Введение
1 Молодёжь как социальная группа
2 Интернет-зависимость в молодёжной среде
3 Влияние социальных сетей на личность молодых людей
4 Распространение Интернет-зависимости в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Тест на интернет-зависимость
Приложение Б Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости
Свобода слова, анонимность интернет-пространства, возможность получить желаемое общение на любые темы в любое время суток, возможность выплеснуть эмоции, получить ответ на любой вопрос заставляет молодых людей все больше и больше времени проводить в интернете. Кто-то описывает практически каждое свое действие в твиттере ("Варю борщ", "Сижу ем, забыл купить сметану", "Собираюсь гулять с собакой"), кто-то бесцельно бродит по сайтам (так называемый "серфинг"), кто-то ставит статусы ВКонтакте и следит за комментариями "друзей" и количеством сердечек "мне нравится" к записи, но каждый из них не осознавая этого уже заменяет реальную жизнь виртуальной, проводя в "сети" почти все свободное время – с телефона в институте и в дороге, с компьютера на работе, с планшета в метро, с ноутбука дома. Потребность в общении, в понимании, в сочувствии в совершенно равнодушной реальности толкает молодых людей в многообещающую виртуальную реальность, где на сотню друзей и знакомых обязательно найдется человек, который сидит в интернете в тоже самое время, что и вы, который может "выслушать", прочитав вашу запись, прокомментировать ваши достижения, что-то посоветовать или просто посочувствовать, поставив "смайлик".
Психологическая зависимость от необходимости постоянного нахождения онлайн приводит к тому, что уже сейчас мы можем видеть абсурдную картину – встретившиеся в кафе пообщаться две подруги сидят, уткнувшись каждая в свой телефон с включенным интернетом, и рассылают или проверяют приходящие сообщения в своих аккаунтах в социальных сетях. При этом, обменявшись всего несколькими фразами, заполняющими паузы между набором или прочтением сообщений, они расходятся абсолютно довольные проведенной встречей, не замечая, что общения между ними как такового не происходило и встречи как бы и не было. Все это показывает нам насколько серьезна в данный момент проблема интернет-зависимости среди молодежи. Самая активная часть общества становится замкнутой, предпочитая виртуальное общение реальному, становится заметно явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме.
Интернет-зависимость – прямое следствие проблем, имеющихся в наших головах. Находить новых знакомых и информацию, оттачивать свое литературное мастерство – это замечательно, хорошо и приятно. Так что Интернет вполне может быть полезен для решения разного рода задач. Но не для замены жизни. Средство не должно становиться целью. В зависимость от иллюзии безнаказанности попадают слабые и трусливые люди, которые в реальной жизни боятся даже болонок. Это они устраивают в Сети бокс по переписке. В зависимость от иллюзии свободы попадают те, у кого плохо с личным пространством.
Степень научной разработанности проблемы. Интернет-зависимости посвящено много исследований и книг. А.Е. Войскунский остановился на методологических вопросах Интернет-зависимости в понимании зарубежных авторов. Проанализировав основные методы измерения Интернет-зависимости, он отметил их главные недостатки, универсальные компоненты в их структуре, представил Интернет-зависимость как континуум состояний. Далее он рассмотрел ряд методов терапии аддиктов и сообщил о критическом отношении со стороны Американской медицинской ассоциации к перспективе официального признания Интернет-зависимости.
Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. в своей книге «Психология жителей Интернета» рассмотрели проблемы личностных изменений, возникающих в новой социальной ситуации развития личности, задаваемой формированием Интернет-культуры. Так же представили данные изучения характера, самосознания и познавательной сферы жителей Интернета, рассмотрели особенности эмоциональной и ценностной регуляции поведения в Сети. Был дан анализ перспектив развития личности в информационном обществе. Обзор теоретических и экспериментальных работ, опубликованных за последние годы по данной теме, является на настоящий момент наиболее полным из существующих русскоязычных обзоров.
Объект исследования – молодёжь.
Предмет исследования – проблема Интернет-зависимости среди молодёжи.
