Введение
1 Теоретические основы бюрократизма как общественного явления
1.1 Бюрократия как общественное явление
1.2 Бюрократический феномен в России
2 Анализ особенностей российской бюрократии
2.1 Бюрократия и власть в России
2.2 Основные характеристики российской бюрократии
3 Пути реформирования бюрократизированного общества
3.1 Мероприятия по дебюрократизации российского общества
3.2 Мероприятия по повышению эффективности реализации
государственных услуг
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Приложение З
Актуальность изучения бюрократизма как социальной проблемы обусловливается рядом факторов. Во-первых, реальной потребностью изменить форму организации всех сфер общественной жизни. Во-вторых, противоречием между этой объективной потребностью и связанной с нею иерархизацией общества и развитием демократии, включением широких слоев населения в общественную жизнь, в политическую деятельность. С этим связана также необходимость нахождения оптимального соотношения между профессионалами и непрофессионалами в управленческом процессе, между управляющими и управляемыми, руководителями и подчиненными. В-третьих, если говорить о нашей стране, то актуальность изучения данной проблемы предопределяется нарушениями, деформациями норм жизни гражданского общества и связанной с этим необходимостью формирования демократического общества, правового государства, углубления и расширения самоуправленческих начал, осуществления реформ во всех сферах жизни.
Бюрократия (социальный слой профессиональных управленцев), бюрократическая организация управления (управление, осуществляемое через бюрократию, в противоположность самоуправлению)- сложнейшие явления общественной жизни. С одной стороны, бюрократизм, как форма управления имеет такие положительные свойства как профессионализм, оперативность в решении вопросов, целенаправленность и высокая координированность действий, способность управлять сложными системами. И, поэтому, бюрократическая организация управления неизбежна для общества. С другой стороны, бюрократия - носитель негативных черт: консерватизма, подавления гражданских свобод, формального отношения к делу и других отрицательных свойств. Очевидно, попадая в разные социальные условия, бюрократия поворачивается к обществу то своими позитивными, то негативными сторонами. Во всем мире пытаются найти средства максимально рационализирующие бюрократическую организацию управления.
В последнее время в российском обществе как никогда сильны антибюрократические умонастроения. Слово «чиновник» стало нарицательным. Любое соприкосновение обычного россиянина с государственным служащим разного уровня превращается в своеобразное испытание, сопровождаемое унижением, нарушением прав, волокитой, вымогательством. Зажатые с двух сторон бюрократией и работодателями, наши сограждане, при решении каких-либо вопросов, находятся в крайне затруднительном положении, поскольку различные институты по защите гражданских прав либо не существуют, либо малоэффективны.
На протяжении столетий в России господствовала авторитарно-политическая культура, составной частью которой является бюрократическое управление. Смена социально-политического устройства не приводит к немедленному изменению ментальности и внутреннего настроя людей. Поэтому в ежедневных проявлениях бюрократизма постоянно угадываются тени прошлого, которые оставили глубокий след в индивидуальном и коллективном сознании общества.
В данной курсовой работе выполнен анализ первоисточников, разработана программа и инструментарий исследования, в результате которого было выявлено, что бюрократия играет важную роль в жизни гражданского общества, являясь одним из важнейших компонентов механизма реализации государственной власти.
Анализ природы и роли государства содержится в трудах представителей новой институциональной экономической теории (НИЭТ) -Р. Коуза, Д. Норта, Р. Рихтера, О. Уильямсона, Т. Эггертссона, Э. Г. Фуруботна. В рамках этой теории государственная бюрократия рассматривается с позиции теории трансакционных издержек, теории контрактов и теории принципал-агентских отношений. Основополагающими работами в этой области являются труды Б. Вейнгаста, М. МакКабинса, Т. Mo, М. Морана. Вместе с тем необходимо отметить, что большинство исследователей разрабатывает проблему принципал-агентских отношений между бюрократами и политиками, в то же время дополнительного анализа требуют принципал-агентские отношения между бюрократами и обществом.
Анализу социального поведения бюрократии посвящены работы российских ученых А. Аузана, Р. Капелюшникова, Ю. Латова, В. May, Р. Нуреева, В. Радаева. Исследование современной российской практики взаимодействия институтов гражданского общества и национальной бюрократии проводится в работах Е. Балабановой, И. Мерсияновой, JI. Якобсона. При этом влияние неформальных институтов на взаимодействие граждан и национальной бюрократии до сих пор не изучено в полной мере.
Не раскрытыми до конца остаются, многие особенности функционирования бюрократии. Это связано, в значительной степени, с быстрыми изменениями, происходящими в самом объекте исследования.
