Введение
1 Влияние движения чайлдфри в современном обществе
1.1 История движение чайлдфри, особенности формирования и влияния на общество
1.2 Особенности движения чайлдфри в современном обществе
2 Движение чайлдфри в Краснодарском крае
2.1 Особенности чайлдфри в Краснодаре
2.2 Анализ перспектив развития движения чайлдфри
Заключение
Список использованных источников
Приложение Анкета опроса
Курсовая работа: 37 стр., 15 источников, 1 прил.
ДЕТИ, РОДИТЕЛИ, ЧАЙЛДФРИ, ОПЕКА, ЗАБОТА, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ, ДЕМОГРАФИЯ, РОЖДАЕМОСТЬ
Объект исследования – чайлдфри. Предмет исследования – движение чайлдфри в Краснодарском крае
Цель работы – выявить основные тенденции в существующем движении чайлдфри, сделать прогноз его перспектив.
Методы исследования: анализ теоретического и фактического материала, анализ и синтез.
В процессе исследования были проанализированы первоисточники, разработана анкета теоретического исследования, проведено социологическое исследование, в результате которого было выявлено, что чайлдфри, как движение в Краснодарском крае существует и развивается. Это объясняется нестабильностью экономической ситуации, социальной напряженностью и отсутствием гарантий для будущего.
Новизна курсовой работы: разработан инструментарий и проведено социологическое исследование, в результате которого были полученные данные о чайлдфри, отношении к ним, их жизненному восприятию, выявлены основные причины их отказа от детей, сделан анализ источников их появления и последствий для демографической ситуации в России.
Практическая значимость. Особенности суеверий в молодежной среде представляют собой практический интерес для семейных центров, психологических центров и центров реабилитации, т.к. данная тема помогает формировать представление об особенностях образа жизни чайлдфри и мотивах деятельности каждого представителя данной категории населения.
1. Влияние движения чайлдфри в современном обществе
1.1 История движение чайлдфри, особенности формирования и влияния на общество
Глобализирующееся общество не дает возможности какой-либо стране сохранять свою аутентичную культуру, закрываться от мировых общественных течений и сохранять те семейные ценности, которые прививались нашими родителями: многодетность, моногамия, гетеросексуальность и т.д. В последние десять лет, когда все поверили в свободу слова, а американизация нашей страны достигла колоссальных уровней, в стране стали появляться дауншифтеры – менеджеры, которые устали от ежедневной загрузки. Люди, которые одномоментно собрались и уехали в теплую страну, с дешевой едой, жильем и отсутствием офиса. Или же сексуальные меньшинства, поддержкой которых пестрит интернет. Безусловно, вопросы сексуальной ориентации были всегда, но теперь это выставляется напоказ, появляется в телевизорах как тема обсуждения для ток-шоу. И вместо желания бороться с проблемой, возникает активная агитация.
Последние несколько лет «прогрессивная» часть нашей страны окунулась в новую для себя модную тенденцию – чайлфри: добровольный отказ от детей.
Чайлдфри (в переводе с английского «свободный от детей») – это отсутствие детей и сознательное желание их никогда не иметь, то есть, добровольная бездетность. Это движение зародилось в Америке. Противоречивое социальное общество, которое выводит в гипертрофированный статус феминизм, гомосексуализм и теперь родительство: чайлфри появилось в противовес стандартным семейным парам. И послужило вызовом общепринятым нормам и ценностям. Противоречивость и парадоксальнее желание сломать все существующие нормы, породило нарастающую популярность чайлдфри как в Европе, так и в России. Что же лежит в основе данного движения, можно ли назвать его субкультурой, почему движение чайлдфри растет и политизируется?
В 70-е годы ХХ столетия в США, которые уделяют особое внимание фурмулировкам, чтобы не обидеть ни одного члена общества, впервые предложили заменить отчасти обижающий термин «childless», т.е. «бездетные» на «childfree», т.е. «свободные от детей. Для тех, кто увлекается иностранными языками, практически не видно отличия между этими терминами. Феминистки Элен Пек и Ширли Радл смогли объяснить обществу, что бездетные люди воспринимаются этим же обществом в качестве неполноценных, не справившихся с одной из главных задач по поддержанию нормального количества членов этого же общества – рождением ребенка. При этом люди, «свободные от детей», просто не хотят брать на себя такую социальную, моральную и общественную нагрузку в виде рождения ребенка. Чтобы защитить права тех, кто не хочет иметь детей, Э. Пек и Ш. Радл организовали первое чайлдфри сообщество – The National Organization of Non-Parents, NON, а по-русски: «объединение НЕ-родителей».
