН, 2007.
Сегодня безработный, завтра – предприниматель // Югорское время. – 2007. - №50.
Тартаковская И. Мужская работа, женская работа: Рубеж // Альманах социальных исследований. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.socnet.narod.ru/Rubez/16-17/tartakovskaya.htm
Турецкая Г. Женщина и работа. Совмещение работы и семьи различными категориями работающих женщин // Социологические исследования. – 2008. - №1.
Чирикова А.Е. Женское предпринимательство в России: концептуальные подходы и направления исследований // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. редактор и составитель, к.э.н. Е.Б. Мезенцева. - М.: ИСЭПН РАН - МЦГИ , 2010.
Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы (проблемы становления женского предпринимательства в России). // Вопросы экономики. – 2010. - №3.