Целью исследования является исследование особенностей российской бюрократии, выявление проблем реформирования бюрократизированного общества.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы бюрократизма как общественного явления;
2) определить бюрократию как общественное явление;
3) рассмотреть бюрократический феномен в России;
4) проанализировать особенности российской бюрократии;
5) исследовать взаимоотношения бюрократии и власти в России;
6) выделить основные характеристики российской бюрократии;
7) сформулировать пути реформирования бюрократизированного общества;
8) предложить мероприятия по дебюрократизации российского общества;
9) конкретизировать мероприятия по повышению эффективности реализации государственных услуг.
Гипотеза исследования состоит в том, что бюрократия - это явление общественное, социальное, присущее только социуму, неразрывно связанное с таким социальным явлением, как власть. Радикальным средством борьбы с бюрократизмом является смена самого принципа организации власти и управления, должна быть налажена устойчивая обратная связь субъекта власти и объекта.
Методологической основой исследования является использование системного подхода к изучаемой тематике и проведение исследований на основе принципов объективности и научности.
Методами исследования стали: вторичный анализ материалов других социологических исследований, анализ теоретического и практического материала по теме исследования.
Эмпирической базой исследования – статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные социологических опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Автономной некоммерческой организации «Аналитический Центр Юрия Левады» (АНО Левада-Центр), «Фонда общественного мнения».
1 Захарова Т.И. Государственная служба и кадровая политика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова Т.И.- Электрон. тексто-вые данные.- М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 312 c.- Режим до-ступа: http://www.iprbookshop.ru/10647.- ЭБС «IPRbooks», по паролю
2 Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М.М. Сперанского [Электронный ресурс]: монография/ Томсинов В.А.- Электрон. текстовые данные.- М.: Зерцало-М, 2013.- 476 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8141.- ЭБС «IPRbooks», по паролю
3 Федеральный закон от 27 июля 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службе». [Текст]. - М.: Юридическая литература, 2003г.
4 Шевченко В.Н. Российское государство опыт философского прочтения [Электронный ресурс]/ Шевченко В.Н., Соколова Р.И., Спиридо-нова В.И.- Электрон. текстовые данные.- М.: Прогресс-Традиция, 2012.- 512 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21524.- ЭБС «IPRbooks», по паролю
5 Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государ-ственной гражданской службе Российской Федерации». [Текст]. - М.: Ин-фра, 2004.
6 Указ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе гос-ударственной службы». [Текст]. - М.: Инфра, 2011.
7 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Текст]. // Российская газета. - 1993. - № 12 (4).- 25 декабря Политическая социология [Электронный ресурс]: учебник/ Ж.Т. Тощенко [и др.].- Электрон. тексто-вые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 496 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16463.- ЭБС «IPRbooks», по паролю
8 Федеральная служба государственной статистикики [Электрон-ный ресурс]. – Электрон. журн. (1 файл). – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/#//. – Загл. с экрана
9 Бюрократия и власть в новой России: позиция населения и оценки экспертов. Аналитический доклад Институт социологии РАН [Электронный ресурс]. – Электрон. журн. (1 файл). – Режим досту-па:http://www.sociology-institute.ru //. – Загл. с экрана
10 Итоги опроса россиян [Электронный ресурс]. – Электрон. журн. (1 файл). – Режим доступа: http:// http://corp.fom.ru/. – Загл. с экрана.
11 Официальный сайт специализированной организации «Нацио-нальный Антикоррупционный Совет Российской Федерации» [Электрон-ный ресурс]. – Электрон. журн. (1 файл). – Режим доступа: http://www.korupcii.net/index.php?id=13&s=4 //. – Загл. с экрана
12 Медведев сообщил о провале модернизации экономики России// Lenta.ru, 07.09.2011 (http://www.lenta.ru/news/2009/08/31/innovation/).
13 Чиновники.ру (http://www.chinovniki.su/quote).
14 Дмитрий Медведев – чиновникам: «Кто не исполняет поручения президента – на улицу пусть идёт!»// Комсомольская правда (http://kp.ru/daily/24456/619214/).
15 Бюро международных информационных программ Государ-ственного департамента США (http://usinfo.state.gov/russki/).
16 Высказывания Т.Г.Нестеренко информационному агентству «РИА-Новости» на круглом столе на тему: «Реформа государственных (му-ниципальных) учреждений – за что придётся платить россиянам?»// Мини-стерство финансов РФ: Официальный сайт, 10.06.2013(http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=10008).
17 Волков С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе/ Сайт С.В.Волкова (http://swolkov.narod.ru/ins/01.htm).
18 Бюрократия и власть в новой России: позиция населения и оценки экспертов. Исследование Института социологии РАН совместно с российским представительством фонда Фридриха Эберта, 2012 г.
19 http://open-gov.ru/