Как любое общественное движение в Америке сразу же набрало активных последователей, которые заинтересовались идеями и поддержали ярых феминисток. Их деятельность привлекла внимание широкой общественности: Элен и Ширли стали героями американских СМИ, которые активно искали таких «героев», которые бы могли отстаивать свои права и идти против укоренившейся системы. Основные принципы движения девушки излагали и на страницах собственных книг. [3]
Первая чайлдфри-организация просуществовала лишь одно десятилетие – The National Organization of Non-Parents перестала существовать в феврале 1985 года. Но основа мирового движения была сформирована, и нашлось много продолжателей общественной идеи об отсутствии малышей в семье.
Предвыборная речь Билла Клинтона, в которой он рассказывал о семейных ценностях, важности полной семьи. Стоит заметить, что идеальный образ семьи в представлении американце – это взятый в кредит дом, два автомобиля, двое детей, муж, жена и собака. Активная пропаганда семьи дала мотив учительнице средней школы Лесли Лафайет создать организацию The Childfree Network. Лесли приняла решение о необходимости защищать права тех людей, кто решил нарушить общепризнанные устои и отказаться от рождения детей. Деятельность Лафайет оказалась весьма успешной: филиалы ее движения появились в крупнейших европейских странах. Статус чайлфри могли носить не только женщины, но и мужчины. Представителями этой организации регулярно проводились социологические опросы, по результатам которых, «бездетные по желанию» пары добивались немыслимого карьерного роста и были вполне довольны своей жизнью.
Неожиданно для последователей, Лесли Лафайет решила добровольно отказаться от движения чайлдфри, покинув руководящий пост на пике популярности своей организации. Исследователи вопросы предполагали, что лидер забеременела: поставив под сомнения идейность движения чайлдфри. Но филиалы чайлдфри, которые были открыты по всему миру, продолжают свое дело и поныне.
1 Золина Г.Д. Основные показатели работы органов и учреждений социальной защиты населения Краснодарского края в 2010 году: Сборник материалов [Текст] / Под. общ. ред. Г.Д. Золиной. Краснодар, 2011. – 101 с.
2 Антонова Ю. А. Коммуникативные стратегии в текстах, репрезентирующих идеологию childfree: на грани экстремизма Текст /Антонова Ю.А. // Политическая лингвистика, № 2 /2013 – С. 170.
3 Медков В. М. Демография: Учебник. – 2-e изд.[Текст]/ Медков В.М. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 683 с.
4 Сериков А.А. Газета «За Русское Дело» Пятиминутка ненависти к рожающему «быдлу» Текст / А.А. Сериков // №5(157), 2010г. С. 4 – 5.
5 Зверева Н.В. Основы демографии: Учеб. Пособие [Текст]/ Н.В.Зверева, И.Н.Веселкова, В.В.Елизаров.-М.: Высш.школа, 2004. – 374 с.
6 Захарова Е.А. Отчет о деятельности государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Молодежный центр развития личности» в 2010 году. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.moicentr.ru/file/859/ МЦРЛ за 2010 год.doc (Дата обращения 08.05.12).
7 Кукса Л.П. Концепция семейной политики Текст / Л.П. Кукса // Семья в России. - М., 2009. - №1. - С. 99-111.
8 Ядов В.А. Социология в России – 2-е изд. [Текст]/ Ядов В.А. -М.: Издательство Института социологии РАН, 2008. 722 с.
9 Крашенинников Е.П. Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. Е. П. Крашенинникова -М., 2009. 563 с.
10 Андреева Г. М. Социальная психология [Текст]/ Андреева Г.М. -М., 2010. 342 c.
11 Миллер М. А. Физическое здоровье населения в демографическом развитии России Текст / М.А. Миллер // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 1. С. 32 – 153.
12 Логинова Ю. «Удивительный мир чайлдфри»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detka-konfetka.ru/articles/planing/planirovanie_semyi/4405.html Дата обращение ( 22.11.2014).
13 Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир - Системы. Демография, экономика, культура. – 2-е изд. [Текст]/ Коротаев А.В., Малков А.С., Халтурина Д.А. -М.: УРСС, 2012. 421 с.
14 Митрикас А. А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы Текст/ А.А. Митрикас // Социологические исследования. 2004. №5. С. 65-73.
15 В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Учебник для вузов. – 2-е изд. [Текст]/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 407 с.
16 Рыбаковский Л. Л. «Депопуляция – угроза выживанию» [Текст]/ Рыбаковский Л.Л. -М. 2009. 452 с.