Цель работы – изучить проблему интернет-зависимости, определить категорию молодых людей, наиболее подверженных риску получения Интернет-зависимости.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть молодёжь как социальную группу;
2. Выявить особенности Интернет-зависимости и причины её возникновения у молодёжи;
3. Определить, как социальные сети влияют на личность молодых людей;
4. Изучить распространение Интернет-зависимости в России.
Гипотеза исследования – интернет-зависимость (уход в виртуальную реальность) можно рассматривать как способ компенсации трудностей в социально-психологической адаптации к реальному социуму в молодежной среде.
2 Интернет-зависимость в молодежной среде
XXI век – время продвинутых информационных технологий. Сейчас подавляющее число людей даже боятся представить свою жизнь без своего компьютера, нетбука, смартфона или любого другого гаджета, позволяющего находиться онлайн. С одной стороны, Интернет – это великолепный способ быть в курсе всех событий, мгновенно обмениваться информацией с людьми даже с другого континента, зарабатывать деньги, не выходя из дома и тут же их тратить.
Но с другой стороны, Интернет – это огромная паутина, где застревают миллионы молодых людей со всего мира ежедневно. Для многих из них реальная жизнь перестала существовать, и они полностью погрузились в так называемую виртуальную реальность, и не исключено, что они подвержены Интернет-зависимости.
Жизнь человека определяется, прежде всего, его реализацией в реальном мире. Это и речемыслительная деятельность, и реальное взаимодействие с другими людьми, и удовлетворение телесных потребностей. Интернет-зависимостью чаще страдают люди, которые сталкиваются с трудностями в преодолении препятствий при удовлетворении социальных потребностей, потребностей в любви и уважении, потребности в близких отношениях. Зависимость от Интернета становится своего рода уходом от преодоления этих препятствий в реальном мире. Для одних людей это уход осознанный, для других это происходит постепенно.
В большинстве случаев Интернет-зависимость возникает на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым. Как правило, наблюдается неприятие и осуждение обществом индивида, поглощенного сетью, что еще больше усугубляет конфликт «индивид-общество», а следовательно усиливает пристрастие к проведению времени в сети. Характерной же чертой самовыражения в Интернете, происходящего посредством блогов, дневников, страничек в социальных сетях, является то, что его зрительской и читательской аудиторией является обезличенная масса Интернет-пользователей.
Актуальность исследования психологических последствий интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей – пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к Интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме интернет-зависимости в молодёжной среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.
Термин «Интернет-зависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г, Интернет-аддикция оказалась фактически легализована–не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи.
В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости (или аддиктологии), связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведется на материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от Интернета. Фактически ставится вопрос о многообразии способов «ухода» из реальной жизни путем изменения состояния сознания.
Среди отечественных специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко. «Элементы аддиктивного поведения, – пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, – свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности».
1 Сладкова О.Б. Современные коммуникационные технологии как культурно-политический фактор [Электронный ресурс]//Научная Лаборатория: [2009]. URL: http://misit/ucoz/ru/load/14-1-0-27 (дата обращения 23.09.2014).
2 Лисовский В.Т. Социология молодежи//Социологический словарь. 2-е изд., перераб. И доп./Науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко. Минск, 2010, с. 407-410.
3 Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988.
4 Войскуновский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2009, с.82-101.
5 Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2010. Т.25. № 1. C.90-100.
6 Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2008. С 100-131.
7 Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2009, 431 с.)
8 Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29.
9 Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2011, 431 с.).
10 Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2009, стр.32-58.
11 Мое здоровье [Электронный ресурс] // Виды зависимостей [сайт]. [2013]. URL: http://my-health.ru/content/59-kakie-byvayut-zavisimosti (дата обращения 21.10.2013).
12 Самойлик А.А. - Интернет-зависимость – актуальная проблема современного общества // Вестник Череповецкого государственного университета, 2013.
13 Ларионова С.О., Дегтерев А.С. – Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики // Педагогическое образование в России, 2013.
14 Гуревич К.Г., Антонов А.Р., Черепкова Е.В. – Критерии и варианты интернет-зависимости // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2010.
15 Компьютерная зависимость [Электронный ресурс] // Симптомы компьютерной зависимости [сайт].[2014]. http://www.psyhologyside.ru/sides-233-1.html (дата обращение 25.10.2014).